Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 1 марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции. |
рассмотрев дело N 87-ФАС52-07/11, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Добренко С.В. (Нижегородская область, г.Выкса, пл.Революции, д.1, помещение 1) по признакам нарушения статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", в его присутствии,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований рекламного законодательства специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области установлено, что в газете "Просто Свежая Газета" N 37 (257) 22 сентября 2010 года распространялись следующие рекламные сообщения:
- "Фабричные окна из ПФХ и алюминия. Качественная заводская сборка, спеццены дилерам, строителям, коттеджи_Доступные цены, скидки, рассрочкая, кредит, замер бесплатно.";
- "Московские двери и окна_Кредит, доставка, установка. Новая коллекция входных и межкомнатных дверей_";
- "Ювелирный салон "Алмаз"_Скидки до 10%, кредит_";
- "DoorHan. Группа компаний, автоматические ворота_Кредит, рассрочка_";
- "DОМ РЕ МИ. Классические ноты уюта. Окна, лоджии_Скидки, рассрочка, кредит_".
В рекламных собщениях отсутствуют сведения о форме кредита и лицах, предоставляющих финансовую услугу, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Газета "Просто Свежая Газета" не зарегистрирована как рекламная, поэтому в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" тексты рекламных сообщений на 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 страницах N 37 (257) 22 сентября 2010 года газеты должны сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", которые отсутствуют.
Рекламораспространителем рекламных сообщений является ИП Добренко С.В.
В связи с вышеизложенным, Нижегородское УФАС России 08 февраля 2011 года вынесло Определение о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в отношении ИП Добренко С.В.
Заслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что в газете "Просто Свежая Газета" N 37 (257) 22 сентября 2010 года распространялись следующие сообщения:
- "Фабричные окна из ПФХ и алюминия. Качественная заводская сборка, спеццены дилерам, строителям, коттеджи_Доступные цены, скидки, рассрочкая, кредит, замер бесплатно.";
- "Московские двери и окна_Кредит, доставка, установка. Новая коллекция входных и межкомнатных дверей_";
- "Ювелирный салон "Алмаз"_Скидки до 10%, кредит_";
- "DoorHan. Группа компаний, автоматические ворота_Кредит, рассрочка_";
- "DОМ РЕ МИ. Классические ноты уюта. Окна, лоджии_Скидки, рассрочка, кредит_".
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанные сообщения являются рекламой, так как ориентированы на неопределенный круг лиц и направлены на мотивацию потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться услугой по покупке продукции рекламодателей, в том числе получения кредита на покупку товаров.
Рекламные сообщения распространялись в газете "Просто Свежая Газета" на основании договоров на размещение рекламы, заключенных ИП Добренко С.В. с ИП Дворянкиным М.А., ИП Крохиным А.В., ИП Руфиным А.В., ИП Серуховым Е.Н., ООО "Ломбард-Алмаз".
Частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Главой 42 ГК РФ установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Для осуществления деятельности по выдаче кредитов, предусмотренных статьей 819 ГК РФ, необходимо наличие у юридического лица лицензии Банка России на осуществление банковских операций.
Согласно статье 822 ГК РФ товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.
Товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров и услуг.
Из рекламных сообщений следует, что клиент может приобрести у ИП Дворянкина М.А., ИП Крохина А.В., ИП Руфина А.В., ИП Серухова Е.Н., ООО "Ломбард-Алмаз" товары и услуги в кредит, следовательно, должны быть указаны финансовые организации, оказывающие данные финансовые услуги.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что рекламодателями заключены следующие договоры с финансовыми организациями:
- ИП Серуховым Е.Н.: от 26.02.209 года N 16/02-09ннг с ООО "Русфинанс Банк"; от 01.04.2010 года N 52-8-0000141388 с ЗАО "Банк Русский Стандарт"; от 24.08.2010 года N 962/2 с ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"; от 29.03.2010 года N АП 52110307 с ОАО "Альфа-Банк";
- ИП Крохиным А.В.: от 04.05.2010 N 007-кпк-НН с Кредитным потребительским кооперативом "НАКТА-Кредит-НН";
- ИП Дворянкиным М.А.: от 16.09.2010 года N АП-ТЦ-992/2 с ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк";
- ИП Руфиным А.В. договоров с финансовыми организациями на момент распространения рекламы не заключалось;
- ООО "Ломбард-Алмаз": от 28.12.2009 года N 52-8-0000140225 с ЗАО "Банк Русский Стандарт".
