Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 22 февраля 2011 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Мироненко П.И. - председателя Комиссии, руководителя Управления,
Кречковской Е.А. - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
Емельянова Д.А. - члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля размещения госзаказа,
рассмотрев материалы дела N 11-06/02-58, установила:
В УФАС по Волгоградской области 15.02.2011 вх. N 885 поступила жалоба ЗАО "СМУ-Донаэродострой", в которой обжалуются действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году".
Из жалобы ЗАО "СМУ-Донаэродострой" следует, что при рассмотрении заявки было принято решение об отказе в допуске на участие в аукционе ЗАО "СМУ-Донаэродорстрой" на основании п. 1. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в связи с непредставлением документов, предусмотренных в документации об аукционе (отсутствует копия лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну).
Заявитель считает данную причину отказа необоснованной по следующим основаниям.
Частью 2 ст.35 ФЗ-94 "Закона о размещении заказов" установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе и в соответствии с ч.2.2 не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе.
Раздел II Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21.07.1993 г. "О государственной тайне" и Указ Президента РФN1203 от 30.11.1995 г. "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" содержит исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Так же распоряжением президента РФ утвержден Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. В данный перечень органов государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями составляющими государственную тайну, не входит Комитет муниципального заказа администрации г. Волгограда и Муниципальное учреждение Службы единого заказчика-застройщика "Дирекция строительства объектов городского хозяйства".
В ходе строительства "Физкультурно-оздоровительный комплекса с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул. Молодежная в Кировском районе Волгограда" никакие секретные сведения составляющие государственную тайну передаваться Заказчику не могут и не будут, на основании того что данный объект строительства не относится к режимному, засекреченному объекту и для него не установлен особый режим безопасного функционирования.
На основании вышеизложенного, заявитель считает, что у аукционной комиссии не было оснований для отказа в допуске к участию в аукционе ЗАО "СМУ Донаэродорстрой", чем нарушены требования Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На заседании комиссии представители заказчика - МУ Служба единого заказчика-застройщика "Дирекция строительства объектов городского хозяйства" и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа администрации Волгограда - не присутствовали, но предоставили возражения против доводов, изложенных в жалобе, в которых считают, что аукционная комиссия приняла законное и обоснованное решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году" ЗАО "СМУ-Донаэродострой". В удовлетворении заявленных требований просили отказать.
По результатам рассмотрения всех материалов дела, Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области пришла к выводу о том, что жалоба ЗАО "СМУ-Донаэродострой" является обоснованной в силу следующих обстоятельств:
Из ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ следует, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, во исполнение указанного положения федерального законодательства порядок размещения заказов для нужд Волгограда должен соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ к таким процедурам.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ размещение заказов может осуществляться, в том числе, путем проведения торгов в форме аукциона.
Уполномоченным органом - Комитетом муниципального заказа администрации Волгограда - размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году".
Предметом муниципального контракта, заключаемого по результатам рассматриваемого аукциона, является выполнение комплекса работ по строительству объекта::"Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году" с начальной (максимальной) ценой контракта 128 900 000,00 рублей.
Муниципальным заказчиком при размещении данного заказа выступает МУ Служба единого заказчика-застройщика "Дирекция строительства объектов городского хозяйства", уполномоченным органом - Комитет муниципального заказа администрации Волгограда.
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация открытого аукциона при проведении открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году" утверждена решением председателя Комитета муниципального заказа администрации Волгограда.
В соответствии с ч.9 ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Изменение предмета аукциона не допускается. В течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена документация об аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. Внесение изменений в документацию об аукционе в случае, предусмотренном частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, не допускается.
14.01.2011 г. уполномоченным органом были внесены изменения к документации об открытом аукционе открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году" на основании поданной муниципальным заказчиком - МУ Служба единого заказчика-застройщика "Дирекция строительства объектов городского хозяйства" - заявки N 19 от 14.01.2011 г. об изменении условий данного аукциона. В связи с внесенными изменениями срок окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе перенесен до 11.30 31 января 2011 г.
Согласно п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Из ч.1 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ следует, что для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов, а также ч. 3 ст. 36 вышеуказанного закона на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 вышеуказанного Закона.
Таким образом, обязательным условием допуска к участию в аукционе на право заключения указанного муниципального контракта является представление документов, соответствующих требованиям документации об аукционе. Несоответствие заявки документации об аукционе является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Согласно Протокола заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году" от 08.02.2011 г. участнику размещения заказа ЗАО "СМУ-Донаэродострой" отказано в допуске к участию в аукционе на основании "п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ в связи с непредставлением документов, предусмотренных в документации об аукционе (отсутствует копия лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну)".
В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу изменений документации об аукционе от 14.01.2011 г. Разделом "Для участия в аукционе участники должны предоставить следующие документы, заверенные в установленном порядке" предусмотрено наличие у участников размещения заказа копии лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.
Ч.2.1 ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ установлено, что не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 ""О государственной тайне" государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Заказчиком - МУ Служба единого заказчика-застройщика "Дирекция строительства объектов городского хозяйства" в нарушение требований в Уведомлениях по делу N 11-06/02-58 от 17.02.2011 г. N 06-13/992 и от 21.02.2011 г. N 06-13/1079 не была представлена запрашиваемая информация, обосновывающая включение в документацию спорного аукциона требования о предоставлении копии лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.
При изучении документации открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году", Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что сведения указанные в ведомостях выполняемых работ, являющимися неотъемлемой частью документации спорного аукциона, не входят в перечень сведений, составляющих государственную тайну, установленный Указом Президента Российской Федерации "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" от 11.02.2006 N 90, принятым в соответствии с ст.5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Следовательно, требование к участникам аукциона в пункте 12 раздела документации об аукционе, озаглавленном "Для участия в аукционе участники должны предоставить следующие документы, заверенные в установленном порядке", о представлении ими в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, необоснованно и влечет ограничение количества претендентов на участие в аукционе, поскольку хозяйствующие субъекты, не имеющие такой лицензии, не могут участвовать в объявленном открытом аукционе.
Таким образом, отказ аукционной комиссии в допуске участнику размещения заказа ЗАО "СМУ-Донаэродострой" по основанию отсутствия у него копии лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну не правомерен.
Поскольку Федеральный закон от 21.07.2005 г. N94-ФЗ не предусматривает возможность установления требования к участнику размещения заказа о наличии у него вышеобозначенной лицензии в случае, если деятельность, связанная с выполнением работ, являющихся предметом муниципального контракта, не подлежит лицензированию; установление требования о предоставлении в составе заявки копии лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, нарушает положения части 2.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по Волгоградской области установила, что при проведении открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году" заказчиком и уполномоченным органом нарушены положения п.1 ч.1 ст.11, ч. 2.1 ст.34 Федерального Закона от 21.07.05г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, жалоба ЗАО "СМУ-Донаэродострой" является обоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.17, 57, 60 Федерального Закона от 21.07.05г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "СМУ-Донаэродострой" обоснованной.
2. Признать заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт "На выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул.Молодежная в Кировском районе Волгограда" в 2011 году" нарушившими п.1 ч.1 ст.11, ч. 2.1 ст. 34 Федерального Закона от 21.07.05г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу по размещению заказа для муниципальных нужд Волгограда для муниципальных заказчиков предписание об аннулировании размещения муниципального заказа.
4. Выдать заказчику предписание о недопущении в дальнейшем выявленных нарушений.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по Волгоградской области материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 22 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016