Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 31 марта 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2011 года
Исходящий N 1004/02 от 31.03.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_> - председатель Комиссии, руководитель Управления;
<_> - член Комиссии, заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;
<_> - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
<_> - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
при участии представителей:
от заявителя - ООО "Жилтрест": <_> по доверенности от 15.11.2010 N б/н;
от заявителей - <_>
- <_> по доверенностям от 15.11.2010 N б/н;
от заявителя - ООО "Теплоэнергосервис":
- <_> генеральный директор ООО "Теплоэнергосервис";
- <_> по доверенности от 03.12.2010 N б/н;
- <_> по доверенности от 03.12.2010 N б/н,
от ответчика - Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" (далее - МУП "Новгородский водоканал", Предприятие):
- <_> по доверенности от 25.06.2010 N б/н;
- <_> по доверенности от 10.06.2010 N <_>
- <_> по доверенности от 02.02.2011 N <_>,
в качестве эксперта - комитет по ценовой и тарифной политике области (далее - Комитет):
- <_>, по доверенности от 13.11.2010 N <_>
от заинтересованного лица - Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация):
- <_> по доверенности от 12.11.2010 N <_>,
рассмотрев дело N 41 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода "Новгородский водоканал" (ул. Германа, д. 33, Великий Новгород, 173003) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), установила:
В Управление поступило заявление от 04.10.2010 вх. N 5482 от ООО "Жилтрест" (далее так же управляющая компания) о том, что между управляющей компанией и МУП "Новгородский водоканал" заключен договор от 01.09.2005 N 1195 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод в городскую канализацию (далее - Договор). Управляющая компания в начале 2007 года заключила договор на управление многоквартирным домом по ул. Октябрьской, д. 10 в Великом Новгороде и 01.02.2007 заключила дополнительное соглашение о включении этого объекта в обслуживание водой с МУП "Новгородский водоканал". В соответствии с приложением N 3 к Договору (акт разграничения эксплуатационной ответственности хозяйственного ведения водопроводных и канализационных сетей) следует, что Предприятие не имеет собственных водопроводных и канализационных сетей, присоединённых непосредственно к указанному дому, а водопроводные и канализационные сети от места присоединения к коммунальной водопроводной и канализационной сети обслуживаются собственником сетей - ООО "Теплоэнергосервис", которое должно нести также и эксплуатационную ответственность. На момент подписания договора ООО "Жилтрест" не было понятно, кому принадлежат сети, по которым транспортируется вода к дому N 10, и, подписав дополнительное соглашение к Договору, управляющая компания не предполагала, что стоимость воды как для самой управляющей компании, так и для для конечных потребителей услуг, т.е. для населения, может измениться в сторону увеличения. Услуги по транспортировке воды по сетям ООО "Теплоэнергосервис" не входят в тариф на холодную воду и водоотведение для Предприятия в соответствии с постановлением Администрации от 30.11.2009 N 685 "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для МУП "Новгородский водоканал" (далее - Постановление N 685) на 2010 год, в связи с чем управляющая компания вынуждена нести невключенные в тариф расходы по транспортировке воды. В свою очередь, предъявление собственникам жилых помещений платежей за транспортировку воды и канализационных стоков по транзитным сетям водоснабжения и водоотведения сверх установлено тарифа неправомерно, поскольку не предусмотрено жилищным законодательством, из чего следует, что МУП "Новгородский водоканал" обязано заключить договор с собственником водопроводных и канализационных сетей - ООО "Теплоэнергосервис", сети которого опосредованно присоединены к сетям МУП "Новгородский водоканал", и включить расходы по транспортировке в установленный Комитетом тариф на водоснабжение и водоотведение. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила): "водоснабжение" - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды; "водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Кроме того, пунктом 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ к обязанностям организации водопроводного хозяйства отнесено обеспечение надлежащей эксплуатации и функционирования систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договоров, заключенных между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства. По мнению управляющей компании, исходя из указанной нормы, Предприятие обязано заключить договор с собственником сетей для надлежащей эксплуатации и функционирования систем водоснабжения и канализации, а не перекладывать эксплуатационную ответственность на управляющую компанию.
27.10.2010 за вх. N 6080 в Управление поступило заявление от ООО "Теплоэнергосервис" (далее - Общество) из которого следует, что Общество является организацией, эксплуатирующей и обслуживающей принадлежащие ей водопроводные и канализационные сети, которые непосредственно присоединены к водопроводным и канализационным сетям МУП "Новгородский водоканал", в том числе и по адресу: ул. Октябрьская, д. 10. При этом, все абоненты, получающие воду и отводящие стоки через сети Общества, имеют договорные отношения с Предприятием по поставке питьевой воды и приёму сточных вод в городскую канализацию, т.е., весь объём воды, поступающий абонентам, и сбрасываемые канализационные стоки транспортируются ООО "Теплоэнергосервис". Общество как собственник сетей неоднократно, начиная с 2008 года, предлагало МУП "Новгородский водоканал" вступить в договорные отношения и включить в тариф на водоснабжение и водоотведение расходы по транспортировке воды и стоков по сетям, принадлежащим ООО "Теплоэнергосервис", но каждый раз получало отказ. Поскольку МУП "Новгородский водоканал" является организацией коммунального комплекса, чьи тарифы на водоотведение и водоснабжение подлежат государственному регулированию, Предприятие должно заключить с ООО "Теплоэнергосервис" договор на транспортировку и включить в тариф на холодную воду и водоотведение расходы по транспортировке воды и стоков по сетям ООО "Теплоэнергосервис".
