Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 10 марта 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 22.02.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 10.03.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 888-10-а по признакам нарушения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
30.09.2010 г. (вх. 12566-10) в адрес Пермского УФАС России поступило заявление Контрольно-счетной палаты Чердынского муниципального района Пермского края о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Ныробского городского поселения (далее - Администрация) при заключении договоров аренды муниципального имущества с ООО "Монолит" без проведения соответствующей процедуры торгов.
Из письменных пояснений заявителя - Контрольно-счетной палаты Чердынского муниципального района Пермского края следует, что в период с 21.09.2010. по 01.10.2010 г. данным органом власти проводилась проверка доходов от управления муниципальным имуществом и расходов на содержание муниципального имущества Ныробского городского поселения, соблюдения действующего законодательства Администрацией Ныробского городского поселения при управлении и распоряжении муниципальным имуществом за период с 01.01.2008 г. по 01.01.2008 г. по 01.07.2010 г.
В ходе проведения данной проверки было установлено, что передача Администрацией Ныробского городского поселения муниципального имущества в аренду хозяйствующему субъекту - ООО Монолит" была произведена с нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без процедуры проведения торгов.
Факт сдачи в аренду муниципального имущества без предусмотренных законодательством конкурентных процедур признан администрацией Ныробского городского поселения путем подписания Акта проверки Контрольно-счетной палаты Чердынского муниципального района Пермского края от 01.10.2010 г. без разногласий.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения, в том числе, договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 г N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС N 67).
Указанный порядок принят ФАС России во исполнение ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.
2. Из материалов дела следует, что с 03.11.2009 г. и по 15 мая 2010 г. Администрация сдавала в аренду ООО "Монолит" муниципальное имущество (котельную "Новая", котельная "Люнва", теплотрассы, котлы), расположенное по адресу: Пермский край, Чердынский район, пгт. Ныроб, ул. Лесная, 11 и ул. Уральская, 37, на основании договора аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью "Ныробского городского поселения", предметом которого является оказание услуг по поставке тепла и горячей воды потребителям пгт. Ныроб, что подтверждено следующими договорами:
- договор аренды муниципального имущества от 03.11.2009 г. N 80/1 (срок действия: с 03.11.2009 г. по 02.12.2009 г.);
- договор аренды муниципального имущества от 03.12.2009 г. N 04 (срок действия: с 03.12.2009 г. по 01.01.2009 г., то есть договор перезаключен еще на 1 месяц);
- договор аренды муниципального имущества от 01.01.2010 г. N 12 (срок действия: с 01.01.2010 г. по 01.02.2010 г., то есть договор перезаключен еще на 1 месяц);
- договор аренды муниципального имущества от 01.02.2010 г. б/н (срок действия: с 01.02.2010 г. по 28.02.2010 г., то есть договор перезаключен еще на 1 месяц);
- договор аренды муниципального имущества от 01.03.2010 г. б/н (срок действия: с 01.03.2010 г. по 31.03.2010 г., то есть договор перезаключен еще на 1 месяц);
- договор аренды муниципального имущества от 01.04.2010 г. б/н (срок действия: с 01.04.2010 г. по 15.05.2010 г., то есть договор перезаключен еще на 1,5 месяца);
Кроме того, как установлено Комиссией Пермского УФАС России, один из договоров аренды муниципального имущества содержит несоответствия по сроку аренды, в частности договор от 03.12.2009 г. заключен администрацией Ныробского городского поселения ООО "Монолит" со сроком до 01.01.2009 г., то есть в обратном порядке.
Таким образом, первоначальный договор аренды вышеуказанного имущества от 03.11.2009 г. N 80/1 перезаключался администрацией с ООО "Монолит" через месяц последовательно в течение более 6 месяцев подряд.
При этом торги на заключение данных договоров, согласно представленных материалов, Администрацией не проводились.
Вместе с тем, Администрацией в материалы дела представлены Постановления Главы Администрации Ныробского городского поселения:
- от 22.09.2008 г. N 51 "О признании открытого конкурса на аренду части муниципального имущества несостоявшимися";
- от 10.02.2009 г. N 13 "О признании открытого конкурса по аренде части муниципального имущества несостоявшимися".
В данных Постановлениях также указано, что конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.
При этом в Постановлениях отсутствуют конкретные данные о самом имуществе, в отношении которого торги были признаны несостоявшимися.
Вышеуказанные документы о признании торгов несостоявшимися не могут являться основанием для заключения договоров аренды муниципального имущества с хозяйствующими субъектами, в частности именно с ООО "Монолит", не на основании конкурентных процедур, в обход норм антимонопольного законодательства.
