Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 18 марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Артахов А.Б., заместитель руководителя Ростовского УФАС России - начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
Члены комиссии:
Акопян Т.С., начальник отдела контроля размещения государственного заказа,
Кравцов А.Д., заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа,
рассмотрев дело N114 в отношении Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы (344002, г.Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 212; далее - Заказчик) по признакам нарушения ч.3 ст.17 Федерального Закона "О защите конкуренции" (далее - Закон),
УСТАНОВИЛА:
1. Настоящее дело возбуждено Приказом Ростовского УФАС России от 09.02.2010 г. N66 по итогам рассмотрения заявления ООО "Парус-Дон" (344082, г.Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 А-10пер.Братский, 11-13). Определением от 24.02.2011 г. (исх.N1590) дело назначено к рассмотрению на 18.03.2011 г.
Как указывалось в заявлении, Заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.17 Закона при проведении открытого аукциона в электронной форме NMOS30121000011 "Оказание услуг по технической поддержке и сопровождению в 2011 году программного обеспечения для таможенных органов Южного таможенного управления", что выразилось во включении в 1 лот услуг по технической поддержке программного обеспечения:
1) интегрированной информационной системы финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов ФТС России (ИИС ФХД), эксплуатируемой на базе системы управления базами данных ORACLE;
2) автоматизированной подсистемы материально-технического обеспечения таможенных органов (эксплуатируемой на базе системы управления базами данных ORACLE);
3) автоматизированной информационной системы "Кадры-2" (эксплуа-тируемой на базе системы управления базами данных ORACLE);
4) автоматизированной информационной системы ведения центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности;
5) комплекса программных средств "Паспорт таможенных органов";
6) информационно-справочной системы "Портал РТУ" уровень ЮТУ и консультации в таможнях региона;
7) программных средств из состава автоматизированной информационной системы документального таможенного оформления и таможенного контроля "АИС-М";
8) программных средств из состава автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля АИС "АИСТ-М";
9) автоматизированной системы "Авто-транспорт" (таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств);
10) электронного декларирования товаров и транспортных средств;
11) программных средств из состава информационно-расчетной системы контроля таможенных платежей ИРС "Доход";
12) комплекса программных средств "Сбор информации по ГТД";
13) комплекса программных средств "Учет бланков ПТС и ПШТС-Т";
14) комплекса программных средств "Журналы-Регистрация";
15) комплекса программных средств "Ведение базы данных проектов и профилей риска";
а также услуг "по оказанию практической помощи":
16) информационно-техническим подразделениям ЮТУ и таможен региона в настройке межсистемных интерфейсов и эксплуатации функциональных подсистем Единой автоматизированной системы таможенных органов;
17) в установке и настройке систем управления базами данных.
В подтверждение заявления о нарушении Заказчиком ч.3 ст.17 заявитель указал на следующее:
- указанное программное обеспечение разработано различными юридическими лицами;
- заказы на модернизацию и доработку размещаются путем проведения торгов в соответствии с Федеральным Законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", победителями которых также являются различные лица;
- "обслуживание и сопровождение" программного обеспечения, услуги в отношении которого включены в единый лот, может осуществляться различными лицами независимо друг от друга.
По этим причинам Заявитель полагал услуги в отношении программного обеспечения, указанного в п.п.1-3, не связанными технологически и функционально с услугами, указанными в п.п.4-17 приведенного перечня.
Заказчик в возражении (вх.N4120 от 15.03.2011 г.) на заявление сообщил:
- все программное обеспечение, услуги в отношении которого являлись предметом аукциона, является элементами (подсистемами) Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС) - "автоматизированной системы управления процессами таможенной деятельности, состоящей из организационно, функционально и технологически упорядоченной совокупности информационных систем и технологий, в т.ч. с использованием систем вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы на всех уровнях системы таможенных органов";
- штатное функционирование программного обеспечения возможно только в функциональной и технологической связи между собой, а также при условии унификации настроек информационного и организационного обеспечения;
- выделение услуг в отношении части программного обеспечения, в отдельные лоты, не позволит функционировать программному обеспечению как единой централизованной системе.
В рассмотрении дела приняли участие: от ООО "Парус-Дон" - от Заказчика -, от ЗАО "Тамга" - (документы, подтверждающие полномочия, в деле).
2. Документация об аукционе утверждена начальником Заказчика 29.12.2010 г. В соответствии с Технической частью документации об аукционе услуги, составлявшие предмет аукциона, включены в единый лот.
В силу ч.3 ст.17 Закона при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Создание ЕАИС предусмотрено:
- ст.13 Протокола от 17.02.2000 г. "О таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами госу-дарств - участников Таможенного союза", подписанного Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N313;
- п.1 раздела 7 Федеральной целевой программы развития таможенной службы РФ на 1996-1997 годы и на период до 2000 года (далее - ФЦП), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.09.1996 г.
