Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 17 марта 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Кутепов А.К. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Силичев М.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Смерчанский Г.В. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N22 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях администрации Минераловодского Муниципального района Ставропольского края признаков нарушения части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
представителя администрации Минераловодского Муниципального района <***> (доверенность N27 от 17.05.2010);
представителя администрации города Минеральные воды Минераловодского муниципального района <***> (доверенность N09 от 15.03.2011);
представителя администрации города Минеральные воды Минераловодского муниципального района <***> (доверенность N08 от 15.03.2011), установила:
Между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией города Минеральные воды Минераловодского муниципального района заключено Соглашение от 01.10.2010 "О передаче полномочий на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды".
Указанное соглашение является незаконным ввиду того, что в силу части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" полномочиями на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций обладают только органы местного самоуправления муниципального района или органы местного самоуправления городского округа, а администрация города Минеральные воды Минераловодского муниципального района не относится к таковым.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации Минераловодского Муниципального района не признал допущенное нарушение части 17 статьи 19 рекламного законодательства, считая, что вопросы установки рекламных конструкций относятся к компетенции муниципального района, который вправе на основании соглашения передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления - администрации города Минеральные воды. Сослался на письменные объяснения (исх. N527 от 15.03.2011). Представители администрации города Минеральные воды Минераловодского муниципального района поддержали позицию администрации Минераловодского Муниципального района.
С данным обстоятельством нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 04.10.2004 N88-кз "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" город Минеральные воды Минераловодского муниципального района Ставропольского края наделен статусом городского поселения.
Статья 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" содержит перечень вопросов местного значения муниципального района.
Согласно пункту 15.1 части 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится: выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе".
В статье 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" приведен перечень вопросов местного значения поселений.
В соответствии со статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", решения о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций или об отказе в их выдаче, к вопросам местного значения поселений, не относятся.
Анализируя нормы Федерального Закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Ставропольское УФАС России считает, что поскольку указанный Закон говорит о передаче полномочий в статье, посвященной описанию вопросов местного значения, следовательно, речь идет о передаче полномочий именно и только по вопросам местного значения. Это означает, что перераспределение между районами и поселениями государственных полномочий, закрепленных за ними федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, не допускается.
Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с указанным Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в пункте 3, 6 Постановления от 04.03.1997 N4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.
Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.
При этом если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений и не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации.
В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
При этом, как указывалось выше, вопросы, связанные с распространением наружной рекламы, установкой рекламных конструкций в соответствии с частями 5, 9-22 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с нормами Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" полномочиями в процессе производства, размещения и распространения рекламы обладает Минераловодский муниципальный район.
Исходя из вышеизложенного, соглашение от 01.10.2010 "О передаче полномочий на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды", заключенное между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией города Минеральные воды Минераловодского муниципального района, противоречит части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 17 статьи 19, пунктом 2 части 2 статьи 33, статьей 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации "О рекламе" соглашение от 01.10.2010 "О передаче полномочий на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, а также выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Минеральные Воды".
Выдать администрации Минераловодского муниципального района предписание об отмене противоречащего законодательству РФ о рекламе акта органа местного самоуправления.
Решение изготовлено в полном объеме 21.03.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016