Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 22 марта 2011 г.
резолютивная часть оглашена 09 марта 2011 г. г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 22 марта 2011 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюдён,
рассмотрев дело N СЮ04-03/2010-246Р, возбужденное в отношении ООО "Телесемь в Ижевске" по факту распространения в журнале "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года рекламы водки "Дубль стандарт" с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе,
в присутствии:
представителя ООО "Телесемь в Ижевске", действующего на основании доверенности б/н от 21.02.2011 г.,
в отсутствии:
заявителя, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении N 42605135126609 от 04.03.2011 г.),
представителя заинтересованного лица - ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан", уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении N 42605135126623 от 21.02.2011 г.), установила:
10.12.2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление гражданки б/н от 10.12.2010 г. (вх.N 13386) о распространении на странице 8 журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года рекламы водки "Дубль стандарт", в которой отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что имеет, по мнению заявителя, признаки нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
На запрос Удмуртского УФАС России исх.N СЮ01-17-04/9392 от 16.12.2010 г. ООО "Телесемь в Ижевске" 29.12.2010 г. представило в Удмуртское УФАС России письменные пояснения с приложением следующих документов: копии Договора N NL-10 на оказание услуг по размещению рекламы от 18.08.2010 г., заключенного с ОАО "Сарапульский ЛВЗ" с приложениями N 1, 2, 5, на основании которого размещалась указанная реклама; копии платежного поручения N 8379 от 06.12.2010 г.; копии согласованного макета рассматриваемой рекламы; копии рекламного макета водки "Дубль стандарт", вышедшей в N 51 от 08.12.2010 г. с легко читаемой надписью о вреде чрезмерного употребления алкоголя; копии объяснительной от дизайнера; копии Трудового договора N 01 от 03 января 2006 года, заключенного с; копии письма ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан" от 25.11.2010 г.
Согласно пояснениям ООО "Телесемь в Ижевске", рекламодателем заказавшим рекламный модуль водка "Дубль стандарт" в N 49, является ЗАО "Сарапульский ликероводочный завод". Изготовитель макета - ООО "Телесемь в Ижевске". Должностная обязанность по производству рекламных макетов в ООО "Телесемь в Ижевске" возложена на дизайнера. При производстве рекламного модуля предусмотрел положенные 10% под надпись о вреде алкоголя, и рекламный модуль "Дубль стандарт" содержит надпись о вреде употребления алкоголя. Дизайнер утверждает, что не мог предположить такую окончательную степень читаемости надписи при производстве макета, поскольку макет учитывает требования типографии при подготовке к печати. При распечатке для согласования макета надпись читается на 100%, этот вариант и согласован с рекламодателем. На мониторе надпись также просматривается и легко читается.
Исходя из пояснений после первой публикации были приняты все меры, для предотвращения повторного выхода неясного качества надписи о вреде алкоголя. С виновным лицом, дизайнером-верстальщиком, сразу была проведена разъяснительная работа. Уже в N 51 опубликован макет того же содержания с более читаемой надписью о вреде алкоголя в таком же макете.
Как указано в пояснениях, при распечатке макета надпись читается, и только при типографском исполнении произошла ее заливка. Согласно пояснениям ООО "Телесемь в Ижевске", в типографию ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан", изготавливающую полуфабрикат обложки, сразу же было направлено электронное письмо с претензией по качеству исполнения. Типография ссылается на некорректность модуля, однако файл с данной рекламой был взят в работу. При допечатной подготовке специалисты типографии тоже не смогли выявить нарушения и предусмотреть такой вариант печати. При наличии просматриваемых дефектов, типография ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан" не берет в работу файлы ООО "Телесемь в Ижевске", и ООО "Телесемь в Ижевске" их переделывает. Наличие надписи о вреде алкоголя в макете типография подтверждает.
С учетом всех обстоятельств дела, при рассмотрении дела ООО "Телесемь в Ижевске" просит учитывать наличие надписи о вреде алкоголя в рассматриваем макете, но не в достаточно читаемом виде, а также своевременное принятие Обществом мер по исправлению ситуации (до получения уведомления о возбуждении дела).
10.02.2011 г. Удмуртским УФАС России по факту распространения на странице 8 журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года рекламы водки "Дубль стандарт" было возбуждено дело N СЮ04-03/2010-246Р в отношении ООО "Телесемь в Ижевске" (426057, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 219а) по признакам нарушения части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе", с привлечением к участию в деле в качестве заявителя гражданки и в качестве заинтересованного лица - ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан" (450079, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 13).