Согласно п.1 раздела 7 ФЦП ЕАИС должна:
- гарантировать информационное обеспечение единообразного таможенного оформления товаров и транспортных средств юридических и физических лиц; ведения таможенной статистики внешней торговли РФ; своевременного и полного сбора таможенных платежей; контроля за возвратом в Россию экспортной валютной выручки и обоснованностью платежей за импортируемые товары;
- обеспечивать таможенные органы РФ и других государств - участников Таможенного союза такими видами информационных услуг, как передача данных в целях выполнения всех основных функций таможенной службы, электронная почта, функционирование ведомственной базы данных, информационное взаимо-действие таможенных органов с федеральными органам и государственной власти.
В соответствии с пп.28 п.6 приложения N1, пп.37 п.6 приложения N2 к Приказу Федеральной таможенной службы от 12.01.2005 г. N7:
- региональное таможенное управление осуществляет в т.ч. полномочия по обеспечению функционирования ЕАИС;
- таможня осуществляет работы по обеспечению функционирования ЕАИС.
Из "Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 03.08.2009 г. N1394, в т.ч. из п.4 раздела 1, п.11 раздела 2, п.25 раздела 3, п.41 раздела 4 Инструкции следует, что осуществление этого учета предполагает:
- использование программного обеспечения, включенного как в п.п.1-3, так и в п.п.4-15 указанного перечня;
- обмен фактическими данными между финансово-бухгалтерскими подразделениями таможенных органов и подразделениями учета таможенных платежей.
Кроме того, согласно разделу 5 Технико-рабочего проекта "Интегрированной информационной системы обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов", утвержденному 29.10.2010 г. директором Главного информационно-вычислительного центра ФТС России и согласованному 29.10.2010 г. начальником Главного управления информационных технологий ФТС России:
- совместимость ИИС ФХД ЕАИС с другими системами автоматизации таможенных органов достигается за счет использования единой платформы системы управления базами данных;
- схема информационных связей ИИС ФХД ЕАИС включает в себя взаимодействие с программным обеспечением, не включенным в п.п.1-3 приведенного перечня, в т.ч. с ИРС "Доход", автоматизированными системами ЕАИС - системой нормативно-справочной информации ЕАИС; КАСТО "АИСТ-РТ21".
3. Нормами действующего законодательства, в т.ч. Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", не предусмотрена необходимость наличия лицензии (иного специального разрешения) для оказания услуг, составляющих предмет аукциона - включенных как в п.п.1-3, так и в п.п.4-17 приведенного перечня.
Кроме того, осуществление разработки; модернизации; доработки вышеуказанного программного обеспечения различными лицами не подтверждает нарушение Заказчиком ч.3 ст.17 Закона, поскольку:
- предметом проведенного Заказчиком аукциона не является разработка; модернизация; доработка программного обеспечения;
- исполнение контракта, заключаемого по итогам аукциона, не требует от победителя аукциона наличия договорных отношений (иного взаимодействия, сотрудничества) с лицами, осуществлявшими разработку; модернизацию; доработку вышеуказанного программного обеспечения.
Заявленный представителем ООО "Парус-Дон" при рассмотрении дела довод о том, что ООО "Парус-Дон" имеет возможность оказать Заказчику услуги по технической поддержке программного обеспечения, указанного в п.п.1-3 приведенного перечня, но не имеет возможности оказать услуги, указанные в п.п.4-17 приведенного перечня, не может рассматриваться как доказательство нарушения Заказчиком ч.3 ст.17 Закона, поскольку:
- для оказания одним лицом услуг по технической поддержке программного обеспечения, указанного в п.п.1-3 приведенного перечня; услуг, указанные в п.п.4-17 приведенного перечня, отсутствуют правовые, технические и (или) иные препятствия, что при рассмотрении дела признано обеими сторонами;
- отсутствие у ООО "Парус-Дон" возможности оказания услуг, включенных Заказчиком в единый лот, не исключает наличия такой возможности у иных лиц.
Анализ приведенных норм права и фактических обстоятельств дела привел Комиссию Ростовского УФАС России к выводу о том, что оснований для признания Заказчика нарушившим ч.3 ст.17 Закона не имеется.
Основания принятия Ростовским УФАС России мер, указанных в п.4 ч.3 ст.41 Закона, комиссией по итогам рассмотрения дела не выявлены.
В силу п.2 ч.1 ст.48 Закона отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.23, ч.ч.1-3 ст.39, ч.ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.48 Закона
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N114 в отношении Заказчика по признакам нарушения ч.3 ст.17 Закона в связи с отсутствием нарушения ч.3 ст.17 Закона в рассмотренных комиссией действиях Заказчика.
Председатель комиссии А.Б. Артахов
Члены комиссии: Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов
В соответствии со ст.52 Закона решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок решения антимонопольного органа ч.ч.2.4, 2.6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016