Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 21 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: Кутепов А.К. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Никитина И.О. - член Комиссии, начальник отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Силичев М.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 4 по признакам нарушения ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
Представителя ЗАО "ГУТА - Страхование" по доверенности от 02.12.2010 года N 1913.
В отсутствии представителя ОСАО "Ингосстрах". установила:
В адрес Ставропольского УФАС России 12.01.2011 поступила жалоба ОСАО "Ингосстрах" по вопросу недобросовестной конкуренции ЗАО "ГУТА - Страхование". Нарушение выразилось в следующем.
ЗАО "ГУТА - Страхование" в ноябре 2010 года принимало участие в открытом конкурсе N 4/10 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
По мнению заявителя ЗАО "ГУТА - Страхование" предоставило недостоверные сведения о цене контракта. Несмотря на установленные страховые тарифы, обязательные к применению всеми страховщиками, ЗАО "ГУТА - Страхование" предложило необоснованно низкую цену контракта, рассчитанную в нарушение порядка, предусмотренного ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
В результате данных действий ЗАО "ГУТА - Страхование" получило необоснованное конкурентное преимущество и стало победителем открытого конкурса N 4/10 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
На рассмотрении дела директор ЗАО "ГУТА - Страхование" признал допущенные нарушения и пояснил, что нарушения произошли по его вине.
Комиссия Ставропольского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
1. ЗАО "ГУТА - Страхование" имеет лицензию от 05.06.2007 СN 182077 на осуществление страхования. В соответствии с уставом, предметом деятельности общества является страхование: обеспечение посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, возникшим в различных сферах их деятельности. Общество имеет филиал в городе Ставрополе.
Основной целью ОСАО "Ингосстрах", в соответствии с уставом, является осуществление всех видов страхования, перестрахования и получение прибыли. Общество имеет филиал в Ставропольском крае.
Таким образом, ЗАО "ГУТА - Страхование" и ОСАО "Ингосстрах" являются по смыслу статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" конкурентами.
2. Заказчиком открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств для ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" является ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае".
Извещение о проведении открытого конкурса, а также конкурсная документация были размещены 13 ноября 2010 года на официальном сайте: http://www.torgi.stavkray.ru/ (извещение о проведении открытого конкурса N 4/10).
В конкурсной документации был указан перечень и характеристика 99 транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности.
Конкурсная документация заказчика предполагала, что лучшим условием исполнения контракта, предложенным в заявках на участие в конкурсе является цена контракта.
Согласно протоколу N 101113/002614/183/1 от 17 декабря 2010 года, к участию в открытом конкурсе было допущено: 4 страховые компании:
ЗАО "ГУТА-Страхование" (филиал в городе Ставрополе).
ООО "Росгосстрах" (филиал в городе Ставрополе).
ОАО "Военно - страховая компания".
ОАО "Страховая группа МСК".
В соответствии с приложением N 2 к протоколу N 101113/002614/183/1 от 17 декабря 2010 года вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, участниками конкурса были предложены следующие условия исполнения контракта:
ЗАО "ГУТА-Страхование" (филиал в городе Ставрополе). |
192692,01 |
ООО "Росгосстрах" (филиал в городе Ставрополе). |
233765,50 |
ОАО "Военно - страховая компания". |
254434,99 |
ОАО "Страховая группа МСК". |
260000,00 |
В соответствии с протоколом N 101113/002614/183/3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, победителем признано ЗАО "ГУТА-Страхование" (филиал в городе Ставрополе) с ценой государственного контракта 192692,01 руб.
3. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств заказчика является нарушением Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Из представленных в Ставропольское УФАС России расчетов страховых премий по данному конкурсу следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного заказчиком, ЗАО "ГУТА-Страхование" занизило суммы страховых премий по следующим транспортным средствам:
Занижение обществом страховой премии привело к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество получило преимущество перед другими участниками и стало победителем конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе, допущена недобросовестная конкуренция, которая выразилась в нарушении порядка расчета страховых премий, что привело к уменьшению цены контракта и получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг. Действия ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе причинили (либо могли причинить) убытки конкурентам, поскольку они лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить клиента в лице ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 28.02.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016