Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 24 февраля 2011 г. N 7024-10/8
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:.
рассмотрев дело N 7024-10/8 по признакам нарушения ИП П. М.И. (юридический адрес: 443072, г. Самара, _, _линия, д..)) части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", выразившегося в распространении наружной рекламы на территории г. Самара, а именно на пересечении Московского шоссе и ул. Ташкентской, а также на ул. Ново-Садовой (в районе Постникова оврага) на рекламном щите 3*6 м следующего содержания: "СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ! Кама-505 175/65 R14 999 р. Шинный дискаунтер ЮНИПОЛ 17 км., московское шоссе/алма-атинская".
в присутствии представителей:
заявитель - отсутствует (возбуждено по собственной инициативе);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП П М.И. (443072, г. Самара, )
заинтересованное лицо - ООО "Юнипол-Самара" (юридический адрес: 443115, г. Самара, Московское шоссе, 17 км, 1 линия) представитель по доверенности от 14.12.2010 г. _А.В.
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
ООО "Юнипол-Самара" в ноябре 2010 года в г. Самаре на пересечении Московского шоссе и ул. Ташкентской, а также на ул. Ново-Садовой (в районе Постникова оврага) на рекламном щите 3*6 м разместило рекламу следующего содержания: "СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ! Кама-505 175/65 R14 999 р. Шинный дискаунтер ЮНИПОЛ 17 км., московское шоссе/алма-атинская", в которой используется непристойный и оскорбительный образ, выразившийся в фотографическом изображении исключительно обнаженной женской груди, часть которой прикрыта автомобильными шинами с дисками.
Кроме того, указанный рекламный образец распространялся посредством полиграфической продукции, а именно карманных календарей.
Указанное изображение девушки, содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
ИП П.М.И. является рекламодателем, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
Реклама распространялась ИП П. М.И. по договору N 143/10 от 01.11.2010 г., заключенному между ИП П. М.И. (Заказчик) и ООО "СпецРесурс" (Исполнитель), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по организации размещения рекламных материалов на рекламоносителях. Согласно приложению N 1 от 01.11.2010 г. к указанному договору ООО "СпецРесурс" был размещен 1 рекламный материал по адресу: ул. Ново-Садовая Шмидта.
В материалах дела имеется письмо-справка ООО "СпецРесурс" от 21.02.2011 г. о демонтаже данного баннера 29.11.2010 г.
Реклама распространялась ИП П. М.И. по договору N 303 от 01.11.2010 г., заключенному между ИП П. М.И. (Заказчик) и ООО "Акцент" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель берет на себя обязательства по размещению и изготовлению рекламной информации Заказчика.
Согласно приложению N 4 от 17.01.2011 г. к указанному договору ООО "Акцент" был размещен 1 рекламный материал по адресу: Московское шоссе/Авроры (ЦАВ).
В материалах дела имеется письмо ООО "Акцент" о демонтаже данного баннера 29.12.2010 г.
Реклама распространялась ИП П. М.И. по договору N 346 оказания услуг по размещению рекламного материала от 28.10.2010 г., заключенному между ИП П. М.И. (Заказчик) и ООО "БИДЖИ" (Исполнитель), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание комплекса услуг (работ) по размещению рекламного материала Заказчика на рекламоносителях Исполнителя.
Согласно Дополнительного соглашения к указанному договору от 28.10.2010 г. ООО "БИДЖИ" был размещен 1 рекламный материал по адресу: Московское шоссе/Ташкентская.
В материалах дела имеется справка ООО "БИДЖИ" о демонтаже данного баннера 29.11.2010 г.
Реклама распространялась ИП П. М.И. по договору N 115 от 18.10.2010 г., заключенному между ИП П. М.И. (Заказчик) и ООО "СамПринт" (Исполнитель), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по изготовлению полиграфической (или рекламной) продукции.
Согласно Приложению 1 от 18.10.2010 г. к указанному договору ООО "СамПринт" было изготовлено 500 карманных календарей.
В материалах дела имеется Акт N3 от 11.01.2011 г. ИП П. М.И. во выделении к уничтожению рекламных материалов - календарь карманный 10х7см "Соблазнительные цены" - 200 шт.
Согласно устным пояснениям ИП П. М.И. оптовую торговлю шинами осуществляет ООО "Юнипол-Самара", а розничную торговлю - ИП П. М.И.
Дискаунт - организация розничной торговли, поддерживающая низкие цены на товар за счет снижения издержек обращения (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б."Современный экономический словарь"(ИНФРА-М, 2006).
Указанный довод подтверждается также накладной NУ00002976 от 15.12.2010 г. и квитанцией к приходному кассовому ордеру N2913 от 15.12.2010 г., выданными ИП П. М.И.
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов "непристойность" и "оскорбить".
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
"непристойность" - крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
"оскорбить" - крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Антимонопольным органом к участию в деле в форме запроса мнений по двум рекламным образцам были привлечены такие общественные организации как Общественный комитет в защиту нравственности, Региональное Духовное Управление Мусульман Самарской области, Самарская областная организация союза журналистов России.
Данная реклама содержит визуальные образы обнаженной женской груди, часть которой прикрыта автомобильными шинами с дисками, которые оскорбляют убеждения физических лиц, что и подтверждается письмами указанных выше общественных организаций.
По оценке РДУМСО (Региональное Духовное Управление Мусульман Самарской области), "Религия ислам основана на чистоте помыслов в вере и высокой нравственности приверженцев этой религии. И не случайно законы исламского шариата предписывает женщинам находиться в общественных местах, соблюдая определенные правила, а именно: скрывать от посторонних те части тела, которые могут быть восприняты как соблазн для мужчин, ведущий к греховным поступкам".
Самарская областная организация союза журналистов России в лице Большого Жюри (правовая-этическая комиссия) также высказало свое мнение (исх. 450 от 13.11.2010 г. / вх. 2540 от 14.12.2010 г.), согласно которому: "фирма использовала в распространенной рекламе шинных дискаунтеров в качестве фона оголенные женские груди, что, в конечном счете, определило бестактный, неприемлемый для подавляющего большинства потребителей характер, нарушая общепрнятые нормы непристойности".
Все ответы на запросы Самарского УФАС России данными организациями были представлены на фирменных бланках с указанием наименования организаций, их адресов, телефонов, ИНН.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия.
С учетом мнений Регионального Духовного Управления Мусульман Самарской области, Самарской областной организации союза журналистов России рекламного изображения, мест и объекта рекламирования, количества рекламных плакатов данная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно - часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", так как в ней использован непристойный и оскорбительный образ, который оскорбляет как чувства верующих, так и убеждения физических лиц.
Кроме того, в п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится об осуществлении прав и свобод человека и гражданина, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц, что подтверждается в том числе и мнениями общественных организаций.
Таким образом, наружная реклама ИП Половинкина М.И. содержит нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать наружную рекламу ИП П. М.И. распространенной на улицах г. Самара, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
2. Предписание ИП П. М.И. о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России _ для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 22 февраля 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 24 февраля 2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 февраля 2011 г. N 7024-10/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016