Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
(опубликовано 28 марта 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена " 11 " марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено " 23 " марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии: Бердниковой Татьяны Николаевны - главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Лопатина Владимира Александровича - специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при ведении протокола Бердниковой Т.Н., при участии представителей от ООО "Горсети" Р. по доверенности от 22.11.2010 N, Ч. по доверенности от 10.10.2010 N; от ОАО "ТЭСК" Д. по доверенности от 01.01.2011 N, от ЗАО "Сибирский центр логистики" О. по доверенности от 01.02.2011 N, от ООО "УПТО-ТГС" С. по доверенности от 26.10.2010 N, рассмотрев дело N 02-10/01-11 по признакам нарушения ЗАО "Сибирский центр логистики" (634009, Томск, Набережная р. Томи, 29) пункта 4 статьи 26 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", установила:
В Томское УФАС поступило заявление от ОАО "Томская энергосбытовая компания" (далее ОАО "ТЭСК", Заявитель) о том, что между ОАО "ТЭСК" и ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов", ООО "УПТО ТГС" заключены договоры энергоснабжения, согласно которым гарантирующий поставщик (ОАО "ТЭСК") обязался подавать электроэнергию, а покупатели (указанные выше предприятия) обязались своевременно производить оплату полученной электроэнергии.
Электроснабжение объектов ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" осуществляется посредством электрических сетей и
трансформаторной подстанции "ДСЗ"-35/10 кВ, находящихся в собственности у ЗАО "Сибирский центр логистики". Указанные электрические сети и трансформаторная подстанция
переданы собственником во владение ООО "Горсети".
23 декабря 2010 года в 17-00 час. потребители телефонным звонком уведомили ОАО "ТЭСК" об отсутствии напряжения на их энергоустановках.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
По мнению Заявителя, действия ЗАО "Сибирский центр логистики" и ООО "Горсети", препятствующие осуществлению электроснабжения объектов ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" являются противоправными, не соответствующими требованиям статьи 546 ГК РФ, Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 и ущемляющими интересы гарантирующего поставщика и его потребителей.
Заявитель просит возбудить в отношении ЗАО "Сибирский центр логистики" и ООО "Горсети" дело о нарушении антимонопольного законодательства и выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В заседание комиссии представитель ОАО "ТЭСК" поддержал заявленные требования, просит комиссию обязать указанных хозсубъектов не чинить препятствий ОАО "ТЭСК" для исполнения им обязательств по договорам, заключенным с ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС".
Представитель ООО "УПТО-ТГС" пояснил, что 23.12.2010 в 16 час. 45 мин. ЗАО "Сибирский центр логистики" самовольно, без уведомления абонентов произвело отключение предприятия от подачи электроэнергии. Данный инцидент создал аварийную ситуацию на предприятии ООО "УПТО-ТГС". Представитель просит установить виновных в срыве подачи электроэнергии и привлечь их к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Представитель ЗАО "Томский завод электроприводов" Б. по доверенности от 02.10.2010 N предоставила отзыв на приказ о возбуждении дела, в котором указал, что поставка электроэнергии ОАО "ТЭСК" ЗАО "Томский завод электроприводов" осуществляется через установки и электросети ЗАО "Сибирский центр логистики". 23.12.2010 в 17 часов ЗАО "Сибирский центр логистики" произведено отключение электроэнергии, поступающей ЗАО "Томский завод электроприводов" без надлежащего письменного уведомления. По мнению представителя указанные действия ЗАО "Сибирский центр логистики" нарушают требования ст. 546 ГК РФ, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.06 N 530, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.04 N 861.
В заседание комиссии представитель ООО "Горсети" пояснил, что ООО "Горсети" не совершало какие либо действия по препятствованию перетока электроэнергии через трансформаторную подстанцию "ДЗС"-35/10 кВ на объекты ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС", так как в указанный период времени ООО "Горсети" не владело, не пользовалось и не распоряжалось электрическими сетями и указанной трансформаторной подстанцией. По мнению представителя ООО "Горсети" не ущемило интересы ОАО "ТЭСК" и его потребителей.
Представитель ЗАО "Сибирский центр логистики" пояснил, что в силу того, что ЗАО "Сибирский центр логистики" не является поставщиком электроэнергии и не состоит с ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов", ООО "УПТО ТГС" в каких-либо правоотношениях, то соответственно правовых оснований для отключения указанных объектов от подачи электроэнергии у ЗАО "Сибирский центр логистики" нет.
В тоже время ЗАО "Сибирский центр логистики", как собственник трансформаторной подстанции и линии электропередач передало указанное имущество в аренду ООО "Горсети". 14 апреля 2010 года ОАО "ТЭСК" вынесло в адрес ЗАО "Сибирский центр логистики" предписание о несоответствии коммерческого узла учета электрической энергии и указало, что с 01.04.2010 расчет по договору энергоснабжения будет производиться по показаниям контрольного прибора. В ноябре 2010 года по показаниям счетчика ячейки N 25 были расхождения в показаниях счетчиков, при чем в большом размере. В связи с этим обстоятельством, 23.12.2010 ЗАО "Сибирский центр логистики", как собственник, был вынужден отключить ячейку N 25 в ТП 35/10 для замены счетчика. На этом основании ООО "Горсети" потребовало расторгнуть договор аренды N 42 от 02.11.2007, что было сделано согласно соглашению о расторжении указанного договора. В настоящее время ячейка N 25 в ТП 35/10 находится в исправном состоянии, что подтверждается актом от 30.12.2010 и свидетельством о поверке.
