Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 14 марта 2011 г.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарского УФАС России) Оберемок Виктория Викторовна, рассмотрев в присутствии директора ООО "Ломбард-Юг" Наточий Олега Владимировича, материалы дела об административном правонарушении N 5Р-А/2011, возбужденного протоколом Краснодарского УФАС России N 1/2011 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по признакам нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе),
УСТАНОВИЛ:
В г. Краснодаре в ноябре месяце 2010 г. на информационной панели, размещенной в кабине лифта дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Игнатова, 65, 8-й подъезд, распространялась реклама финансовых услуг, содержания: "Ломбард-Юг" кредиты под залог автомобилей, недвижимости, золота, бытовой техники, 585 пр. - 625 р., 0,3 % в день, ул. Уральская, 152/4, ул. Селезнева, 110, ул. Тургенева, 107, ул. 40 лет Победы, 148, ул. Ставропольская, 71/1", что подтверждено актом проведения фотосъемки Краснодарского УФАС России от 08.11.2010 г. (в деле).
Согласно п. 2 ч. 3. ст. 5 Федерального закона РФ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Федеральный закон "О ломбардах")ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Часть 4 статьи 2 Федерального закона "О ломбардах" устанавливает, что ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Статья 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что ломбардами (специализированными организациями) в качестве предпринимательской деятельности может осуществляться принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов. Правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ломбардах" по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
Часть 2 ст. 1 Федерального закона "О ломбардах" устанавливает, что действие Федерального закона "О ломбардах" не распространяется на деятельность кредитных организаций.
В отличие от ломбарда, кредитные организации имеют специальное правовое регулирование в части условий и порядка осуществления услуг, связанных с кредитованием.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным Законом. К таковым, в частности, Закон относит банк, небанковскую кредитную организацию, иностранный банк. Закон определяет правовой режим кредитных организаций как юридических лиц, порядок осуществления установленных видов деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Исходя из изложенного, при распространении ООО "Ломбард-Юг" в ноябре месяце 2010 г. на информационной панели, размещенной в кабине лифта дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Игнатова, 65, 8-й подъезд, рекламы финансовых услуг содержания: "Ломбард-Юг" кредиты под залог автомобилей, недвижимости, золота, бытовой техники, 585 пр. - 625 р., 0,3 % в день, ул. Уральская, 152/4, ул. Селезнева, 110, ул. Тургенева, 107, ул. 40 лет Победы, 148, ул. Ставропольская, 71/1" нарушены требования п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" - в рекламе содержатся недостоверные сведения относительно любых характеристиках услуги по предоставлению кредита - о природе, назначении, потребительских свойствах и условиях применения, поскольку ломбард как финансовая организация предоставляет финансовые услуги в виде займа, а не кредита.
Также, в указанной рекламе содержится информация: "_кредиты под залог недвижимости_".
При этом согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О ломбардах" ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 358 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.
На основании изложенного, рекламируя финансовые услуги о предоставлении "кредитов под залог недвижимости", ООО "Ломбард-Юг" искажает природу данных услуг.
Таким образом, распространяемая ООО "Ломбард-Юг" реклама финансовых услуг содержит не соответствующие действительности сведения о фактически оказываемых ломбардом услугах, поскольку ломбард вправе принимать в залог и на хранение только движимые вещи (движимое имущество).
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
В рекламе ООО "Ломбард-Юг" о предоставлении финансовых услуг нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", так как в ней отсутствует наименование лица, оказывающего указанные услуги.
Также, в рекламе финансовых услуг, оказываемых ООО "Ломбард-Юг" указано следующее условие: "_кредиты под залог автомобилей, недвижимости, золота, бытовой техники 0,3 % в день_".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Однако, в соответствии с Правилами приема ценностей, утвержденными директором ООО "Ломбард-Юг" О.В. Наточий (копия в деле), процентная ставка в день за пользование кредитом составляет:
до 30 тыс. руб. - 0,4%
от 30 до 50 тыс. руб. - 0,35 %
от 50 тыс. руб. - 0,3 %.
Таким образом, ООО "Ломбард-Юг", указав в рекламе одно условие об оказании финансовой услуги - 0,3% в день, влияющей на сумму дохода, который получит воспользовавшееся услугой лицо, в нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" умолчало об ином условии - от 50 тыс. руб., влияющем на сумму расходов, которые понесет воспользовавшееся услугой лицо.
На основании изложенного, Краснодарским УФАС России установлено, что реклама о предоставлении ООО "Ломбард-Юг" финансовых услуг содержания: "Ломбард-Юг кредиты под залог автомобилей, недвижимости, золота, бытовой техники, 585 пр. - 625 р., 0,3 % в день, ул. Уральская, 152/4, ул. Селезнева, 110, ул. Тургенева, 107, ул. 40 лет Победы, 148, ул. Ставропольская, 71/1", распространялась в кабине лифта дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Игнатова, 65, 8-й подъезд с нарушением требований п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" и является ненадлежащей.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
При рассмотрении дела установлено, что рекламодателем указанной выше рекламы является общество с ограниченной ответственностью "Ломбард-Юг", что подтверждено копией договора от 13.09.2010 г. N 748 о распространении рекламы на срок с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г., с приложениями, заключенного между ИП Борщ А.Я. и ООО "Ломбард-Юг".
В соответствии с п. 3.1 указанного договора "Заказчик" - ООО "Ломбард-Юг" несет полную ответственность за содержание, точность, правильность и достоверность предоставленного для размещения рекламного материала. Согласно п. 3.2. "Заказчик" самостоятельно несет ответственность за несоблюдение требований к рекламе в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с приложением N 1 к договору N 748 от 13.09.2010 г. - "адресная программа размещения рекламы в кабинах лифтов" - реклама, распространялась ООО "Ломбард-Юг" в городе Краснодаре на информационных панелях в 1817 лифтах по указанным в программе адресам.
Согласно приложению N 3 к договору N 748 от 13.09.2010 г. оригинал-макет рекламы содержания: "Ломбард-Юг кредиты под залог автомобилей, недвижимости, золота, бытовой техники, 585 пр. - 625 р., 0,3 % в день, ул. Уральская, 152/4, ул. Селезнева, 110, ул. Тургенева, 107, ул. 40 лет Победы, 148, ул. Ставропольская, 71/1" был согласован ИП Борщ А.Я. и ООО "Ломбард-Юг".
В данном случае размещение ненадлежащей рекламы произошло по вине рекламодателя.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 01.03.2011 г., представленной ИФНС N4 по г.Краснодару ООО "Ломбард-Юг" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2010 г.
Таким образом, рекламодателем - ООО "Ломбард-Юг" при распространении указанной выше рекламы в г. Краснодаре с октября 2010 г. на информационных панелях, размещенных в кабинах лифтов домов, расположенных по адресам, указанным в приложении N 1 к договору N 748 от 13.09.2010 г. о распространении рекламы, нарушены требования п. 2 ч. 3 ст.5 и ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При установлении размера административного наказания учтено, что ООО "Ломбард-Юг" ранее за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе к ответственности не привлекалось.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на общество с ограниченной ответственностью "Ломбард-Юг" (г.Краснодар.) штраф в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП по следующим реквизитам:
161 1 16 26000 01 0000 140 - Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе
ИНН: 2309053192 КПП 231001001
Получатель УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю)
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю г.Краснодар
БИК 040349001
Р/счет 40101810300000010013
Назначение платежа КБК (указать код штрафа)
НДС не предусмотрен
ОКАТО: указать по месту своей регистрации
Очередность платежа 4
Тел/факс: 253-62-11
Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 253-66-82).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд (вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления В.В. Оберемок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016