Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 2 марта 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Кутепов А.К. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Никитина И.О. - член комиссии, начальник отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, Смерчанский Г.В.- член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 15 по признакам нарушения ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителя ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (доверенность N249 от 02.03.11), установила:
В ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов выявлены нарушения законодательства о рекламе.
В городе Ставрополе, на ул. Ленина, 434, на фасаде здания Ставропольского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, 11 января 2011 г. была зафиксирована реклама следующего содержания: "Прием иммунолога, дерматовенеролога, стоматолога, гинеколога, педиатра, инфекциониста, психолога и психотерапевта. Только у нас! Экспресс-диагностика ВИЧ СПИДа, вирусных гепатитов, инфекций, предающихся половым путём. Мединструментарий одноразового использования. Анонимность гарантируется! Приём - без страховых полисов и направлений. Цены снижены за счет средств бюджета! А также: комплексное иммунологическое обследование с назначением терапии. Психосоциальное консультирование по вопросам СПИДа. Диагностика и лечение: хламидийной, уреаплазменной, микоплазменной инфекций, всех проявлений герпетической инфекции, кожных заболеваний. Справки по телефону: 94-52-83, 56-64-88 Мы работаем: понедельник-пятница 8.0-18.00, суббота 9.00-12.00 Все виды деятельности лицензированы".
В вышеуказанной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста, кроме того, содержатся сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими продавцами.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" по смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
На рассмотрении дела, представитель ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" по факту нарушения законодательства пояснил следующее: информационный стенд был изготовлен в 2003 г. до выхода новой редакции ФЗ "О рекламе". В тексте отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, в связи с тем, что, нет ссылок на какие-либо лекарственные средства и методы лечения. Сведения о преимуществах рекламируемых услуг, в 2003 году не могли ограничивать конкуренцию, так как в то время в крае диагностику ВИЧ-инфекции проводил только краевой центр СПИД. Администрация центра не считала стенд рекламой.
С доводами заявителя нельзя согласиться.
Вышеуказанная реклама была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания именно к услугам, предлагаемым ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
На рынке Ставропольского края присутствует определенное количество хозяйствующих субъектов, также предлагающих аналогичные услуги по диагностике ВИЧ, СПИДа, вирусных гепатитов и инфекций, передающихся половым путем. Использование в рекламе словосочетания "только у нас" создаёт неверное представление о том, что только ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" оказывает услуги по экспресс диагностике.
Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к услугам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара (услуги) на рынке. Сообщение в рекламе недостоверных сведений ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед конкурентами, действующими на том же рынке и соблюдающими требования закона.
Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений может создать у потребителя неверное представление относительно рекламируемой услуги.
Таким образом, именно рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.
Общество имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.
Таким образом, в рекламе Государственного учреждения здравоохранения "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" допущены нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста и содержащей сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими продавцами.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ГУЗ "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03.03.11. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016