Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 30 марта 2011 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 07-18/2011-009, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы финансовых услуг, оказываемых ОАО "Банк Москвы" (<_>),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:
- ОАО "Банк Москвы", <_>
Заинтересованное лицо: ООО "АПР-Сити/ТВД" обособленное подразделение в г. Иваново (<_>) на рассмотрение дела не явилось, о месте и времени уведомлено надлежащим образом, установила:
При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в городе Иваново на пл. Победы установлена рекламная конструкция, принадлежащая ООО "АПР - Сити/ТВД", на которой размещена реклама финансовой услуги (вклада), оказываемой ОАО "Банк Москвы". Данная реклама имеет следующее содержание: "Вклады 10%. Зима время копить! Банк Москвы - банк вам в помощь. (4932) 48-28-50, пр-т Ленина, 36. www.bm.ru", а также иные условия, написанные мелким, нечитаемым шрифтом.
Данная реклама представляет собой баннер (6х3 кв.м), на котором указана следующая информация "ВКЛАДЫ 10%* Зима - время копить! Банк Москвы Банк Вам в помощь / (4932) 48-28-50 пр-т Ленина, 36, www.bm.ru", а также иные условия вклада, написанные мелким, нечитаемым шрифтом: "* Вклад "Новый год 2011" открывается в рублях РФ в период с 01 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года. Ставки по вкладу в % годовых: по 310 день (включительно) - 7,42%, от 311 по 400 день (включительно) - 10,0% в рублях РФ. Первоначальный взнос: 30 000 руб. Срок размещения вклада: 400 дней. Проценты по вкладу начисляются к сумме вклада, увеличивая ее в последний день срока размещения вклада. Дополнительные взносы не предусмотрены. Частичные выплаты денежных средств не предусмотрены. Продление осуществляется на срок, соответствующий первоначальному сроку размещения денежных средств, с начислением процентов по ставке вклада "До востребования", действующей в Банке на день, следующий за днем окончания срока размещения вклада. В случае досрочного расторжения договора банковского вклада проценты по вкладу начисляются и выплачиваются из расчета ставки вклада "До востребования", действующей в Банке на день досрочного возврата вклада/ с даты последнего продления договора, со дня следующего за днем размещения вклада, по день возврата вклада включительно. Дополнительную информацию об открытие вкладов Вы можете получить в любом отделении Банка, а также по телефону: (495) 925-80-00 и на сайте www.bm.ru. ОАО "Банк Москвы" - участник системы страхования вкладов N 104. Реклама".
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе выделено одно уз условий банковской услуги - вклада, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентная ставка - 10 %, а остальные условия: минимальная сумма вклада, срок вклада, валюта вклада, подпадающие под характеристики условий, определенных п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, поэтому не может расцениваться как их наличие.
Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Ивановское УФАС России запросило информацию о распространении аналогичной рекламы на территории других регионов. Согласно полученному от ОАО "Банк Москвы" ответу N 31-160/22 размещение рассматриваемой рекламы осуществляется по всей филиальной сети Банка, а именно, в 57 регионах Российской Федерации в рамках согласованной рекламной кампании, за исключением филиалов в Республике Якутия, Южно-Сахалинске и Камчатке.
25 февраля 2011 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, наделила Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ОАО "Банк Москвы" по факту размещения рекламы финансовых услуг с выражением "Вклады 10%. Зима - время копить! Банк Москвы - банк Вам в помощь".
Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 10 марта 2011 года возбуждено дело N 07-18/2011-009 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО "Банк Москвы", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о банковском вкладе 10% (с названием "Новый год 2011") подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения.
Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая ОАО "Банк Москвы", а именно - услуга по заключению договора банковского вклада 10% (с названием "Новый год 2011").
Данная реклама распространяется с помощью рекламной конструкции (щит 6х3 кв.м), в которой выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: процентная ставка по вкладу - 10 %, выполненная красным цветом на белом фоне. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом (черным цветом на темно голубом фоне), который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она направлена на импульсивное восприятие информации потребителями (относительно быстрое и четкое восприятие предлагаемой информации, а также её понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания для получения описанного эффекта). Однако в данном случае необходимо принять во внимание следующие факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: текст рекламы находится на определенной высоте от уровня земли (свыше трех метров); рекламная конструкция установлена вдоль оживленной магистрали.
Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что зимой при открытии вклада в Банке Москвы каждый вкладчик получит доход в размере 10% годовых независимо от суммы, срока, валюты вклада. Однако, чтобы получить указанный в рекламе процент по вкладу необходимо внести сумму не менее 30 000 рублей на срок 400 дней с условием, что по 310 день включительно ставка по вкладу составит лишь 7,42%, и только с 311 по 400 день потребитель получит указанную в рекламе процентную ставку по вкладу (10% с названием "Новый год 2011"). Вышеизложенные информация, необходимая потребителю для принятия осознанного решения указана в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
Таким образом, использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта размещенной информации, когда размер букв и цифр крупного шрифта во много раз превышает размер букв и цифр мелкого шрифта - вводит в заблуждение потребителей относительно рекламируемого товара. В рассматриваемом случае вся информация касается банковского вклада "Новый год 2011". Данная информация подается не одинаково, поэтому искажается действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, так как в ней отсутствуют уточнения, указанные мелким шрифтом. То обстоятельство, что в Законе о рекламе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Использованный банком в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо её части.
