Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 31 марта 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Кутепов А.К. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Силичев М.В. член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Маскаева Н.В. член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N21 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер" рекламы на телеканале "СКЭТ" (ТНТ Ставрополь), содержащей признаки нарушения части 1 статьи 5; пункта 1 части 2 статьи 5; пункта 1 части 3 части 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер" <***> по доверенности б/н от 30.03.2011 и Федоровой Т.В. по доверенности б/н от 30.03.2011 г., установила:
В ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены признаки нарушения законодательства о рекламе.
В городе Ставрополе, 29 января 2011 года, в 17 часов 17 минут, на телеканале "СКЭТ" (ТНТ Ставрополь) транслировалась реклама "ЮгСтройИнвест" следующего содержания:
видеоряд демонстрирует процесс строительства и готовые квартиры компании "ЮгСтройИнвест" в городе Ставрополе. Данный видеоряд сопровождает текстовая надпись "ЮгСтройИнвест - строительная компания. Нас рекомендуют друзьям! т. (8652) 553-800, (8652) 433-907. ЮгСтройИнвест - Строительная компания. Генеральный застройщик ООО СК "ЮгСтройИнвест". Проектная декларация опубликована на сайте: usi26.ru" и голос за кадром сообщает: "ЮгСтройИнвест - строительная компания номер один на Юге России, 7 лет ответственной работы и динамичного развития. Более полумиллиона квадратных метров сданного жилья, 9 тысяч счастливых новосёлов. Мы сделали жильё доступным. ЮгСтройИнвест. Нас рекомендуют друзьям!".
В вышеуказанной рекламе, распространенной на телеканале "СКЭТ" (ТНТ Ставрополь), информация о преимуществах рекламируемого товара предоставляется с помощью звуковой информации: "номер один на Юге России", а уточняющие сведения включены в видеоряд рекламного ролика текстом с мелким шрифтом, а именно: "По данным Департамента строительства региона за 2009 год. Источник: "Вестник Кубани. Архитектура. Строительство. Инфраструктура", причем продолжительность рекламного ролика составляет 20 секунд, а продолжительность уточняющей информации менее 2 секунд. Данная информация указана нечитаемым шрифтом, что затрудняет возможность ознакомления с нею при восприятии данной рекламы потребителями.
Следовательно, при оценке данной рекламы следует учитывать тот факт, что реклама предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи, с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно информации, представленной ООО "Алькасар Ставрополь" на запрос Ставропольского УФАС России, данная реклама была распространена на основании договора N СТА-39/10 от 27 января 2011 года, заключенного между ООО "Алькасар Ставрополь", с одной стороны, и ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер", с другой стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 5; пунктом 1 части 2 статьи 5; пунктом 1 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем указанной рекламной продукции является ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер".
В соответствии с письменными объяснениями ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер" (вх. N 3923 от 30.03.2011), общество не признает вменяемое ему нарушение рекламного законодательства, поскольку в размещенной рекламе указана вся существенная информация в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5; пунктом 1 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", так как в рекламном ролике есть ссылка на информационный источник, согласно которому Общество занимает первое место в рейтинге крупнейших компаний Юга России.
Кроме того, на рассмотрении дела представитель Общества пояснил, что не существует объективных и правовых методов определения доступности информации для восприятия в зависимости от размера шрифта и продолжительности её предоставления.
Ставропольское УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив доводы и аргументы ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер" приходит к следующим выводам.
Использованное в вышеуказанной рекламе высказывание "Строительная компания "Номер один на Юге России" указывает на превосходство данной строительной компании в сравнении с другими строительными компаниями - конкурентами "ЮгСтройИнвест", поскольку "Номер один на Юге России" подразумевает, что рекламируемая компания является первой из числа других строительных компаний, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними. При этом использование сравнительной характеристики "Номер один на Юге России" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Довод Общества о том, что в рекламном ролике есть ссылка на информационный источник, согласно которому они занимают первое место в рейтинге крупнейших компаний Юга России, Ставропольское УФАС России считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно информации, представленной ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер", указание в рекламе о том, что компания является "Номер 1 на Юге России", была размещена на основании данных журнала "Вестник Кубани. Архитектура. Строительство. Инфраструктура". В данном журнале опубликован рейтинг "ТОП - 35. Крупнейшие застройщики ЮФО". В соответствии с этими данными ООО "СК "ЮгСтройИнвест" (Ставрополь) стоит на первом месте по совокупному количеству кв.м. жилья (200523) и объектов жилищного строительства (11), введенных в эксплуатацию в 2009 году.
Кроме того, журнал был опубликован в июле - августе 2010 года, а реклама распространялась на телеканале "СКЭТ" (ТНТ Ставрополь) в январе 2011 года.
Таким образом, у потребителя создается впечатление о том, что компания является лидером именно в период распространения рекламы в 2011 году.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, ссылки ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер" на то, что его реклама соответствует требованиям рекламного законодательства, не состоятельны.
Что касается довода о том, что не существует объективных и правовых методов определения доступности информации для восприятия в зависимости от размера шрифта и продолжительности её предоставления, то они так же не состоятельны по следующим основаниям.
Ставропольское УФАС России считает, что при таком рассуждении теряется смысл самого Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе". Получается, что информация, которую необходимо указывать в соответствии с данным законом, должна присутствовать в рекламе не для того, чтобы ее потребители были осведомлены о ней, а только во избежание наказания за ее отсутствие.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Общество имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.
Таким образом, ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер" допущены нарушения части 1 статьи 5; пункта 1 части 2 статьи 5; пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы на телеканале "СКЭТ" (ТНТ Ставрополь), в которой:
- содержатся недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- содержат некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре относительно того, по каким параметрам (критериям) и в каком году компания ООО "ЮгСтройИнвест" является лидером.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер", распространенную 29 января 2011 года, на телеканале "СКЭТ" (ТНТ Ставрополь), поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 5; пункта 1 части 2 статьи 5; пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Выдать ООО "ЮгСтройИнвест-Риэлтер" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 07.04.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016