Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 1 марта 2011 г.
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по РО) Молчанов Евгений Григорьевич, рассмотрев протокол N118/02 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФ об АП) и материалы дела N118/02, возбужденного в отношении ООО "Элита-Сервис" ИНН 6162042118 КПП 616201001 (344010, г.Ростов-на-Дону, ул.Лермонтовская, 87/66),
УСТАНОВИЛ:
12.10.2010 г. в УФАС по РО поступили обращения (вх.N13323) ТСЖ "Лермонтовская, 89" (344010, г.Ростов-на-Дону, ул.Лермонтовская, 89) о нарушении ООО "Элита-Сервис" антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении ООО "Элита-Сервис" от поставки тепловой энергии ТСЖ "Лермонтовская, 89" и последующей угрозе ограничения подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой.
На основании поступившего заявления УФАС по РО 18.10.2010 г. было возбуждено дело N1151/02 по признакам нарушения ООО "Элита-Сервис" ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
Решением от 25.01.2011 г. (исх.542/02) ООО "Элита-Сервис" признано нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Нарушение выразилось в следующем:
Между ООО "Элита-Сервис" и ТСЖ "Лермонтовская, 89" 21.10.2008 г. заключен договор энергоснабжения NЛ89.
Согласно п.2.3 договора начало и конец отопительного сезона устанавливается постановлением главы администрации города.
Так, распоряжением Главы Администрации г.Ростова-на-Дону от 06.10.2010 г. N565 определено начало отопительного сезона 2010-2011 г. с 07.10.2010 г.
Согласно свидетельства о готовности к работе в отопительный сезон от 07.07.2010 г., отопительная система многоквартирного жилого дома по адресу г.Ростов-на-Дону, ул.Лермонтовская, 89 подготовлена к отопительному сезону.
Письмом от 08.10.2010 г. ТСЖ "Лермонтовская, 89" сообщило о необходимости осуществить пуск отопительной системы дома с 11.10.2010 г., однако ООО "Элита-Сервис" не предприняло действий по запуску отопления жилого дома.
При оценке правомерности уклонения ООО "Элита-Сервис" от осуществления действий по запуску отопления жилого дома по адресу г.Ростов-на-Дону, ул.Лермонтовская, 89 необходимо учитывать, что Распоряжением Главы Администрации г.Ростова-на-Дону от 06.10.2010 N565 поручено приступить к началу отопительного сезона 2010-2011 г. с 07.10.2010 г.
Однако ООО "Элита-Сервис" уклонилось от исполнения данного распоряжения, не начав поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом. Свое решение ООО "Элита-Сервис" мотивировало тем, что ТСЖ "Лермонтовская, 89" письмом от 08.10.2010 г. N56 обратилось в ООО "Элита-Сервис" по вопросу получения разрешения на подачу тепловой энергии, но не представило всю необходимую документацию, подтверждающую факт подготовки жилого дома к отопительному сезону. К числу таких документов, по мнению ООО "Элита-Сервис" относятся:
-копия удостоверения лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;
-копия приказа о назначении лица, ответственного за тепловые энергоустановки;
-копия свидетельства о готовности к работе в отопительном сезоне 2010-2011 г.;
-копия паспорта на прибор, входящий в состав узла учета тепловой энергии.
В то же время в материалы дела 12.10.2010 г. ТСЖ "Лермонтовская, 89" представлены копии всех запрашиваемых со стороны ООО "Элита-Сервис" документов, причем свидетельство о готовности жилого дома к работе в отопительный период подписано представителем ООО "Элита-Сервис" - Петровым С.В.
Довод ООО "Элита-Сервис" о том, что в вышеуказанном свидетельстве отсутствует отметка о допуске дома к работе Ростехнадзора ошибочен в силу действия Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N401, согласно которому в полномочия органов Ростехнадзора не входит подписание свидетельств о готовности тепловой установки организации к отопительному сезону, а также вопросы, связанные с подготовкой к отопительному сезону.
Угроза ограничения подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом со стороны ООО "Элита-Сервис" неправомерна.
Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "Элита-Сервис" 21.10.2010 г. направлено некое уведомление N501 об предстоящем ограничении многоквартирного жилого дома по адресу г.Ростов-на-Дону, ул.Лермонтовская, 89 в поставке тепловой энергии в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, что следует из п.1 ст.540 ГК РФ. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.546 ГК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии договорных отношени [1] между ООО "Элита-Сервис" и ТСЖ "Лермонтовская, 89" (жителями многоквартирного жилого дома).
При этом п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 (далее - Правила N307) предусматривается бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Вместе с тем, Правила N307 вообще не предусматривают возможность приостановления или прекращения поставки тепловой энергии в случае неполной оплаты коммунальных услуг потребителей или при наличии задолженности при оплате, в то время как такая возможность установлена при наличии задолженности по оплате за поставку потребителю горячей воды, электрической энергии и газа (пп."д" п.50 правил N307).
Нормы, в соответствии с которой допускалось бы приостановление или прекращение поставки тепловой энергии, действующее законодательство не предусматривает (п.28 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 4 квартал 2006 г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 07.03.2007 г.).
О наличии технической возможности подавать тепловую энергию в многоквартирный жилой дом свидетельствуют свидетельство о готовности к работе в отопительный сезон, с оттиском печати ООО "Элита-Сервис".
О наличии экономической возможности подавать тепловую энергию, свидетельствует утвержденный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф на тепловую энергию [2], начиная с 2006 г.
