Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 16 марта 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Кутепов А.К. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Никитина И.О. член Комиссии, начальник отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Маскаева Н.В. член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 9 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения Закрытым Акционерным Обществом "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи" в городе Ставрополе рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 части 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии генерального директора Закрытого Акционерного Общества "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи", установила:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление ИП (вх. N705 от 24.01.2011) о распространении Закрытого Акционерного Общества "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи" в средствах массовой информации рекламы "1-е городское такси", сообщающей о преимуществах рекламируемого товара.
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении, Ставропольским УФАС России были выявлены нарушения законодательства РФ о рекламе.
В городе Ставрополе, 29 января 2011 года в 17 часов 16 минут, на телеканале СКЭТ (ТНТ) распространялась реклама Закрытого Акционерного Общества "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи" следующего содержания: "1-е городское такси, телефоны: 0054 409-005 и 240-005" и далее голос за кадром, который сообщает: "1-е городское такси, телефоны: 005 и 240-005"
Распространенная Закрытым Акционерным Обществом "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи" реклама "Первое городское такси" содержит не соответствующие действительности сведения. Закрытое Акционерное Общество "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи" подчеркивает свое превосходство над другими хозяйствующими субъектами, причиняя вред их деловой репутации и составляя им недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно информации, представленной ООО "Алькасар Ставрополь" на запрос Ставропольского УФАС России, данная реклама была размещена на основании договора N СТА-10/11 от 19 января 2011 года, заключенного между ООО "Алькасар Ставрополь" с одной стороны и Закрытого Акционерного Общества "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи с другой стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем указанной рекламной продукции является Закрытое Акционерное Общество "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи".
На рассмотрении дела генеральный директор Закрытого Акционерного Общества "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технической связи" Кропотько Н.Ф. пояснил, что не признает вменяемое им нарушение рекламного законодательства, поскольку считает, что это не реклама, а объявление, а "1-е городское такси" является их сокращенным фирменным наименованием общества в соответствии с уставными документами.
Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив доводы и аргументы генерального директора Закрытого Акционерного Общества "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технической связи" приходит к следующим выводам.
Использованное в вышеуказанной рекламе высказывание "1-е городское такси" указывает на превосходство данной службы такси в сравнении с другими службами такси - конкурентами "1-е городское такси", поскольку "1-е" подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними. При этом использование сравнительной характеристики "1-е городское такси" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Так, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 1 устава Закрытого Акционерного Общества "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи", полное наименование Общества: Закрытое Акционерное Общество "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи". Сокращенное фирменное наименование Общества: "ЗАО "СПЭУТС". 1-е ГОРОДСКОЕ ТАКСИ. ТАКСИ МАЛЫШ".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса РФ, фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Согласно статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.
Что касается довода по поводу того, что информация, распространенная Закрытым Акционерным Обществом "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи", не является рекламой, а является объявлением, то они так же не состоятельны по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", реклама информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Анализ буквального содержания рекламы, свидетельствует о том, что объектом рекламирования являлось "1-е городское такси".
Исходя из смысла вышеуказанной статьи, данная реклама распространялась на телеканале СКЭТ "ТНТ", была адресована для точно не установленного, неопределенного круга лиц, так как услугами такси могли заинтересоваться лица, которые ранее услугами именно этого такси не пользовались, следовательно, информация, распространенная Обществом является рекламной.
Общество имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.
Таким образом, Закрытым Акционерным Обществом "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи" допущено нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы сообщающей о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "1-е городское такси, телефоны: 0054 409-005 и 240-005", распространенную Закрытым Акционерным Обществом "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Закрытому Акционерному Обществу "Ставропольский производственно-эксплуатационный узел технологической связи" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22.03.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016