Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 30 марта 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - зам. руководителя управления - К.Ю. Попов,
члены - нач. отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт Е.С.Канева,
рассмотрев дело N 7145/04-2011 по признакам нарушения Управлением государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (432071, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 121) части 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон "О защите конкуренции"), установила:
24.12.2010 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО "СМУ - 62" (вх. N 10184) на действия председателя Совета УРО ООО "Россоюзспас"..., ущемляющие его интересы.
Установлено, что ГУ МЧС России по Ульяновской области в адрес управляющих компаний были направлены письма, в которых указано, что по имеющейся информации в органах ГПН у ряда организаций отсутствуют лицензии МЧС на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (как у управляющей компании, так и у субподрядной организации). В качестве обоснований УГПН ссылается на Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.2 Положения о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2006 N625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности".
В последующем Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ульяновской области обратился в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СМУ-62" (далее - общество, ООО "СМУ-62") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В удовлетворении требований было отказано в связи с тем, что пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается.
На основании данных фактов приказом от 21.01.2011 N 18 в отношении Управления государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области было возбуждено дело N 7145/04-2011 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "СМУ-62" на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представитель ООО "СМУ - 62" на заседаниях комиссии пояснила, что в начале августа 2008 года в адрес ООО "СМУ-62" поступило письмо (исх. от 05.08.2010 N 01-08-4432) ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - ОАО "ДК Ленинского района"), в котором устанавливались требования о предоставлении в адрес ОАО "ДК Ленинского района" заверенной копии лицензии ООО "СМУ-62", выданной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённым Постановлением Правительства РФ N 625 от 25.10.2006 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности".
Добавила, что поводом для настоящих требований послужило то, что председатель Совета УРО ООО "Россоюзспас"... направил в правоохранительные органы и мэрию письма о том, что на осуществляемый ООО "СМУ-62" вид деятельности необходима специальная лицензия МЧС (исх. от 13.08.2010 N 5 и от 03.09.2010 N 927-2-4-6). На основании данных писем 25.10.2010 ОАО "ДК Ленинского района" расторгло договор N 24-ДК/Л от 01.01.2008 на техническое обслуживание, ремонт и прочистку дымовентиляционных каналов (ДВК), вентиляционных каналов (ВК) и ремонт оголовок с ООО "СМУ-62".
Указала, что председатель Совета УРО ООО "Россоюзспас"...., оперируя чужими финансовыми документами, к заявлению в Прокуратуру Ленинского района и другие инстанции приложил финансовые документы ОАО ДК Ленинского района, которые не имеют никакого отношения к деятельности общественной организации, написал заявление, в котором указал, что деятельность ООО "СМУ-62" наносит вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2006 N625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности"
Вместе с тем сообщила, что в 2004 году на осуществление строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней Госстроем России была выдана лицензия, которая прекратила своё действие в 2007 году. В настоящее время на основании приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на осуществление данной деятельности выдана лицензия от 23 апреля 2007. Срок её действия по 23 апреля 2012.
Несмотря на то, что пунктом 7 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается, ООО "СМУ-62" 27.02.2010 прошло добровольное сертифицирование работ по ремонту и строительству жилья и других построек (сертификат соответствия N РОСС RU.3387.04ИВ00.05, выдан ООО "БИПЛАН").
Подтвердила, что деятельность по производству работ по ремонту и обслуживанию дымовых кирпичных труб, вентиляционных систем до 01.04.2011 в отношении объектов, находящихся в управлении УМУП УК ЖКХ Ленинского района, осуществляет ООО "Симвет", т.к. в адрес ООО "СМУ-62" пришло письмо от управляющей компании с предложением о заключении договора на выполнение работ по ремонту и обслуживанию дымовых кирпичных труб, вентиляционных систем с 01.04.2011.
На заседании комиссии 15.02.2011 представитель Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области факт нарушения не признал. Пояснил, что согласно п.2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением правительства от 25.10.2006 N 625, принятого в соответствии со статьей 17 Закона о лицензировании, под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 N69 "О пожарной безопасности" трубо-печные работы так же отнесены к работам и услугам в области пожарной безопасности.
Добавил, что статья 18 Закона о лицензировании предусматривает отмену обязательного лицензирования деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
Сообщил, что Федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон от 22.07.2008 N123-ФЗ) не установлены требования к производству работ, по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Вступление в силу Закона от 22.07.2008 N123-ФЗ не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что подтверждено заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, то есть в настоящий момент лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании и Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений постановлением правительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625.
Несмотря на вступление в силу Закона от 22.07.2008 N123-ФЗ требования о лицензировании данного вида деятельности остались прежними.
Пояснил, что Управлением по надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ульяновской области ведётся реестр организаций, имеющих лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Проверка лицензиатов ведётся ежегодно и при наличии нарушений Управление государственного пожарного надзора обращается в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности нарушившее лицо.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу:
- об отсутствии нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях УРО ООО "Россоюзспас", исходя из следующего.
Согласно статье 14 Закона "О защите конкуренции" запрещается недобросовестная конкуренция". В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Соответственно, субъектом данного правонарушения является только конкурент лица на определенном товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что УРО ООО "Россоюзспас" является некоммерческой организацией, лицензией на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений обладает, конкурентом ООО "СМУ-62" не является, следовательно, не может быть субъектом указанного нарушения.