В целях недопущения ограничения конкуренции при распоряжении государственным и муниципальным имуществом ст.17.1. Закона о защите конкуренции запрещает заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, как закрепленного, так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Исключением из этого правила является, в том числе, предоставление указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
Тем не менее, в нарушение требований ст.17.1 Закона о защите конкуренции Администрация передала в аренду без проведения торгов ООО "Монолит муниципальное имущество сроком более чем на 30 календарных дней - в течение 6,5 последовательных календарных месяцев 2009-2010 годах.
Следовательно, Администрацией нарушены требования ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем предоставления ООО "Монолит" без проведения торгов муниципального имущества по адресу: Пермский край, Чердынский район, пгт. Ныроб, ул. Лесная, 11 и ул. Уральская, 37, сверх сроков, установленных п. 11 ст. 17.1 указанного Закона, без проведения соответствующей процедуры торгов.
3. Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России были установлены признаки нарушения администрацией ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Так, согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действий (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Положениями данной статьи закона установлен перечень подобных действий, в отношении которых законодателем установлен запрет на их совершение, и данный перечень не является исчерпывающим.
Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной преференции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При этом под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (статья 4 названного Закона).
Статьей 19 Закона о защите конкуренции устанавливается перечень случаев допустимости предоставления муниципальной преференции, что не исключает признания муниципальной преференцией иных действий органов местного самоуправления, если они обладают признаками, указанными в п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в действиях Администрации МО "Ныробское городское поселение" Чердынского района Пермского края содержатся также признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в предоставлении необоснованных преференций ООО "Монолит" на рынке теплоснабжения и водоснабжения на территории Ныробского городского поселения, путем передачи муниципального имущества в аренду без проведения соответствующих конкурентных процедур, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
Необходимо отметить, что Администрацией в материалы настоящего дела не представлено доказательств, свидетельствующих о возврате от ООО "Монолит" вышеуказанного имущества в муниципальную казну, либо проведения Администрацией соответствующих конкурентных процедур по передаче данного имущества во владение (или пользование) хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Ныробского городского поселения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в заключении и последующем перезаключении договора аренды муниципального имущества от 03.11.2009 г. N 80/1 в целях оказания услуг по поставке тепла и горячей воды потребителям пгт. Ныроб, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, пгт. Ныроб, ул. Лесная, 11 и ул. Уральская, 37, с ООО "Монолит" сверх сроков, установленных п. 11 данной статьи, без проведения соответствующей процедуры торгов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения и водоснабжения в границах Ныробского городского поселения вследствие ограничения конкуренции за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры.
2. Выдать Администрации Ныробского городского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и принятию мер по обеспечению конкуренции, уравняв хозяйствующих субъектов в правах за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе:
- в случае нахождения муниципального имущества, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, пгт. Ныроб, ул. Лесная, 11 и ул. Уральская, 37, у ООО "Монолит" во владении (или пользовании) в отсутствие проведения конкурентных процедур, изъять указанное имущество у данного хозяйствующего субъекта;
- при передаче Администрацией Ныробского городского поселения во владении (или пользовании) вышеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам провести торги в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.
3. Рассмотреть вопрос возбуждения производства по делу в отношении Администрацией Ныробского городского поселения по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 888-10-а
22.02.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 22 февраля 2011 г. по делу N 888-10-а о нарушении Администрацией Ныробского городского поселения Чердынского муниципального района Пермского края (ул. Ворошилова, 95, г. п.г.т. Ныроб, 618630) статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Ныробского городского поселения Чердынского муниципального района Пермского края:
1. Прекратить нарушение статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и последующем перезаключении договора аренды муниципального имущества от 03.11.2009 г. N 80/1 в целях оказания услуг по поставке тепла и горячей воды потребителям пгт. Ныроб, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, пгт. Ныроб, ул. Лесная, 11 и ул. Уральская, 37, с ООО "Монолит" сверх сроков, установленных п. 11 данной статьи, без проведения соответствующей процедуры торгов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения и водоснабжения в границах Ныробского городского поселения вследствие ограничения конкуренции за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, а именно:
2. В срок до 29.04.2011 г. в рамках имеющихся полномочий принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке теплоснабжения и водоснабжения Ныробского городского поселения, уравняв хозяйствующих субъектов в правах за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе:
- в случае нахождения муниципального имущества, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, пгт. Ныроб, ул. Лесная, 11 и ул. Уральская, 37, у ООО "Монолит" во владении (или пользовании) в отсутствие проведения конкурентных процедур, изъять указанное имущество у данного хозяйствующего субъекта;
- при передаче Администрацией Ныробского городского поселения во владении (или пользовании) вышеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам провести торги в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 10 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016