Таким образом, уклонение ООО "Элита-Сервис" от поставки тепловой энергии ТСЖ "Лермонтовская, 89" и последующая угроза ограничения подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, ущемляет интересы жителей данного дома, и, нарушает положение ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно решению от 25.01.2011 г., действия ООО "Элита-Сервис", выразившиеся в уклонении ООО "Элита-Сервис" от поставки тепловой энергии ТСЖ "Лермонтовская, 89" и последующей угрозе ограничения подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом нарушили положения ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Элита-Сервис" в установленном ФЗ "О защите конкуренции" порядке признано злоупотребившим доминирующим положением.
Согласно ст.14.31 КРФ об АП, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не болееодной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
Заместитель руководителя УФАС по РО России Молчанов Е.Г., изучив материалы административного дела, учитывая фактические обстоятельства рассматриваемого дела, находит вину ООО "Элита-Сервис" в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.
Согласно ст.2.1 КРФ об АП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ООО "Элита-Сервис" действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, подтверждается: решением УФАС по РО от 25.01.2011 г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства N1151/02, протоколом N118/02 от 25.02.2011 г. и другими материалами дела N118/02 об административном правонарушении.
ООО "Элита-Сервис" не были приняты все зависящие меры для соблюдения антимонопольного законодательства, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Проверяя соблюдение процессуальных прав ООО "Элита-Сервис", заместитель руководителя УФАС по РО Молчанов Е.Г. приходит к выводу об отсутствии нарушений.
Процедура рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности соблюдена.
ООО "Элита-Сервис"надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Законный представитель ООО "Элита-Сервис" приглашался УФАС по РО для составления протокола об административном правонарушении письмом от 31.01.2011 г. (исх.N733/02). Указанным письмомООО "Элита-Сервис" извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 25.02.2011 г. в 10 часов 00 минут в УФАС по РО по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр.Ворошиловский, 2/2, оф.403 к.23. В данном письме также разъяснялись его права и обязанности, предусмотренные КРФ об АП, а также в соответствии с вышеуказанным письмом ООО "Элита-Сервис" надлежало представить в УФАС по РО информацию о сумме выручки от реализации тепловой энергии за период с 01.01.2010. по 31.12.2010 г.
25.02.2011 г. в 10 часов 00 минут в УФАС по РО был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст.14.31 КРФ об АП.
Копия протокола N118/02 об административном правонарушении получена законным представителем ООО "Элита-Сервис"Деланьяном А.А.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N118/02ООО "Элита-Сервис" извещено определением от 25.02.2011 г. (исх.N1656/02). Данное определение вручено 25.02.2011 г. законному представителю ООО "Элита-Сервис"Деланьяну А.А., о чем свидетельствует его личная подпись.
Письмом б/н ООО "Элита-Сервис" сообщило в УФАС по РО, что сумма выручки от реализации тепловой энергии за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. составила 6 101 744 рублей (без учета НДС).
Сумма выручки от реализации тепловой энергии не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки ООО "Элита-Сервис".
На основании изложенного, заместитель руководителя УФАС по РОМолчанов Е.Г. считает возможным назначить административное наказание ООО "Элита-Сервис" согласно ст.14.31 КРФ об АП - одна сотая суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого произошло правонарушение.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.248-249 Налогового Кодекса Российской Федерации, а исчисление срока получения выручки - в соответствии с правилами, предусмотренными ч.4 ст.3.5 КРФ об АП.
Таким образом, одна сотая размера суммы выручки ООО "Элита-Сервис" от реализации тепловой энергии составляет 61 017 рублей, однако необходимо учесть тот факт, что минимальный размер штрафа по данному правонарушению не может быть менее 100 000 рублей.
Основания для освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности в порядке применения ст.2.9 КРФ об АП отсутствуют.
Обстоятельств, смягчающих (ст.4.2 КРФ об АП) и отягчающих (ст.4.3 КРФ об АП) административную ответственностьне установлено.
Руководствуясь ст.1.7, 23.48, 29.7, п.1 ст.24.5, п.1 ст.29.9, ст.29.10 КРФ об АП,
ПОСТАНОВИЛ:
1. ООО "Элита-Сервис" ИНН 6162042118 КПП 616201001 (344010, г.Ростов-на-Дону, ул.Лермонтовская, 87/66) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.14.31 КРФ об АП.
2. Назначить ООО "Элита-Сервис" наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч рублей).
Сумму штрафа надлежит уплатить на расчетный счет N40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области, г.Ростов-на-Дону.
ИНН 6163030500, КПП 616301001, БИК 046015001.
Получатель: Управление федерального казначейства по Ростовской области (УФАС по РО).
Назначение платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти"
Код сбора (КБК): 161 116 02010 01 0000 140.
ОКАТО 60401000000
Согласно ч.1 ст.32.2 КРФ об АП, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Заместитель руководителя Е.Г.Молчанов
В трехдневный срок со дня уплаты административного штрафа в УФАС по РО надлежит представить соответствующим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно ч.1 ст.20.25 КРФ об АП, административного штрафа в срок, предусмотренный КРФ об АП, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст.30.1-30.3 КРФ об АП, постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Арбитражный суд Ростовской области.
[1]В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что между ресурсоснабжающей организацией - ООО "Элита-Сервис" и исполнителем коммунальных услуг - ТСЖ "Лермонтовская, 89" 21.10.2008 г. уже был заключен договор энергоснабжения NЛ89.
[2]Постановление РСТ РО от 26.05.2006 N5/2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 1 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016