Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 31 марта 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителя ООО "Промстройкомплект" <_> представителя Фурмановской центральной районной больницы <_>
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области обратилось ООО "Промстройкомплект" (далее - заявитель) с жалобой от 21.03.2011 года N 15/03-01 на действия заказчика - МУЗ "Фурмановская ЦРБ" при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта: "Выполнение работ по ремонту объекта: "Поликлиника N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ" (далее - размещение муниципального заказа).
Заявитель считает, что заказчик при размещении муниципального заказа нарушил нормы Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы ООО "Промстройкомплект".
Рассмотрев представленные заявителем и заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30 декабря 2010 года заказчиком на сайте администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (www.furmanov.net.ru) (далее - сайт) было размещено извещение N 1 о проведении открытого аукциона "Выполнение работ по ремонту объекта: "Поликлиника N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ" и соответствующая документация об аукционе (далее - аукционная документация).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 1 от 09.03.2011 года на выполнение работ по ремонту объекта: "Поликлиника N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ", ООО "Промстройкомплект" в допуске к участию в открытом аукционе было отказано, по следующей причине: несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе N 1 копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам*, выполнение которых является предметом аукциона (*- для видов работ, включенных в "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов, аукционная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе.
На основании части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов в документацию об аукционе были включены требования к составу заявки на участие в открытом аукционе. В соответствии с пп. б п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, работ, услуг, являющихся предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе. В пп. 9 п. 13 Информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено требование о представлении участниками размещения заказа копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам*, которые являются предметом аукциона. (*- для видов работ, включенных в "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель ООО "Промстройкомплект" пояснила, что из содержания (текста) основания отклонения заявки ООО "Промстройкомплект", указанного в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 1 от 09.03.2011 года, не представляется возможным понять, по какому основанию Единая комиссия заказчика признала заявку Общества не соответствующей требованиям аукционной документации. Общество посчитало, что основанием отклонения является отсутствие в Свидетельстве СРО, представленном ООО "Промстройкомплект" в своей заявке, видов строительных работ отмеченных знаком "*". На выполнение данных работы отмеченных указанным знаком, требуется получение свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ: особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Объект "Поликлиника N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ", на котором предполагается выполнение работ в соответствии с предметом аукциона, не относится ни к одному из категорий объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, по мнению Общества, Единая комиссия заказчика не законно отклонила от участия в размещении заказа заявку ООО "Промстройкомплект".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель заказчика пояснила, что в основание отклонения заявки ООО "Промстройкомплект" было положено иное обстоятельство, чем то, что озвучил представитель Общества. Аукционная заявка ООО "Промстройкомплект" была признана не соответствующей аукционной документации, так как в представленном свидетельстве СРО от 14.09.2010 года отсутствует такой вид работ как "работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Тем не менее, Комиссия отмечает, что такой вид работ как "работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" в перечень видов работ, которые являются предметом данного размещения заказа, не входит.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" указанный перечень работ утвержден и действует на территории Российской Федерации (далее - Перечень).
В п. 33 главы III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня включены такие виды работ как:
"Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)":
33.1. Промышленное строительство
33.1.1. Предприятия и объекты топливной промышленности
33.1.2. Предприятия и объекты угольной промышленности
33.1.3. Предприятия и объекты черной металлургии
33.1.4. Предприятия и объекты цветной металлургии
33.1.5. Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности
33.1.6. Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки
33.1.7. Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности
33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности <*>
33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности <*>
33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства <*>
33.1.11. Тепловые электростанции
33.1.12. Объекты использования атомной энергии
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ
33.1.14. Объекты нефтегазового комплекса
33.2. Транспортное строительство
33.2.1.Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
33.2.3. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры
33.2.4. Тоннели автомобильные и железнодорожные
33.2.5. Метрополитены
33.2.6. Мосты (большие и средние)
33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта <*>
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи
33.9. Объекты морского транспорта
33.10. Объекты речного транспорта
33.11. Объекты гидроэнергетики
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты
Предмет рассматриваемого аукциона (работы по ремонту Поликлиники N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ) не соотносится ни с одним из перечисленных объектов.
Таким образом, содержание такого вида работ как работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенное Перечнем, не позволяет соотнести его с предметом контракта:
- во-первых, здание Поликлиники N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ не соотносится ни с одним из перечисленных объектов;
- во-вторых, ч. 3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ сообщает о необходимости иметь соответствующий допуск при строительстве, а не ремонте объекта.
Учитывая изложенное, лицо, осуществляющее ремонт рассматриваемого объекта капитального строительства, не обязано иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Если не брать во внимание отсутствие в представленном Обществом Свидетельстве СРО такого вида работ как работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), общество имеет все допуски СРО для выполнения всех работ, требуемых заказчику и содержащихся в предмете данного аукциона.
Представитель заказчика подтвердила, что в соответствии со Свидетельством СРО, представленным ООО "Промстройкомплект" в составе своей заявки на участие в указанном размещении заказа, Общество может выполнить все требуемые работы по ремонту объекта: "Поликлиника N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ". Отдельно такой вид работ, как работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), не был прямо прописан в ни в предмете указанного аукциона, ни в требованиях к составу заявок участников размещения заказов.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель заказчика пояснила, что требуемые заказчику работы носят сложный и комплексный характер. В целях надлежащего и своевременного выполнения своих обязательств подрядчику может потребоваться привлечение третьих лиц (субподрядчиков), поэтому, п. 5.2.5 проекта муниципального контракта предусмотрено право подрядчика привлекать для выполнения работ по контракту субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом. На основании изложенного, предполагалось, что у подрядчика в его свидетельстве СРО должен быть допуск к данному виду работ. В Свидетельстве СРО ООО "Промстройкомплект" допуск к данному виду работ отсутствовал, в связи с чем, Единая комиссия заказчика приняла решение об отклонении аукционной заявки ООО "Промстройкомплект".
В свою очередь, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Общества пояснила, что ООО "Промстройкомплект", имея все необходимые допуски к работам, являющимися предметом контракта, имело намерение выполнить указанные работы лично, без привлечения субподрядных организаций, на что, безусловно, имело право в соответствии с ч.2-3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ и Перечнем.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не может признать довод Единой комиссии заказчика в качестве обосновывающего правомерность отклонения аукционной заявки ООО "Промстройкомплект", так как, в рассматриваемом случае, участники размещения заказа не должны были иметь Свидетельство СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Статьей 2 и ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что регулирование отношений, связанных с размещением государственного (муниципального) заказа, основывается на положениях Гражданского кодекса РФ с учетом специальных требований Закона о размещении заказов. Таким образом, в части, прямо не предусмотренной Законом о размещении заказа, стороны (государственный (муниципальный) заказчик, исполнитель) могут определять свои права и обязанности в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Одним из важных условий любого государственного (муниципального) контракта является возможность исполнителя (подрядчика) по государственному (муниципальному) контракту привлекать для исполнения своих обязательств третьих лиц (субподрядчиков). Часть 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Таким образом, привлечение субподрядной организации является правом подрядчика, а не его обязанностью.
Таким образом, аукционная комиссия незаконно отказала ООО "Промстройкомплект" в допуске к участию в аукционе (заявка соответствовала требованиям документации), чем нарушила части 3 статьи 36 и часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект" от 21 марта 2011 года N 15/03-01 на действия заказчика - МУЗ "Фурмановская ЦРБ" при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта: "Выполнение работ по ремонту объекта: "Поликлиника N 1 МУЗ "Фурмановская ЦРБ" обоснованной.
2. В связи с заключением муниципального контракта Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать.
3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 31 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016