Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 16 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе
председатель Комиссии Гниденко ЛМ,
члены комиссии Гагарская ЛА, Синебрюхова ЛИ
рассмотрела дело N 03-05/14-2011 по признакам нарушения требований ч 7 ст 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения в Архангельской областной газете "Правда Севера" N 135 (25978) от 24.11.2010 на странице 12 (Двенадцать) рекламы следующего содержания "Турагентство Рай_Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование авиа и ж/д билеты_".
в присутствии
лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП Шведюк Натальи Петровны
представителя ООО "Беломорье" - Поповой Марии Павловны (доверенность от 01.02.2011);
руководителя рекламной службы - Шляковой Марии Михайловны (доверенность от 16.02.2011)
УСТАНОВИЛА
В Архангельской областной газете "Правда Севера" N 135 (25978) от 24.11.2010 на странице 12 (Двенадцать) размещена реклама "Турагентство Рай_Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование авиа и ж/д билеты_" с признакаминарушения ч7 ст5 и ч1 ст28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Под объектом рекламирования понимается товар средства индивидуализации юридического лица и (или) товара изготовитель или продавец товара результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование концерт конкурс фестиваль основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама При этом в качестве товара рассматриваются также работы и услуги
Рассматриваемое рекламное объявление распространено в печатном издании адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к туристическим услугам (в частности туры и круизы в кредит) в том числе к финансовым услугам по кредитованию и страхованию а также формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке реализации товаров народного потребления, те отвечает законодательному определению рекламы приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе".
Ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст 3 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с ч 1 ст 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются
Согласно ч 11 ст 5 ФЗ "О рекламе" при производстве размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации в том числе требования гражданского законодательства законодательства о государственном языке Российской Федерации
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу В частности статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского товарного и коммерческого кредита
В соответствии с договором на размещение рекламных и рекламно-информационных материалов N 170/10 от 12 мая 2010 г заказчик (в лице ИП Шведюк Натальи Петровны) поручает а Исполнитель (ООО "Беломорье") принимает на себя обязанность по размещению рекламных и(или) рекламно-информационных материалов Заказчика в газете "Правда Севера" или (и) "Беломорье" в объеме и на условиях предусмотренных договором Согласно п2.1.1. договора заказчик обязуется направить исполнителю готовый утвержденный оригинал-макет рекламного и/или рекламно-информационного материала для размещения в издании в соответствии с требованиями исполнителя не менее чем за 3 (три) календарных дня до момента подписания номера издания в печать
Согласно договору на публикацию рекламных и информационных материалов от 27 июля 2009 года б/н ООО "Беломорье"(Заказчик) поручает а ООО "Издательский дом "Правда Севера" (Исполнитель) принимает на себя обязанность по размещению рекламных и(или) информационных материалов заказчика в СМИ Архангельской области (газетах "Правда Севера", "Северный Комсомолец", "Беломорье").
Данное рекламное объявление было опубликовано в газете "Правда Севера" N 135 (25978) от 24.11.2010 на странице 12 (Двенадцать).
В ходе запрашиваемой информации было установлено что между ИП Шведюк НП и ОАО "АЛЬФА-БАНК" заключен договор о сотрудничестве N АП29010084 от 28 мая 2009 года о порядке взаимодействия сторон при обслуживании клиентов приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита предоставленного клиенту банком а также порядок доставки документов клиентов оформленных при предоставлении кредита Между ИП Шведюк НП и ЗАО "Страховая группа Спасские ворота" заключен агентский договор N 147 от 30 сентября 2010 года предметом которого является осуществление агентом от имени и по поручению страховщика деятельности направленной на заключение российскими и иностранными физическими и юридическими лицами со страховщиком договоров страхования
В силу части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование для индивидуального предпринимателя - фамилию имя отчество).
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции") под финансовой услугой понимается банковская услуга страховая услуга услуга на рынке ценных бумаг услуга по договору лизинга а также услуга оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15275/08 от 31.03.2009 и N 15340/09 от 31.03.2009 поддержана правовая позиция антимонопольных органов касающаяся оценки рекламы финансовых в том числе банковских услуг на соответствие требованиям законодательства о рекламе Судами отмечено что реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться отсутствие каких-либо сведений в рекламе может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условие приобретения туров в кредит и страхование по ним при этом для его обозначения используется текстовой оборот "кредит и страхование".
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам банковским услугам по предоставлению кредита и услугам страхования При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице предоставляющем кредит и страхование
Текст размещенного рекламного объявления не соответствует требованиям ч 1 ст 28 ФЗ "О рекламе", так как не содержит информации о лице оказывающем финансовые услуги в то время как кредит на приобретение туров и круизов в Турагентстве "Рай" (ИП Шведюк НП) предоставлялся ОАО "АЛЬФА-БАНК", а страхование осуществляется ЗАО "Страховая группа Спасские ворота".