Поскольку распространенная обществом реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
В соответствии с данными, представленными рекламодателем ОАО "Банк Москвы" (письмо N 31-160/22 от 03.11.2011) и рекламопроизводителем - ООО "АПР-Сити/ТВД" (письмо N 1512 от 21.03.2011) размер шрифта всех надписей, изготовленных в макете "Новый год 2011", в натуральную величину соответствуют следующим показателям (высота строчных букв): 10% - 466 мм; Банк Москвы - 269 мм; ВКЛАДЫ - 262 мм; зима - время копить - 94 мм; (4932)48-28-50 и wwwbm.ru - 103 мм; пр-т Ленина, 36 - 96 мм; ОАО "Банк Москвы" - 45 мм; "* Вклад "Новый год 2011" открывается_ - 22 мм.
Комиссией Ивановского УФАС России произведены расчеты восприятия информации, выполненной различным шрифтом, в соответствии с формулой, представленной Федеральным государственным учреждением "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика Федорова С.Н.
Так воспринимаемый размер объекта определяется углом зрения, под которым его воспринимает человек. Считается, что при остроте зрения 1,0 человек воспринимает детали объекта с угловым размером 1, а сам объект (букву/знак) - размер 5. Для размера буквы 7,27 мм, очевидно, что для расстояния 5 м размеры знаков, допустимых для чтения большинством людей, должны составлять 20-30 мм. Для других расстояний необходимый размер объекта рассчитывается по простой формуле:
Для остроты зрения 1,0: А(х) = 7,27 мм * L2/5, где L2 - новое расстояние, А(х) - новый размер объекта.
Таким образом, L2 = А(х)/7,27 мм * 5, если А(х): 466 мм; 269 мм; 262 мм; 103 мм; 96 мм; 94 мм; 45 мм; 22 мм, то
L2(1) = 466/7,27*5= 320,5 м
L2(2) = 269/7,27*5= 185,0 м
L2(3) = 262/7,27*5= 180,2 м
L2(4) = 103/7,27*5= 70,8 м
L2(5) = 96/7,27*5= 66,0 м
L2(6) = 94/7,27*5= 64,6 м
L2(7) = 45/7,27*5= 30,9 м
L2(8) = 22/7,27*5= 15,1 м
Из вышеизложенного можно сделать единственный вывод, что потребители с расстояния 180 метров будут проинформированы о рекламируемой финансовой услуге (Вклады 10% Банк Москвы), при этом с данного расстояния они никогда не увидят ту часть существенной информации, которая отражена в рекламе мелким шрифтом, так как максимальное расстояние её восприятия составляет 15 метров. Таким образом, произведенными расчетами фактически подтверждены различные условия восприятия основного текста (восприятия с расстояния от 320 до 180 метров) и текст информации, выполненной буквами высотой 22 мм (воспринимается с расстояния до 15 метров), что полностью подтверждает доводы антимонопольного органа об использовании в рекламе визуального приема, связанного с неодинаковой подачей информации, которая может ввести в заблуждение потребителей относительно условий оказания финансовой услуги.
Также необходимо отметить, что все вышеизложенное относится к хорошо освещенным черным надписям на белом фоне. Изменение цвета надписи или фона снижает контраст.
В рассматриваемом случае рекламная конструкция установлена на пл. Победы г. Иваново параллельно оживленной проезжей части, ближайшая пешеходная зона - тротуар, находится на противоположной стороне проезжей части, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, и текстовая информация, отраженная в рекламе мелким шрифтом, выполнена черным цветом на голубом фоне, что значительно снижает уровень её восприятия.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что совокупность обстоятельств, связанных со способом размещения рекламы (щит 6х3 кв.м), место расположения (параллельно проезжей части), высотой размещения (не на уровне глаз потребителя), характером рекламы (наружная), и соотношение размера шрифта, использованного при описании привлекательных для потребителя условий и иных существенных условий, не позволяла потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность условий, изложенных в рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно Протоколу N 16 Экспертного совета ФАС по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг, размер и способ доведения до потребителей сведений должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком, обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму дохода, воспринимается потребителями указанным образом.
В связи с вышеизложенным рассматриваема реклама нарушает требования п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, а также ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "Банк Москвы".
В соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 данного закона.
Представитель ОАО "Банк Москвы" факт нарушения законодательства о рекламе не признал и пояснил, что процентная ставка по вкладу написана крупным шрифтом с целью привлечения внимания потенциальных клиентов к услуге, предлагаемой банком, банковскому вкладу "Новый год 2011", а иные условия вклада выполнены мелким, но читаемым шрифтом. Так как законодательство о рекламе не устанавливает формы предоставления необходимых сведений в рекламе, не устанавливает обязательные требования к размерам шрифта, критерии читаемости, либо не читаемости текста рекламы, то рекламодатель самостоятельно решает, как отразить ту или иную информация о банковском вкладе в рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги - банковского вклада "Новый год 2011", оказываемой ОАО "Банк Москвы", распространяемую с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ОАО "Банк Москвы" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО "Банк Москвы".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
30 марта 2011 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:<_>
на основании своего решения от 30 марта 2011 г. по делу N 07-18/2011-009 по факту распространения с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы финансовых услуг, оказываемых ОАО "Банк Москвы" (<_>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ОАО "Банк Москвы" (<_>), устранить выявленные нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего прекратить распространение с помощью средств стабильного территориального размещения ненадлежащей рекламы финансовой услуги - банковского вклада "Новый год 2011", оказываемой ОАО "Банк Москвы", во всех регионах распространения рассматриваемой рекламы, в срок до 04 мая 2011 года.
2. ОАО "Банк Москвы" (<_>) в срок до 12 мая 2011 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 30 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016