Резолютивная часть решения оглашена "5" марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
-Семенова Е.Г.- заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
-Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
-Волков В.Д. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ "Терем" (Комсомольский проспект, д. 62, г. Челябинск, 454014) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России обратилась <_> с заявлением о нарушении ТСЖ "Терем" антимонопольного законодательства (вх. от 25.05.2010 N 5620).
В указанном заявлении сообщается, что <_> являясь собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 454014, г. Челябинск, Комсомольский проспект д. 62 (далее - Многоквартирный дом), обратилась в ТСЖ "Терем", которое является управляющей компанией, осуществляющей управление Многоквартирным домом, с просьбой выдать ей акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для заключения договора энергоснабжения с ОАО "Челябэнергосбыт".
Ответа на указанный запрос не последовало, а акт выдан не был. По мнению <_> бездействие ТСЖ "Терем", выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, нарушает требования части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Как следует из представленной информации, собственники многоквартирного дома выбрали способ управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, которое было зарегистрировано 13 ноября 2003 года и названо ТСЖ "Терем".
Как видно из представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права <_> является собственником нежилого помещения N 4, расположенного в подвальном этаже п адресу: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 62 (далее - Нежилое помещение).
22.01.2010 <_> направила в ТСЖ "Терем" письмо от 18.01.2010 с просьбой выдать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей на принадлежащее ей Нежилое помещение. В указанном письме <_> сообщает, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей необходим ей для заключения договора энергоснабжения с ОАО "Челябэнергосбыт" и что на ТСЖ "Терем" лежит обязанность выдать такой акт, которая закреплена в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике").
В ответ, ТСЖ "Терем" направило <_> письмо от 25.01.2010 N 1, в котором сообщило, что <_> незаконно пользуется Нежилым помещением и что для решения вопросов по использованию коллективной собственности необходимо согласие всех собственников жилья дома. Вместе с этим, <_> была оповещена о проведении общего собрания членов ТСЖ "Терем" и была приглашена на него.
Как следует из представленного протокола общего собрания членов ТСЖ "Терем" от 13 марта 2010 года N 8 на повестке собрания решался, в том числе вопрос о предоставлении <_> акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Как следует из протокола <_> заявила на собрании, что ей необходим акт разграничения балансовой принадлежности на Нежилое помещение. В ответ, член правления ТСЖ <_> пояснил, что у ТСЖ "Терем" нет договора энергоснабжения и нет возможности представить акт разграничения балансовой принадлежности.
08.03.2010 ТСЖ "Терем" получило письмо ОАО "Челябэнергосбыт" от 03.03.2010 N 1052.
В указанном письме сообщалось, что ТСЖ "Терем" в силу пункта 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" обязано предоставлять по требованию собственников документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности. В письме содержалась просьба оформить акт разграничения балансовой принадлежности <_> и направить его в адрес ОАО "Челябэнергосбыт".
В ходе рассмотрения дела N 73-04/10 ОАО "Челябэнергосбыт" в письме от 28.07.2010 N ЧФ-01-363 пояснило, что между ним и <_> заключен договор энергоснабжения от 01.11.2008 N 5901. Указанный договор ежегодно продлевался вплоть до момента рассмотрения дела N 73-04/10. Стороны указанного договора в ходе рассмотрения дела подтвердили, что обязательства по договору энергоснабжения исполнялись на протяжении его действия обеими сторонами.
В ходе рассмотрения дела <_> поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, пояснив следующее.
По мнению <_> бездействие ТСЖ "Терем", выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, незаконно и нарушает ее права и требования Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" и статьи 26 Закона "Об электроэнергетике". В соответствии с указанными нормативными актами владельцы электросетей не вправе препятствовать перетоку электроэнергии на энергопринимающие устройства других потребителей и обязаны составлять и предоставлять по требованию документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности.
Не согласившись с доводами <_> ТСЖ "Терем" пояснило следующее.
По мнению ТСЖ "Терем", <_> владеет помещением без законных оснований и не может считаться собственником Нежилого помещения и энергопринимающих устройств, расположенных в нем, следовательно, у ТСЖ "Терем" нет оснований выдавать ей акт разграничения балансовой принадлежности. Вместе с тем, Многоквартирный дом на время рассмотрения дела N 73-04/10 подключен по временной схеме электроснабжения, и ввиду этого общедомовые сети Многоквартирного дома не могут считаться технологически присоединенными ввиду того, что технические условия на присоединение не исполнены. В результате того, что техусловия не исполнены, ТСЖ "Терем" не имеет возможности определить границы своих сетей и выдавать акты разграничения балансовой принадлежности собственникам помещений в Многоквартирном доме. Кроме этого, по мнению ТСЖ "Терем", в силу требований Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" <> обязана была осуществить ряд мероприятий для технологического присоединения, названных в пункте 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. По итогам выполнения указанных мероприятий <_> могла обратиться в ТСЖ "Терем" за выдачей акта разграничения балансовой принадлежности.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ТСЖ "Терем" части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Федерального закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг). Как указано в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30, условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Также в силу ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" одной их сфер деятельности субъектов естественной монополии является деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Закона "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Как следует из ч. 2 ст. 26 названного Закона обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
В соответствии со сложившейся судебной практикой (решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2009 по делу N А60-15681/2009-С9, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 N 18АП-11755/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2011 N Ф09-735/11-С1) организации, занимающиеся обслуживанием и управлением общего домового имущества, не оказывают услуг по передаче электрической энергии по смыслу, предаваемому этому понятию законодательством об электроэнергетике, поэтому отсутствуют основания для отнесения этого лица к числу субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, бездействие организации, осуществляющей обслуживание и управление общедомовым имуществом, выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности собственнику энергопринимающих устройств по его требованию, нарушает требования пункта 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике", но не может нарушать требования статьи 10 Закона "О защите конкуренции" ввиду отсутствия у названной организации статуса субъекта, занимающего доминирующее положение.
Учитывая отсутствие доминирующего положения у ТСЖ "Терем", Комиссия приходит к выводу об отсутствии факта нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в бездействии ТСЖ "Терем", выразившемся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей <_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ "Терем" части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ТСЖ "Терем".
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
В.Д. Волков
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Днем принятия решения считается день изготовления решения в полном объеме.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016