Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 29 марта 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии:
представителя ООО "Строй-регион" <_>
<_> ГОУ ВПО "ШГПУ<_>,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области обратилось ООО "Строй-регион" (далее - заявитель) с жалобой от 17.01.2011 года N 04-03/11-ОАЭФ на действия заказчика - ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ капитального строительства пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ" (далее - размещение государственного заказа).
Заявитель считает, что заказчик при размещении государственного заказа нарушил нормы Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы ООО "Строй-регион".
Рассмотрев представленные заявителем и заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В феврале 2011 года заказчиком на электронной площадке в сети "Интернет" (http://roseltorg.ru/) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ капитального строительства пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ" и соответствующая документация об аукционе (далее - аукционная документация).
Заявитель полагает, что заказчик при размещении указанного заказа должен был прописать в аукционной документации исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным п. 1, ч. 1, ст. 11 Закона о размещении заказов, для того, чтобы потенциальные участники размещения заказа могли определить какие свидетельства СРО, лицензии и т.д. необходимо иметь для выполнения требуемых заказчику работ, и как следствие, для дальнейшего принятия решения об участии или не участии в размещении указанного заказа. Так же, по мнению заявителя, в нарушение действующего законодательства, в составе аукционной документации не была размещена на официальном сайте проектно-сметная документация, что не позволяет сформировать участникам размещения заказа свои аукционные предложения.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов, аукционная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 41.6 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме. В п.п. 1.3.4.2 п. 1.3 раздела 1 документации об открытом аукционе в электронной форме заказчиком установлено требование о представлении участниками размещения заказа копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ которые являются предметом натоящего открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме (пункт 1.26.1). Пунктом 1.26.1 раздела 1 документации об открытом аукционе в электронной форме предусмотрено соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, в частности наличие у участника размещения заказа лицензий, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, на виды деятельности, которые являются предметом контракта (см. техническое задание (подраздел 3.2) документации об аукционе, проект контракта (раздел 4) документации об аукционе), если действующим законодательством не предусмотрено, что для данного вида работ лицензия, допуск не требуется.
Системный анализ норм Закона о размещении заказов, позволяет сделать вывод о том, что заказчики не обязаны указывать в документации об открытом аукционе в электронной форме перечень конкретных лицензий, свидетельств СРО и других подобных документов. Как было указано выше, заказчик должен лишь определить необходимость соответствия участников в размещения заказа требованиям п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, а так же установить необходимость представления копий подтверждающих документов в составе вторых частей аукционных заявок. Данные требования Закона о размещении заказов заказчиком были выполнены.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель заказчика пояснила, что участники размещения заказа при изучении локальных смет, которые определяют предмет открытого аукциона в электронной форме (виды работ, объем работ и т.д.), размещенных в составе аукционной документации на официальном сайте должны самостоятельно определить на какие виды работ, требуемых заказчику и, соответственно, какие свидетельства СРО необходимо иметь организациям, для того чтобы выполнить указанные работы.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 указанной статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России о том, почему на официальном сайте не была размещена проектно-сметная документация, представитель заказчика пояснила, что проектно-сметная документация была разработана в 2005 году для вхождения в Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы и Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы. Разработанная проектно-сметная документация представляет собой несколько томов с чертежами большого формата, а на момент разработки данной проектной документации проектные организации не разрабатывали указанную документацию в электронном виде. При данных обстоятельствах разместить проектно-сметную документацию на официальном сайте не представлялось возможным, но заказчик перенес все предусмотренные проектно-сметной документацией виды, объемы, номера нормативов и коды ресурсов работ в локальные ресурсные ведомости. Указанных заказчиком в локальных ресурсных ведомостях данных достаточно для расчета участниками размещения заказа своих ценовых предложений. Законом о размещении заказов не предусмотрена обязанность размещения на сайте именно проектно-сметной документации.
