Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 9 марта 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "18" февраля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено "09" марта 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Довгаль Р.Ю. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля естественных монополий; |
- Литвиненко Н.В. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; |
- Рябухина И.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий, - |
с участием:
- Красильниковой В.В. |
- |
представителя ООО "Павловоэнерго" (доверенность от 22.11.2010 N140); |
- Орловой Ю.Н. |
- |
законного представителя ООО "Павловоэнерго" (протокол от 21.03.2008 N1 о создании Общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов); |
- Кондариной Э.В. |
- |
представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (доверенность от 20.12.2010 N3-1556), - |
рассмотрев дело N1113-ФАС52-ТР-10-03/10-10 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Павловоэнерго" (606100, Нижегородская область, город Павлово, улица Речная, дом 31 "А"; ИНН 5252021872) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило переданное Аппаратом уполномоченного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе заявление Кашанина Сергея Ивановича (далее - С.И. Кашанин, Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "Павловоэнерго" (далее - ООО "Павловоэнерго", Общество), выразившиеся во включении в договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям условий, противоречащих Правилам технологического присоединения к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Павловоэнерго" дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 26.10.2010 N614.
При рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлекалось открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") (определение от 03.02.2011 N03/640).
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя на заседание комиссии не обеспечил. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (письма С.И. Кашанина в адрес Нижегородского УФАС России от 27.11.2010, от 24.01.2011). На основании части 2 статьи 45 Федерального закона "О защите конкуренции" дело рассмотрено в отсутствие Заявителя.
На заседании комиссии представители Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу (письма от 26.11.2010 N329/10, от 18.02.
Комиссия, изучив материалы дела N1113-ФАС52-ТР-10-03/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
С.И. Кашанину принадлежит на праве собственности земельный участок (земли населенных пунктов, под строительство жилого дома), а также жилой дом, расположенные по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Сосновая, дом 12 (свидетельства о государственной регистрации права от 25.11.2008 NN52-АВ 686039, 52-АВ 686040 соответственно).
29 апреля 2010 года Заявитель обратился в ООО "Павловоэнерго" с заявкой об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома к электрическим сетям Общества с последующим выделением мощности в размере 5 кВт.
Рассмотрев поступившую заявку, ООО "Павловоэнерго" с сопроводительным письмом от 20.07.2010 NНС-207/10 направило в адрес Заявителя подписанный со свей стороны договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (вновь вводимая мощность) (далее - договор от 05.05.2010 N25/10, Договор), а также технические условия от 05.05.2010 N25/10 на технологическое присоединение к электрическим сетям (вновь вводимая мощность) (далее - технические условия от 05.05.2010 N25/10).
В соответствии с договором С.И. Кашанин обязуется, в том числе выполнить технические условия от 05.05.2010 N25/10 в части требований, предусмотренных пунктами 1.1 - 1.5 технических условий (пункты 2.3.1.4, 3.1.1).
Названные пункты технических условий от 05.05.2010 N25/10, в том числе обязывают Заявителя принять долевое участие в: строительстве линии 0,38 кВ от ЗТП - 2148А; установке (приобретении) трансформатора N2 в ЗТП - 2148А мощностью 250 кВА; установке (приобретении) в РУ-6 кВ ЗТП - 2148А ячейки марки КСО-366 с выключателем нагрузки (пункты 1.1 - 1.3 технических условий от 05.05.2010 N25/10).
Исходя из писем ООО "Павловоэнерго" в адрес С.И. Кашанина, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (письма от 20.07.2010 NНС-207/10, 18.08.2010 N230/10, соответственно), Общество обосновывало включение в технические условия от 05.05.2010 N25/10 названных обязательств Заявителя следующими обстоятельствами:
- нахождением энергопринимающих устройств объекта С.И. Кашанина на расстоянии, превышающем пятьсот метров до объектов электросетевого хозяйства Общества (ТП-2148А), и, как следствие, невозможностью применения в рассматриваемом случае платы за технологическое присоединение в размере пятисот рублей;
- расположением в непосредственной близости от объекта С.И. Кашанина объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих иной сетевой организации, а именно открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья".