Иные доводы представителя ООО "СМУ-62" о незаконных действиях председателя совета УРО ООО "Россоюзспас"... в отношении общества, являются несостоятельными, поскольку ООО "СМУ-62" не было представлено соответствующих доказательств в их подтверждение.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу:
- о наличии в действиях ГУ МЧС России по Ульяновской области (в лице Управления по надзорной деятельности) нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "СМУ-62" на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При этом комиссия руководствуется следующим.
В соответствии с приложением к Приказу ГУ МЧС по Ульяновской области от 28.09.2010 N 408, в организационно-штатную структуру ГУ МЧС России по Ульяновской области входит Управление надзорной деятельности, основными задачами которого являются:
- организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Ульяновской области;
- организация и осуществление надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью сил и средств к действиям в случае их возникновения;
- организация и осуществление надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;
- государственный статистический учет пожаров;
- анализ обстановки с пожарами и организация реагирования на ее изменения;
- обеспечение профессиональной подготовки личного состава Управления;
- информационно-аналитическая работа;
- контроль и оказание помощи отделам ГПН муниципальных образований и районов области;
- взаимодействие со страховыми организациями в области противопожарного страхования;
- контроль за обеспечением пожарной безопасности на объектах критически важных для национальной безопасности страны и особо важных пожароопасных объектов.
Соответственно, ГУ МЧС России по Ульяновской области правомочно было осуществлять государственный пожарный надзор на территории Ульяновской области в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе и за деятельностью ООО "СМУ-62".
ГУ МЧС России по Ульяновской области в адрес управляющих компаний, в том числе УК ЖКХ "Южное", ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N1" были направлены письма (исх. от 03.09.2010 N 927-2-4-6), в которых указано, что по имеющейся информации в органах ГПН ряд организаций, в том числе и адресат проводят работы по обслуживанию, ремонту, монтажу, и восстановлению трубо-печных каналов жилых домов в отсутствие лицензии МЧС на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Далее в письме указывается на необходимость принять меры по выполнению Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в противном случае информация будет направлена в прокуратуру Ульяновской области.
Кроме того, 03.08.2010 (исх. N748-2-4-6) ГУ МЧС России по Ульяновской области в адрес ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района", 09.09.2010 N936-2-4-6 в адрес ОАО "Домоуправляющая компания N2 Засвияжского района", 01.10.2010 (исх. N992-2-4-10) в адрес ОАО "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" направило письма, в котором также указало на необходимость лицензирования деятельности по осуществлению трубо-печных работ.
Направление указанных писем повлекло расторжение договора на техническое обслуживание, ремонт и прочистку дымовентиляционных каналов (ДВК) и ремонт оголовок от 01.01.2008 N24ДК/Л, заключенного между ООО "СМУ-62" и ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района".
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 N69 "О пожарной безопасности" трубо-печные работы также отнесены к работам и услугам в области пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 7 статьи 18) установлено, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" принят Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При вступлении в силу данного Федерального закона лицензирование указанного вида деятельности должно быть прекращено, поскольку Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит прямую норму об отмене лицензирования указанного вида деятельности с момента вступления в силу Федерального закона N 123 ФЗ, а именно с 01.05.2009.
Таким образом, получение лицензии на осуществляемые ООО "СМУ-62" трубо-печные работы с 01.05.2009 не требуется.
С учетом аналогичной позиции 09.12.2010 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в удовлетворении заявленных требований Отдела государственного пожарного надзора по г. Ульяновску Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СМУ-62" по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказал.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
Таким образом, ГУ МЧС России по Ульяновской области (в лице Управления по надзорной деятельности) совершены действия, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности ООО "СМУ-62" на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Кроме того, указанные действия могут повлечь препятствия осуществлению деятельности иных субъектов, действующих на данном рынке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать действия ГУ МЧС России по Ульяновской области нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в частности субъектами, осуществляющим трубо-печные работы.
2. Выдать ГУ МЧС России по Ульяновской области предписание о прекращении нарушения путём отзыва писем исх. от 03.09.2010 N 927-2-4-6, от 03.08.2010 N748-2-4-6, от 09.09.2010 N936-2-4-6, от 01.10.2010 N992-2-4-10, указав адресатам данных писем, что на осуществление трубо-печных работ не требуется лицензия на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.9 КоАП РФ.
Председатель комиссии К.Ю. Попов
Члены комиссии М.С. Степанова
Е.С.Канева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 11
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - зам. руководителя управления - К.Ю. Попов,
Члены Комиссии - нач. отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт Е.С. Канева,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.03.2011 по делу N 7145/04-2011
4. о нарушении ГУ МЧС России по Ульяновской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектам на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в частности субъектам, осуществляющим трубо-печные работы. предписывает:
Кому: ГУ МЧС России по Ульяновской области (в лице Управления по надзорной деятельности)
5. в срок до 10.05.2011 прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в частности субъектам, осуществляющим трубо-печные работы.
в срок до 10.05.2011 отозвать письма исх. от 03.09.2010 N 927-2-4-6, от 03.08.2010 N748-2-4-6, от 09.09.2010 N936-2-4-6, от 01.10.2010 N992-2-4-10, указав адресатам данных писем, что на осуществление трубо-печных работ не требуется лицензия на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в 5-дневный срок со дня исполнения предписания.
Председатель комиссии К.Ю. Попов
Члены комиссии М.С. Степанова
Е.С. Канева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 30 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016