Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 11 марта 2011 г.
(решение изготовлено в полном объеме 25.03.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., с участием:
- от НП Большая Октябрьская, д. 29 <_>
рассмотрев 11 марта 2011 года дело N 03-03/156-10 о нарушении ОАО "ТГК-2" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Далее также антимонопольный орган) поступило заявление от НП Большая Октябрьская, д. 29 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ТГК-2", выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном затягивании и уклонении от заключения договора с НП Большая Октябрьская, д. 29. Представитель ОАО "ТГК-2" на заседание комиссии не явился.
Принимая решение о признании ОАО "ТГК-2" нарушившим антимонопольное законодательство Ярославское УФАС России исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО "ТГК-2" приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007 г. N131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного ОАО "ТГК-2" занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
Материалами дела установлены следующие имеющие значение по делу обстоятельства.
Здание по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 29 с пристроенным торговым центром, возводилось ООО "Ярпроектстрой". В целях обеспечения данного здания тепловой энергией с ОАО "ТГК-2" был заключен договор N14-1-1-1-52-07 от 03.05.2007 г. предметом которого является подключение данного объекта к тепловой сети.
12.12.2007 г. по результатам исполнения договора о подключении подписан акт N10-86/52-07 о подключении к тепловой сети. 20.12.2007 г. составлен акт пуска тепловой энергии. В соответствии с гарантийным письмом ООО "Ярпроектстрой" от 06.12.2007 г. N416 ООО "Ярпроектстрой" не полностью исполнило свои обязательства по договору о подключении, а именно не внесло плату за подключение в размере 448400, 48 руб.
Объект, реконструируемый ООО "Ярпроектстрой", являлся его инвестиционным обязательством (в частности, в материалы дела представлен инвестиционный договор N38/Б от 10.06.2003 г.). Так ООО "Ярпроектстрой" обязательства по данному договору не исполнил, инвесторы в судебном порядке признали за собой право собственности, в частности в дело представлено решение Кировского районного суда г. Ярославля в от 31.12.2009 г. Кроме того, в материалы дела представлен перечень выданных в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения в здании по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 29.
Здание по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 29 решением Кировского районного суда от 29.09.2009 г. признано годным к эксплуатации.
17.06.2010 г. НП "Большая Октябрьская д. 29" обратилось в ОАО "ТГК-2" с заявлением о заключении договора теплоснабжения.
06.07.2010 г. ОАО "ТГК-2" направило письмо с перечнем документов, необходимых для заключения договора, в том числе указывало на необходимость справки тепловых сетей о выполнении технических условий.
30.06.2010 г. НП обратилось в Ярославские тепловые сети с просьбой выдать справку о выполнении технических условий.
02.07.2010 г. ОАО "ТГК-2" письмом N1201-03-77/2357 указало, что для получения справки о выполнении технических условий необходимо продлить срок действия технических условий, срок согласования проекта, предъявить выполненные работы.
13.07.2010 г. письмом N8182 НП повторно обратилось в ОАО "ТГК-2", указывая, что по их информации технические условия выполнены полностью, однако необходимые документы у партнерства отсутствуют.
Письмом от 20.07.2010 г. N0001-01-5-35-2/238 ОАО "ТГК-2" указало, что справка о выполнении технических условий может быть выдана только при выполнении условий договора о подключении к тепловой сети, а фактически при внесении остатков суммы платы за подключение.
21.09.2010 г в ОАО "ТГК-2" обратился иной собственник помещения в здании по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 29 ООО "Алькор" с просьбой заключить договор на отпуск и потребление тепловой энергии.
27.09.2010 г. ОАО "ТГК-2" потребовало предоставления дополнительные документы, в том числе, справку Ярославских тепловых сетей о выполнении технических условий.
Отношения в сфере теплоснабжения на момент рассматриваемых взаимоотношений регулировались Гражданским кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (Далее также - Правила N83), Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (Далее также Правила N360).
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Таким образом, для заключении договора необходимо подтвердить два юридически значимых факта:
- наличие подключения;
- соответствие энергоустановок требованиям законодательства.
Из смысла ст. 426 ГК РФ, Постановления Правительства N360 договор о подключении к сети теплоснабжения является публичным.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Правила заключения и исполнения договора о подключении к сетям утверждены Постановлением Правительства N360, Постановлением Правительства N83. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства N83 Подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;
заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;
исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;
присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;
выполнение условий подачи ресурсов.
Таким образом, подписание акта о присоединении (в данном случае акта о подключении) является завершающим этапом процедуры подключения. Аналогичный вывод следует из п. 20 Правил N360.
Кроме того, в материалы дела представлены акт пуска теплоэнергии от 20.12.2007 г., разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки N06/0007 от 11 ноября 2008 г., в соответствии с которыми на данный объект по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 29 подавалась тепловая энергия.
Таким образом, данный объект подключен к сетям ОАО "ТГК-2".
Надлежащее состояние энергоустановок удостоверяется актом допуска энергоустановки в эксплуатацию, выдаваемым уполномоченным органом (в данном случае Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Ярославской области).
Порядок принятия решения о допуске энергоустановки в эксплуатацию установлен Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212 "Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок" В соответствии с п. 5 данного Порядка должностное лицо Службы для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки рассматривает заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов, в том числе технические условия на технологическое присоединение и справку об их выполнении (с отметками сетевой организации и субъекта оперативно-диспетчерского управления при необходимости).
Таким образом, законодательно установлена необходимость предоставления справки о выполнении технических условий для получения разрешения на допуск энергоустановки и дальнейшего заключения договора.
ОАО "ТГК-2" неправомерно уклонялось от выдачи данной справки, обуславливало её предоставление оплатой денежных средств по договору о подключении к тепловой сети между ОАО "ТГК-2" и ООО "Ярпроектстрой" N14-1-1-1-52-07 от 03.05.2007 г., обязанным лицом по которому является ООО "Ярпроектстрой", а не НП "Большая Октябрьская, д. 29", объединяющее инвесторов.
Отказ ОАО "ТГК-2" от выдачи акта (справки) о выполнении технических условий со стороны ООО "Ярпроектстрой" при наличии подписанного между сторонами акта о подключении, увязывание выдачи данного документа с внесением денежных средств по договору N14-1-1-1-52-07 от 03.05.2007 г. ущемляет права и законные интересы собственников помещений в здании по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 29, препятствует получению в установленном порядке акта допуска энергоустановки в эксплуатацию, затягивает заключение договора теплоснабжения, образует нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
К моменту рассмотрения дела акт о выполнении технических условий НП Большая Октябрьская, д. 29 не выдан, Комиссия полагает необходимыми выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
р е ш и л а:
1. Признать ОАО "ТГК-2" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать ОАО "ТГК-2" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Завьялов М.Ф.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 03-03/156-10
11 марта 2011 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 25.03.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 21.07.2009 по делу N 03-03/34-09 о нарушении ОАО "ТГК-2" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ПРЕДПИСЫВАЕТ
Открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N2" в срок до 17 апреля прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В срок до 17 апреля ликвидировать зависимость выдачи некоммерческому партнерству Большая Октябрьская, д. 29 акта (справки) о выполнении технических условий застройщиком (ООО "Ярпроектстрой") от внесения денежных средств по договору N14-1-1-1-52-07 от 03.05.2007 г.
Выдать некоммерческому партнерству Большая Октябрьская, д. 29 акт (справку) о выполнении технических условий относительно здания по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 29.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 20 апреля 2011 года.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
М.Ф.Завьялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016