Комиссией установлено, что между ОАО "Томская энергосбытовая компания" и ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов", ООО "УПТО ТГС" заключены договоры энергоснабжения, согласно которым гарантирующий поставщик (ОАО "ТЭСК") обязался подавать электроэнергию, а покупатели (указанные выше предприятия) обязались своевременно производить оплату полученной электроэнергии.
Электроснабжение объектов ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" осуществляется посредством электрических сетей и трансформаторной подстанции "ДСЗ"-35/10 кВ, находящихся в собственности у ЗАО "Сибирский центр логистики".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 70 АБ N 366567 от 25.08.2009, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области ЗАО "Сибирский центр логистики" является собственником нежилого строения расположенного по адресу: Томская обл., г. Томск, ул.Причальная, 22, стр. 16 (договор купли-продажи нежилого строения N 16 от 09.06.2007 - здание трансформаторной подстанции).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 70 АБ N 298406 от 16.02.2009, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области, ЗАО "Сибирский центр логистики" является собственником линии электропередач расположенного по адресу: Томская обл., г. Томск, ул.Причальная, 22, стр. 17 (договор купли-продажи сооружения от 19.01.2009).
Так как Заявитель в своем обращении указал, что трансформаторная подстанция и электрические сети находятся во владении ООО "Горсети", Томским УФАС было возбуждено дело в отношении ООО "Горсети" по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий по препятствованию перетока электроэнергии через энергоустановки и электрические сети, находящиеся у общества во владении (или на ином праве), на объекты ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" при наличии спроса на данный товар.
При рассмотрении дела комиссией установлено, что ООО "Горсети" на момент отключения не владело и не пользовалось имуществом, посредством которого э/энергия подавалась на объекты ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС", о чем свидетельствует соглашение о расторжении договора аренды имущества от 02.11.2007 N 42 от 23.12.2010 и акт приема-передачи от 23.12.2010, подписанные ЗАО "Сибирский центр логистики" и ООО "Горсети".
В тоже время в заседание комиссии представитель ЗАО "Сибирский центр логистики" подтвердил, что отключение вышеуказанных хозяйствующих субъектов произвело ЗАО "Сибирский центр логистики" для того, чтобы произвести замену приборов учета электроэнергии.
Однако, ЗАО "Сибирский центр логистики", имея в собственности электросетевое хозяйство, не является участником рынка услуг по передаче электрической энергии и не может занимать доминирующее положение на указанном рынке, поэтому требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по рассматриваемым действиям к нему не применимы.
Отключив объекты ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" от подачи электроэнергии, ЗАО "Сибирский центр логистики" препятствует перетоку энергии, тем самым нарушает п. 4 ст. 26 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которому владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя, не вправе препятствовать передаче
электроэнергии на указанные устройства.
Комиссия своим определением об отложении рассмотрения дела от 21.02.2011 (исх. N ТБ/764 от 22.02.2011) определила:
1. Прекратить участие в рассмотрении дела ООО "Горсети" в качестве ответчика.
2. Привлечь ООО "Горсети" в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
3. Привлечь ЗАО "Сибирский центр логистики" в качестве ответчика по делу.
4. Действия ЗАО "Сибирский центр логистики" по препятствованию перетока электроэнергии квалифицировать по п. 4 ст. 26 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
23.12.2010 в 17 часов ЗАО "Сибирский центр логистики" произвело отключение электроэнергии, поступающей на энергопринимающие устройства ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" без надлежащего письменного уведомления.
В заседание комиссии представитель ЗАО "Сибирский центр логистики" подтвердил, что 23.12.2010 ЗАО "Сибирский центр логистики" отключило ячейку N 25 в ТП 35/10 для замены счетчика.
Как устанавливает ч.2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно ч.З ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Пункт 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, (в ред. от 24.09.2010 N759), предусматривает право потребителя электрической энергии на энергообеспечение своих объектов через опосредованное присоединение к электросетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно пункту 4 ст.26 Федерального Закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (в ред. от 25.12.2008), владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя, не вправе препятствовать передаче электроэнергии на указанные устройства, в том числе, заключению в отношении указанных объектов договоров энергоснабжения, и по требованию собственника или иного законного владельца объектов обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение или разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств и эксплуатационной ответственности сторон.
Учитывая приведенные положения законодательства, доказательства, исследованные комиссией, ЗАО "Сибирский центр логистики" не вправе препятствовать передаче электроэнергии на энергопринимающие устройства ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" без надлежащего письменного уведомления.
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения сторон, делает вывод о том, что ЗАО "Сибирский центр логистики", отключив ОАО "Центрсибнефтепровод", ЗАО "Томский завод электроприводов" и ООО "УПТО ТГС" от подачи электроэнергии без надлежащего письменного уведомления, препятствует перетоку энергии, тем самым нарушает п. 4 ст.26 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в части препятствования передаче электроэнергии на энергопринимающие устройства потребителя, присоединенные в установленном порядке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. производство по делу N 02-10/01-11 о нарушении ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закрытым акционерным обществом "Сибирский центр логистики" прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (опубликовано 28 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016