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре об условиях его приобретения или использования если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита и страхования направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться то существенной является не только информация привлекательная для потребителя но и информация способная обмануть ожидания сформированные у потребителей такой рекламы
Отсутствующая в рекламе информация является существенной поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц предоставляющих кредит и осуществляющих страхование
В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности получения кредита непосредственно в турагентстве "Рай". Вместе с тем как установлено материалами дела ИП Шведюк НП самостоятельно не предоставляет кредит и не осуществляет страхование
При размещении данного рекламного объявления должны были быть указаны сведения о лице предоставляющем кредит и осуществляющем страхование
Отсутствие информации о лице предоставляющем кредит и осуществляющим страхование вводит в заблуждение потребителей рекламы что противоречит ч 7 ст 5 ФЗ "О рекламе".
Учитывая указанное рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч 7 ст 5 и ч 1 ст 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Таким образом в данном случае имеет место реклама не отвечающая требованиям ФЗ "О рекламе". В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей
На основании части 6 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 несет рекламодатель рекламодателем является ИП Шведюк Наталья Петровна (ИНН 290122020328, гАрхангельск улКрасных Партизан 17/1, кв66 ), что подтверждается договором N 170/10 от 12 мая 2010 г, электронной перепиской между ИП Шведюк НП и газетой "Правда Севера" от 08.11.2010 и от 22.11.2010, актом N 2080 от 24 ноября 2010 г
В заседании комиссии ИП Шведюк НП пояснила что макет рекламы представленный для размещения в газете "Правда Севера" N 135 (25978) от 24.11.2010 был разработан в соответствии с требованиями действующего рекламного законодательства и содержал сведения о наименовании лиц кем предоставляется кредит и кем осуществляется страхование
В силу части 7 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет рекламораспространитель рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Беломорье" (ИНН 2901197589, гАрхангельск прНовгородский32), что подтверждается договором N 170/10 от 12 мая 2010 г, электронной перепиской между газетой "Правда Севера" и ИП Шведюк НП от 21.12.2010, актом N 2080 от 24 ноября 2010 г, счетом на оплату N 2052 от 24.11.2010 г
На запрос Архангельского УФАС от 14.12.2010 ООО "Издательский дом "Правда Севера" письмом от 24.12.2010 б/н пояснило что публикация данного рекламного объявления прошла один раз В ответ на определение Архангельского УФАС от 26.01.2011 г N 03-12/337 ООО "Беломорье" факсом направило письмо от 07.02.2011 б/н с пояснениями о том что заказчиком по договору был предоставлен готовый макет рекламы в котором имелась информация о лице предоставляющем кредит - "Альфа-Банк" и о лице занимающимся страхованием - "Спасские ворота". По вине дизайнера компьютерной верстки Гришенковой М при верстке макета произошла ошибка
В соответствии с ч 4 ст 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями рекламопроизводителями рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
Рекламодателем и рекламораспространителем в заседание Комиссии от 16.02.2011 по делу N 03-05/14-2011 не представлены доказательства об устранении нарушений ч 7 ст 5 и ч 1 ст 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в добровольном порядке
Руководствуясь п 1 ч 2 ст 33 и ч 1 ст 36 ФЗ "О рекламе", абзацем "е" пункта 36, пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508), Комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА
1. Признать размещенную в Архангельской областной газете "Правда Севера" N 135 (25978) от 24.11.2010 на странице 12 (Двенадцать) рекламу "Турагентство Рай_Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование авиа и ж/д билеты_" ненадлежащей поскольку в ней нарушены требования ч 7 ст 5 и ч 1 ст 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "Беломорье" нарушившим требования ч 1 ст 28 ФЗ "О рекламе".
3. Выдать рекламораспространителю ООО "Беломорье" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе а именно о прекращении распространения ненадлежащей рекламы
4. Производство по делу 03-05/14-2011 в отношении ИП Шведюк Натальи Петровны прекратить
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Беломорье", предусмотренном ст 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение изготовлено в полном объеме "17" февраля 2011 года
В соответствии с п 1 ст 37 ФЗ "О рекламе" решение предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения выдачи предписания в порядке предусмотренном ст 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
"16" февраля 2010 года г Архангельск
Комиссия Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе
Председатель Комиссии |
Гниденко ЛМ |
Заместитель руководителя Архангельского УФАС России |
Члены Комиссии |
Гагарская ЛА |
Главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
|
Синебрюхова ЛИ |
Старший специалист 1 разряда отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
на основании решения от 16.02.2011 по делу N 03-05/14-2011 о признании ООО "Беломорье" нарушившим требования ч 1 ст 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с п 1 ч 2 ст 33, ч 1, 3 ст 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508),
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. ООО "Беломорье" с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе а именно прекратить распространение рекламы "Турагентство Рай_Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование авиа и ж/д билеты_" признанной ненадлежащей опубликованной странице 12 (Двенадцать) в Архангельской областной газете "Правда Севера" N 135 (25978) от 24.11.2010 г
2. ООО "Беломорье" в срок до 16 марта 2011 года представить в Архангельское УФАС России по адресу г Архангельск ул К Либкнехта д 2 письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания
В соответствии с ч 2.4 ст 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного решения предписания федерального антимонопольного органа его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Предписание антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражный суд в порядке предусмотренном ст 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) в течение трех месяцев со дня выдачи предписания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016