Исходя из изложенного, а так же из анализа аукционной документации Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что требования ч. 2 ст. 34 и п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов заказчиком были соблюдены. Таким образом, нормы Закона о размещении заказов, а так же права и законные интересы потенциальных участников размещения заказа в рассматриваемом случае нарушены не были.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель ООО "Строй-регион" заявил, что считает неправомерным объединение в один лот работ по капитальному строительству пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ" и работ, связанных с монтажом пожарной сигнализации (локальные ресурсные сметы N 1-16, 1-17) так как данные виды работ технологически и функционально не связанны между собой.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель заказчика пояснила, что поскольку выполняются работы по капитальному строительству пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ" в комплексе, заказчик посчитал целесообразным включить данный вид работ по монтажу пожарной сигнализации в один лот с работами по строительству данного объекта.
Комиссия Ивановского УФАС России не может признать указанные доводы в качестве обосновывающих правомерность включения в предмет аукциона работ по монтажу пожарной сигнализации наряду с остальными требуемыми заказчику работами по капитальному строительству пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ".
Работы по капитальному строительству пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ" относятся к строительным работам для выполнения которых необходимо Свидетельство СРО, что следует из анализа норм Градостроительного кодекса РФ и Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с Приказом N 624 утвержден Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Работы, которые необходимо будет осуществить исполнителю государственного заказа, содержатся в данном Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Работы по монтажу пожарной сигнализации относятся к другому виду работ, нежели указанные заказчиком строительные работы и отсутствуют в Перечне, утверждённом Приказом N 624. Нет никаких объективных обстоятельств и фактов, свидетельствующих о том, что лицо, занимающееся строительной деятельностью и имеющее право выполнять строительные работы, заявленные заказчиком, на основании Свидетельства СРО, должно одновременно иметь возможность выполнять работы связанные с монтажом пожарной сигнализации, на которые требуется соответствующая лицензия, выданная МЧС России.
Для осуществления работ по монтажу пожарной сигнализации в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 г. N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" требуется наличие соответствующей лицензии.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что заказчиком в одном лоте необоснованно были объединены технически и функционально не связанные между собой работы. Данное обстоятельство ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа, что в свою очередь нарушает требования ч. 3.1. ст. 34 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, аукционная документация в части объединения в один лот работ технологически и функционально не связанных между собой (работы по капитальному строительству пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ" и работы, связанные с монтажом пожарной сигнализации) не соответствует требованиям Закона о размещении заказа. Тем не менее, аукционная документация утверждена, размещена на официальном сайте и на её основании началось размещение рассматриваемого заказа, что свидетельствует о наличии в действиях должностных лиц ГОУ ВПО "ШГПУ" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утверждение должностным лицом заказчика аукционной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Строй-регион" от 17 марта 2011 года N 04-03/11-ОАЭФ на действия заказчика - ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ капитального строительства пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ" частично обоснованной.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата вынесения 24 марта 2011 года город Иваново
Дата изготовления 29 марта 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО "Строй-регион" от 17 марта 2011 года N 04-03/11-ОАЭФ на действия заказчика - ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ капитального строительства пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ", на основании статей 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и своего решения от 24.03.2011 года предписывает:
1. Заказчику - ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" вернуть все поданные заявки участникам размещения заказа.
2. Отменить протокол рассмотрения первых частей заявок открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ капитального строительства пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ", в срок до 22 апреля 2011 года и разместить соответствующую информацию на официальном сайте в сети "Интернет".
3. Устранить нарушения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, для чего внести изменения в извещение и аукционную документацию на выполнение подрядных работ капитального строительства пристройки к главному корпусу ГОУ ВПО "ШГПУ":
- исключить из предмета торгов работы связанные с монтажом пожарной сигнализации;
- установить новый срок подачи заявок на участие в указанном аукционе в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов (ч. 1 ст. 41.5 Закона о размещении заказов) в срок до "01 мая" 2011 года, и осуществить дальнейшие действия по размещению заказа в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
4. Разместить изменённую аукционную документацию и извещение на официальном сайте в сети "Интернет" в срок до "01" мая 2011 года.
5. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до "01 мая" 2011 года с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 29 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016