Вместе с тем, несмотря на приведённые ООО "Павловоэнерго" доводы, по мнению С.И. Кашанина, данное Общество необоснованно возложило на Заявителя выполнение обязательств, предусмотренных пунктами 1.1 - 1.3 технических условий от 05.05.2010 N25/10.
Оценивая приведённые фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является (может являться) ущемление интересов других лиц.
ООО "Павловоэнерго" является сетевой организацией, предоставляющей услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям Общества и передаче электрической энергии лицам, чьи энергопринимающие устройства уже присоединены к энергосистеме Общества. Региональной службой по тарифам Нижегородской области установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Павловоэнерго" и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (в период с 01.02.2009 по 31.12.2010 действовало решение РСТ Нижегородской области от 26.01.2009 N2/3; начиная с 01.01.2011, действует решение РСТ Нижегородской области от 20.12.2010 N46/1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии. В силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Статья 4 Федерального закона "О естественных монополиях" определяет услуги по передаче электрической энергии как сферу деятельности, осуществляемую в условиях естественной монополии. Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, ООО "Павловоэнерго" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Как следствие, действия данного Общества могут быть предметом рассмотрения и проверки антимонопольного органа.
II. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организации и обратившимся к ней лицом.
Технологическое присоединение осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке и носит однократный характер (абзац 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 утверждены Правила технологического присоединяя энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), определяющие, в том числе порядок технологического присоединения и существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения, а также устанавливающие требования к выдаче технических условий.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения на сетевую организацию возложена обязанность по выполнению в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятий по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. При этом независимо от наличия (отсутствия) на дату обращения заявителя - физического лица технической возможности технологического присоединения сетевая организация обязана заключить с таким заявителем договор, а также выполнить в отношении его энергопринимающих устройств мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель направляет заявку в любую из них. При этом названые положения Правил не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту. Однако, исходя из положений пункта 33.1 Правил технологического присоединения, плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не устанавливается для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.
Таким образом, при выборе сетевой организации, в которую необходимо направить заявку на технологическое присоединение, заявитель - физическое лицо должен руководствоваться следующим:
- направить заявку в любую из сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых расположены на расстоянии менее трёхсот метров от границ участка заявителя;
- в случае если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации превышает триста метров, заявитель должен направить заявку в ту сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ его участка.
Проанализировав материалы настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, в частности, письмо С.И. Кашанина в Нижегородское УФАС России от 08.09.2010 (вх.NАМУ-5917 от 13.09.2010), договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (вновь вводимая мощность), акт от 11.08.2010 N01/10 измерения расстояния между ЗТП - 2148-А и жилым домом N12 по улице Сосновая, письмо ООО "Павловоэнерго" в Нижегородское УФАС России от 17.01.2011 N8/11 (с приложением акта измерения расстояния между границами жилого дома N12 по улице Сосновая и ВЛ-6кВ, принадлежащей ОАО "МРСК Центра и Приволжья"), письмо ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в Нижегородское УФАС России от 14.01.2011 N61-8/290, представленные ОАО "МРСК Центра и Приволжья" схемы расположения объектов электросетевого хозяйства относительно границ участка С.И. Кашанина (схема нормального режима ЛЭП 6 кВ города Павлово Павловского РЭС; схематическое изображение объектов электросетевого хозяйства ООО "Павловоэнерго" (ТП-2148А; ТП-2152А) и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (ТП-2174), Комиссия пришла к выводу о том, что на наименьшем расстоянии от границ участка С.И. Кашанина расположены объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ООО "Павловоэнерго", а именно трансформаторная подстанция (ТП-2152А).