Рассмотрение дела N СЮ04-03/2010-246Р было назначено на 09.03.2011 г. в 13-30 часов; у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
01.03.2011 г. ООО "Телесемь в Ижевске" представило в Удмуртское УФАС России следующие документы: копию Договора подряда на изготовление полиграфической продукции N 921 от 31.08.2009 г. с приложениями N 1-9; копию Договора подряда на изготовление полиграфической продукции N 311-НБ от 11.12.2009 г. с приложениями N 1-8; копию Акта N 002855 от 24.11.2010 г.; копию Счет-фактуры СФ-02467 от 24.11.2010 г.; копию Акта выполненных работ N 14140 от 21.11.2010 г.; копию Счет-фактуры N 14140 от 21.11.2010 г.; копию национальной формы расчета УФА и детализированной структуры производственных затрат; копии Платежных поручений N 3893 от 30.11.2010 г., N 3897 от 07.12.2010 г. и N 3913 от 09.12.2010 г.; письменные пояснения, аналогичные пояснениям, представленным в Удмуртское УФАС России 29.12.2010 г.
ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан" представило в Удмуртское УФАС России письмом вх.N 2276 от 01.03.2011 г. следующие документы: копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 02 N 0006579; копию Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года серии 02 N 003187120; копию Устава ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан"; копию Договора подряда на изготовление полиграфической продукции N 311-НБ от 11.12.2009 г. с приложениями N 1-8; копию Акта выполненных работ N 14140 от 21.11.2010 г.; копию письма N 728 от 25.11.2010 г.; письменные пояснения.
Согласно письменным пояснениям ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан" относительно плохо читаемой надписи о вреде алкоголя на странице N 8 журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" специалистами издательства "Башкортостан" был дополнительно проанализирован исходный файл, предоставленный редакцией. По технологии работы предприятие проверяет исходные файлы на предмет соответствия техническим требованиям. В данном случае они были соблюдены, было сложно предусмотреть отображение надписи на готовом продукте в таком виде. Макет сложносоставной, даже при наличии профессионального оборудования возможны некорректные отображения цветовой гаммы, особенно учитывая наличие нескольких слоев и способ ролевой печати. Как указано в пояснениях, возможно, при листовой печати или черно-белом исполнении таких проблем бы не было. Данные вопрос немедленно был обсужден с редакцией журнала "Антенна-Телесемь. Ижевск" и сразу же в макет были внесены изменения.
На заседании Комиссии, состоявшемся 09.03.2011 г., представитель ООО "Телесемь в Ижевске", действующий на основании доверенности б/н от 21.02.2011 г., поддержал доводы Общества, ранее изложенные в письменных пояснениях.
Выслушав пояснения представителя ООО "Телесемь в Ижевске", изучив материалы дела N СЮ04-03/2010-246Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
На странице 8 журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года размещалась реклама водки "Дубль стандарт", содержащая изображение бутылки водки "Дубль Стандарт" и следующий текст: "контроль ультрафиолетом в УФ освещении логотип меняет цвет Контроль холодом термознак на этикетке при t ниже 0°С ОДИН ХОРОШО, А ДВА - ЛУЧШЕ Торговая марка ДУБЛЬ два уровня защиты", а также неподдающуюся визуальному восприятию надпись "чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".
Согласно п. 1) ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение адресовано неопределённому кругу лиц - потенциальным читателям журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск", направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования (водке "Дубль-стандарт"), формирование и поддержание интереса к нему, его продвижению на рынке, следовательно, является рекламой водки "Дубль-Стандарт".
Реклама водки "Дубль стандарт" была размещена на странице 8 журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года, на основании договора N NL-10 от 18/08/2010 г. на оказание услуг по размещению рекламы, заключенного между ООО "Телесемь в Ижевске" и ОАО "САРАПУЛЬСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД".