В рекламных сообщениях отсутствуют сведения о финансовых организациях, которые предоставят кредиты при приобретении продукции рекламодателей ИП Дворянкина М.А., ИП Крохина А.В., ИП Руфина А.В., ИП Серухова Е.Н., ООО "Ломбард-Алмаз".
Таким образом, рекламные сообщения ИП Дворянкина М.А., ИП Крохина А.В., ИП Руфина А.В., ИП Серухова Е.Н., ООО "Ломбард-Алмаз", размещенные ИП Добренко С.В. в газете "Просто Свежая Газета" N 37 (257) 22 сентября 2010 года, противоречат требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Газета "Просто Свежая Газета" согласно свидетельства о регистрации средства массовой информации от 16 июля 2008 года ПИ N ТУ 52-0013 зарегистрирована как "информационная, реклама менее 40%".
На 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 страницах газеты "Просто Свежая Газета" N 37 (257) 22 сентября 2010 года распространялись рекламные сообщения, однако пометка "реклама" или пометка "на правах рекламы" на страницах газеты отсутствует.
Поскольку газета "Просто Свежая Газета" не зарегистрирована как рекламная, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" тексты рекламных сообщений на 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 страницах N 37 (257) 22 сентября 2010 года газеты должны сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Таким образом, рекламные сообщения на 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 страницах газеты "Просто Свежая Газета" N 37 (257) 22 сентября 2010 года содержат признаки нарушения требования статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что ответственность за нарушение требований статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет, в том числе, рекламораспространитель.
Согласно пункта 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учредителем газеты является ООО "ОЛРАЙТ" (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 07 августа 2007 года). Согласно пояснений от 02.12.2010 года ИП Добренко С.В., предприниматель является издателем газеты "Просто свежая газета", именно он заключал договоры с рекламодателями на распространение рекламных сообщений.
Таким образом, ИП Добренко С.В. является рекламораспространителем рассматриваемых рекламных сообщений, следовательно, его действия по распространению в газете "Просто Свежая Газета" N 37 (257) 22 сентября 2010 года рекламы ИП Дворянкина М.А., ИП Крохина А.В., ИП Руфина А.В., ИП Серухова Е.Н., ООО "Ломбард-Алмаз" без указания финансовой или иной кредитной организации противоречит требованиям статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную индивидуальным предпринимателем Добренко С.В.в газете "Просто Свежая Газета" N 37 (257) 22 сентября 2010 года, поскольку в ней нарушены требования статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Добренко С.В. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 87-ФАС52-07/11-01
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Добренко С.В.в срок до 17 марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ИП Дворянкина М.А. без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление кредита.
2. ИП Добренко С.В.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 18 марта 2011 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 87-ФАС52-07/11-02
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Добренко С.В.в срок до 17 марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ИП Руфина А.В. без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление кредита.
2. ИП Добренко С.В.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 18 марта 2011 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 87-ФАС52-07/11-03
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Добренко С.В.в срок до 17 марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ИП Крохина А.В. без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление кредита.
2. ИП Добренко С.В.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 18 марта 2011 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 87-ФАС52-07/11-04
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Добренко С.В.в срок до 17 марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ИП Серухова Е.Н. без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление кредита.
2. ИП Добренко С.В.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 18 марта 2011 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 87-ФАС52-07/11-05
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Добренко С.В.в срок до 17 марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ООО "Ломбард-Алмаз" без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление кредита.
2. ИП Добренко С.В.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 18 марта 2011 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 87-ФАС52-07/11-06
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Добренко С.В.в срок до 17 марта 2011 года прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы в газете "Просто Свежая Газета" без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
2. ИП Добренко С.В.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 18 марта 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 1 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016