Данный вывод комиссии также поддержан представителем ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и не опровергнут представителями ООО "Павловоэнерго". При этом изложенные на заседании комиссии доводы ООО "Павловоэнерго" о том, что именно С.И. Кашанин настаивал на подключении к иной трансформаторной подстанции, а именно к ЗТП-2148А, расположенной на большем расстоянии от границ его участка, чем ТП-2151А, не нашли документального подтверждения. В частности, в заявке от 05.05.2010 N77 С.И. Кашанина в ООО "Павловоэнерго", на основании которой стороны заключили договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения, данное требование Заявителя отсутствует. Кроме того, исходя из положений пунктов 14, 25.1 Правил технологического присоединения, именно сетевая организация на основании заявки заявителя, в которой, в том числе указывается наименование и местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, определяет точки присоединения.
Таким образом, С.И. Кашанин обосновано направил заявку об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств своего объекта в ООО "Павловоэнерго". При этом именно ООО "Павловоэнерго", как сетевая организация, обязанная в соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения заключить с Заявителем договор об осуществлении технологического присоединения, определила в заключенном с С.И. Кашаниным договоре от 05.05.2010 N25/10 точку подключения - трансформаторную подстанцию (ТП-2148А).
В соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Исходя из положений пунктов 16.3, 25.1 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - физическим лицом распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены его присоединяемые энергопринимающие устройства;
- сетевая организация исполняет обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с третьими лицами.
При этом распределение обязательств сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению не зависит от расстояния, на котором находятся объекты электросетевого хозяйства сетевой организации относительно границ участка заявителя. Так, исходя из положений подпункта "б" пункта 16, абзаца 1 пункта 17 Правил технологического присоединения, указанное расстояние может повлиять на сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, а также размер платы за технологическое присоединение.
Вместе с тем установленные Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Павловоэнерго" включило в заключенный с С.И. Кашаниным договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (вновь вводимая мощность) обязательства Заявителя по выполнению работ за границами его земельного участка, а именно строительство линии 0,38 кВ от ЗТП - 2148А; установку (приобретение) трансформатора N2 в ЗТП - 2148А, мощностью 250 кВА; установку (приобретение) в РУ-6 кВ ЗТП - 2148А ячейки марки КСО-366 с выключателем нагрузки (пункты 2.3.1.4, 3.1.1 Договора).
Действия ООО "Павловоэнерго" по включению в заключенный с С.И. Кашаниным договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям названных условий, прямо противоречащих Правилам технологического присоединения, Комиссия квалифицирует как нарушение обществом с ограниченной ответственностью "Павловоэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Разрешая в порядке статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" вопрос о возможности выдачи ООО "Павловоэнерго" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для его выдачи. При этом Комиссия принимает во внимание следующие обстоятельства:
- 03 февраля 2011 года ООО "Павловоэнерго" и С.И. Кашанин по соглашению сторон расторгли договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (вновь вводимая мощность) (дополнительное соглашение N1 о расторжении договора от 05.05.2010 N25/10);
- 04 февраля 2011 года между ООО "Павловоэнерго" и С.И. Кашаниным заключен договор N01/11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (точка присоединения ЗТП-2152А, ф-4А, ВЛ-0,4 кВ, опора N5);
- 09 февраля 2011 года Стороны составили следующие акты: о выполнении технических условий от 04.02.2011 N01/11; N01/11 технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ООО "Павловоэнерго"; N01/11 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей; N01/11 разграничения эксплуатационной ответственности сторон; ревизии, проверки и приемки средств учета электроэнергии; N14, согласно которому плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
решила:
Признать общество с ограниченной ответственностью "Павловоэнерго" (606100, Нижегородская область, город Павлово, улица Речная, дом 31 "А"; ИНН 5252021872) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путём включения в заключенный с Сергеем Ивановичем Кашаниным договор от 05.05.2010 N25/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям условий, противоречащих Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии Р.Ю. Довгаль
Н.В. Литвиненко
И.В. Рябухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 9 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016