Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 28 марта 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "22" марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Коренченко К.А. - зам. руководителя - отдела контроля органов власти;
Частников В.Л. - зам. начальника отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Кочарян О.С. - старший специалист 3 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 198/04 по признакам нарушения Собранием депутатов Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области (347570, Ростовская область, Песчанокопский район, с.Песчанокопское, ул. Ленина, 94; далее - Собрание) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Ростовским УФАС России установлено, что на территории Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области действует решение Собрания от 20.02.2009 г. N 38 "Об утверждении порядка деятельности общественных муниципальных мест погребения (кладбищ)", которым утвержден Порядок деятельности общественных муниципальных мест погребения (кладбищ) (далее - Порядок).
В ходе изучения Порядка были выявлены признаки нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", что послужило основанием для возбуждения в отношении Собрания настоящего дела.
16.03.2011 г. (вх. N4130) Собрание предоставило в Ростовское УФАС России документы и письменные объяснения, согласно, которым специализированной службы по вопросам похоронного дела при местном самоуправлении, организовано не было.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2.1 Порядка погребение умерших и осуществление услуг по погребению умерших на кладбищах осуществляется специализированной службой, создаваемой органами местного самоуправления.
Вместе с тем, ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) установлен гарантированный перечень услуг по погребению, которые предоставляются на безвозмездной основе. Данные виды услуг осуществляет специализированная служба.
В тоже время ст. 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст.9 Закона о погребении.
Таким образом, законодатель разделяет услуги по погребению на те, которые предоставляются на безвозмездной основе (гарантированный перечень) организациями, наделенными статусом специализированной службы, и на те, которые оплачиваются за счет средств лиц, взявших на себя обязательства по захоронению умерших, и могут оказываться любыми хозяйствующими субъектами.
При этом из содержания Порядка не следует, что иные хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы, вправе заниматься осуществлением погребения.
Таким образом, включение в Порядок п. 2.1, предусматривающего, что погребение может осуществляться специализированной службой, может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, что нарушает ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, согласно Порядку на специализированную службу возложены следующие полномочия:
- предоставление места под захоронение (могилу) (п.2.2., п. 2.6 Порядка);
- согласование захоронений в могилу и захоронение урны с прахом (п.2.8 и п. 2.9 Порядка);
- отвод мест под захоронение (п. 2.10 и п. 2.12 Порядка);
- ведение книги регистраций захоронений (п. 2.13 Порядка).
- согласование всех работ на кладбище по обустройству мест захоронений и установке надмогильных сооружений (п.п. 3.1, 3.2, 3.3 Порядка);
- согласование работ по установлению ограждений (п.3.4 Порядка);
- установление распорядка работы кладбищ (п. 5.1 Порядка);
- разрешение на въезд и стоянку транспортных средств на территории кладбища (п. 6.1 Порядка).
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. В свою очередь понятие "ведение" подразумевает под собой установленную сферу деятельности, управления. Таким образом, учитывая, что вышеперечисленные функции (полномочия) специализированной службы, по своей сути, носят контрольно-распорядительный характер, направлены на организацию работы кладбища, охватываются понятием "ведение", следует, что их осуществление относится к компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, наделение вышеперечисленными функциями (полномочиями) хозяйствующего субъекта, ущемляет интересы иных участников рынка ритуальных услуг, поскольку их деятельность на территории кладбища ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, что также нарушает ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
В этой связи, в действиях Собрания, выразившихся во включении в Порядок п.п. 2.1, 2.2, 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.12, 2.13, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 5.1, 6.1, предусматривающих контрольно-распорядительные полномочия специализированной службы по организации работы кладбища, содержится нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Собрание депутатов Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области нарушившим ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Собранию депутатов Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно исключить из п.п. 2.1, 2.2, 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.12, 2.13, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 5.1, 6.1 Порядка деятельности общественных муниципальных мест погребения (кладбищ), утвержденного решением Собрания от 20.02.2009 г. N 38, - положение, предусматривающее, что погребение умерших на кладбищах осуществляется специализированной службой, и - положения, наделяющие специализированную службу контрольно-распорядительными полномочиями в отношении мест захоронений.
Председатель Комиссии К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, В.Р. Рабаев, О.С. Кочарян
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 124/04
об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство
"22" марта 2011 г.
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Частников В.Л. - зам. начальника отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Кочарян О.С. - старший специалист 3 разряда отдела контроля органов власти
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 22.03.2011 г. по делу N 198/04 о нарушении Собранием депутатов Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области (347570, Ростовская область, Песчанокопский район, с.Песчанокопское, ул. Ленина, 94; далее - Собрание) частей 1, 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Собранию в срок до 15.06.2011 г. прекратить нарушение частей 1, 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в Порядок деятельности общественных муниципальных мест погребения (кладбищ) (далее - Порядок), утвержденного решением Собрания от 20.02.2009 г. N 38, п.п. 2.1, 2.2, 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.12, 2.13, 3.1, 3.2, 3.4, 5.1, 6.1, - положения, предусматривающего, что погребение умерших на кладбищах осуществляется специализированной службой, и - положений, наделяющих специализированную службу контрольно-распорядительными полномочиями в отношении мест захоронений, а именно исключить из п.п. 2.1, 2.2, 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.12, 2.13, 3.1, 3.2, 3.4, 5.1, 6.1 Порядка, - положение, предусматривающее, что погребение умерших на кладбищах осуществляется специализированной службой, и - положения, наделяющие специализированную службу контрольно-распорядительными полномочиями в отношении мест захоронений.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, В.Р. Рабаев, О.С. Кочарян
Предписание может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016