Согласно указанному договору Заказчик (ОАО "САРАПУЛЬСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД") поручает, а Исполнитель (ООО "Телесемь в Ижевске") принимает на себя обязательства по размещению рекламных материалов в издании - журнале "Антенна - Телесемь. Ижевск". Размещение рекламы осуществляется Исполнителем на основе оригинал-макетов рекламы, предоставленных Заказчиком. В отдельных случаях по согласованию Сторон и в соответствии с условиями соответствующего Приложения размещение рекламы может осуществляться на основе оригинал-макетов, подготовленных Исполнителем в соответствии с информацией, предоставленной Заказчиком, и утвержденных Заказчиком.
Макет рассматриваемой рекламы водки "Дубль стандарт", содержащей предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, был согласован ОАО "САРАПУЛЬСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД".
Следовательно, ОАО "САРАПУЛЬСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД" является рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, непосредственно определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Учредителем, редакцией и издателем журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" является ООО "Телесемь в Ижевске" (426057, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 219а, каб. 209). Журнал "Антенна - Телесемь. Ижевск" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ N ФС 77-33959 от 07.11.2008 г.). Примерной тематикой журнала является информационная публикация телевизионных программ, анонсы телепередач, комментарии, новости; развлекательная; реклама не более 40 %.
Таким образом, ООО "Телесемь в Ижевске" является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы водки "Дубль стандарт", поскольку непосредственно осуществило распространение указанной рекламы с помощью журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года.
В соответствии с договором подряда на изготовление полиграфической продукции N 311-НБ от 11.12.2009 г., заключенного между ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан" и ООО "Телесемь в Ижевске", "с учетом условий, содержащихся в настоящем Договоре, заказчик поручает, а Исполнитель обязуется изготавливать тиражи обложек Издания согласно Спецификации Заказчика в порядке и на условиях, предусмотренных Договором, и передавать тираж Издания Заказчику в надлежащей упаковке, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать изготовленные тиражи Издания по цене одного экземпляра конкретного номера Издания."( ст.1 указанного Договора).
Таким образом, рекламопроизводителем указанной рекламы водки "Дубль стандарт", размещенной в журнале "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года, является ГУП "Государственное республиканское издательство "Башкортостан".
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Комиссией установлено, что предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рекламе водки "Дубль стандарт", размещенной в журнале "Антенна-Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года, формально присутствует. Вместе с тем, данное предупреждение выполнено таким образом, что фактически не поддается прочтению и визуальному восприятию, поскольку является неконтрастным и выполнено трудно-различимым для человеческого глаза шрифтом.
Данные выводы подтверждаются также заключением Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, созданного при Удмуртском УФАС России, содержащимся в п. IV Протокола N 1 заседания данного совета от 26.01.2011 г.
Установление законодателем особых требований к рекламе алкогольной продукции, а именно к наличию предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления и объему такого предупреждения в рекламе не менее 10%, направлено на то, чтобы потребитель рекламы мог воспринимать данное предупреждение без каких-либо дополнительных усилий или приспособлений, с целью защиты населения, его здоровья, поскольку реклама оказывает значительное воздействие на желания, потребности и поведение людей.
В связи с этим, форма представления указанной информации рассматривается Комиссией Удмуртского УФАС России как отсутствие в рекламе водки "Дубль стандарт" предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
Соответственно, распространение рассматриваемой рекламы водки "Дубль стандарт" в журнале "Антенна-Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя является нарушением ч.3 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21 настоящего Федерального закона.
ООО "Телесемь в Ижевске" (ИНН 1831108277, ОГРН 1051800649449), являясь рекламораспространителем рассматриваемой рекламы водки "Дубль Стандарт", размещенной в журнале "Антенна-Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года, нарушило ч.3 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Учитывая, что в последующем номере журнала "Антенна-Телесемь. Ижевск" (N 51 от 13-19 декабря 2010 г.) реклама водки "Дубль стандарт" была размещена с предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя, руководствуясь п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО "Телесемь в Ижевске" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с добровольным устранением Обществом совершенного нарушения при распространении рассматриваемой рекламы.
Руководствуясь частью 1 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с п. 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.55, 3.55.1, 3.55.2, 3.55.3, 3.55.4, 3.55.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать рекламу водки "Дубль Стандарт", размещенную на странице 8 журнала "Антенна - Телесемь. Ижевск" N 49 (326) за 29 ноября - 5 декабря 2010 года,
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "Телесемь в Ижевске" рекламораспространителем, нарушившим часть 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Телесемь в Ижевске" не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела N СЮ04-03/2010-246Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Телесемь в Ижевске" и виновного должностного лица Общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 22 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016