Кроме того, в Управление поступили заявления от председателей домовых комитетов многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Озёрная, д. 8, Великий Новгород - <_> (от 03.11.2010 вх. N 6231 Управления); ул. Озёрная, д. 11, Великий Новгород - <_> (от 03.11.2010 вх. N 6232 Управления); пер. Белорусский, д. 1, Великий Новгород - <_> (от 08.11.2010 вх. N 6268 Управления); ул. Зелёная, д. 12, Великий Новгород - <_> (от 08.11.2010 вх. N 6267 Управления), свидетельствующие о том, что управляющая компания - ООО "Жилтрест", а, следовательно, и собственники жилых помещений указанных домов, в случае невключения затрат по транспортировке воды и стоков, транспортируемых по сетям ООО "Теплоэнергосервис" в тариф для МУП "Новгородский водоканал", будут вынуждены нести указанные расходы сверх установленных тарифов Администрацией Великого Новгорода для населения по водоснабжению и водоотведению.
По мнению заявителей, указанные действия МУП "Новгородский водоканал" нарушают антимонопольное законодательство и требуют принятия мер антимонопольного реагирования.
На рассмотрении дела заявители подтвердили изложенное в заявлениях и свои требования о принятии мер по устранению нарушений антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения настоящего дела от ООО "Жилтрест" поступило ходатайство от 17.11.2010 (вх. N 6552 Управления) о вынесении антимонопольным органом предписания об изменении условий договора от 01.09.2005 N 1195 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод в городскую канализацию, заключенного с МУП "Новгородский водоканал", в части включения в предмет договора пункта 2.2. следующего содержания:
"Предприятие ВКХ" обязано за свой счёт обеспечить доставку питьевой воды из систем городского водопровода непосредственно до водопроводного ввода, находящегося в здании, а также обеспечить за свой счёт приём сточных вод в городскую канализацию от последнего запорного устройства канализационной сети, выходящей из здания".
Кроме того, управляющая компания просит признать недействительными с момента их подписания Акты разграничения эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям.
От ООО "Теплоэнергосервис" также поступило ходатайство от 08.12.2010 (вх. N 6967 Управления) о вынесении антимонопольным органом обязательного для исполнения предписания о заключении между МУП "Новгородский водоканал" и собственниками систем водоснабжения и канализации договора на транспортировку питьевой воды и канализационных стоков по принадлежащим им сетям с момента обращения собственников сетей к МУП "Новгородский водоканал" с предложением о заключении такого договора. Также представитель ООО "Теплоэнергосервис" пояснил, что Общество не может заключить договор на отпуск питьевой воды и приём сточных вод в городскую канализацию с ООО "Жилтрест", так как не может осуществлять технологические операции, установленные Правилами по обеспечению забора, подготовки транспортировке и передаче питьевой воды, а также обеспечения приёма сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
В свою очередь, представители МУП "Новгородский водоканал" пояснили, что сети водоснабжения и водоотведения, принадлежащие в настоящее время ООО "Теплоэнергосервис", после их ввода в эксплуатацию, должны были быть переданы на баланс МУП "Новгородский водоканал", однако этого не произошло по непонятной для них причине. МУП "Новгородский водоканал" не понуждало ООО "Жилтрест" подписывать договор N 1195, по которому Предприятие поставляет воду управляющей компании до границы эксплуатационной ответственности, и принимает стоки на границе эксплуатационной ответственности по ул. Октябрьской дом N 10, согласно приложению N 3 Договора. Исполнение обязательств по поставке абонентам питьевой воды и приёму сточных вод непосредственно связано с данной границей. Кроме того, Предприятие не оказывает услуг по водоснабжению и водоотведению, а договоры, заключенные с управляющими организациями, не являются договорами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению. Обязанность предоставить услуги водоснабжения и водоотведения конечному потребителю (населению многоквартирных домов) возлагается на организации, управляющие многоквартирными домами и являющиеся исполнителями коммунальных услуг. МУП "Новгородский водоканал" поставляет воду до границы эксплуатационной ответственности и принимает стоки на границе эксплуатационной ответственности. Указанная граница установлена на границе балансовой принадлежности сетей Предприятия, что не противоречит действующему законодательству. Согласно разъяснениям Госстроя (письмо от 14.10.1999 N ЛЧ-3555/12), организация ЖКХ может взять на обслуживание внутриканальные, внутридомовые сети сооружения по отдельному договору с собственником жилья или организацией, уполномоченной выступать от его имени, однако юридические лица свободны в заключении подобного договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Кроме того, расходы на транспортировку воды и сточных вод по сетям ООО "Теплоэнергосервис" не включены в тариф для МУП "Новгородский водоканал", и в случае подписания такого договора Предприятие будет вынуждено нести дополнительные расходы по транспортировке воды и стоков по не принадлежащим ему сетям.
Представитель Комитета пояснила, что в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - ФЗ "Об основах регулирования тарифов") тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения подлежат государственному регулированию. Пункт 6 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Постановление N 520), относит к регулируемым тарифам тарифы на холодную воду и тарифы на водоотведение. Ввиду отсутствия методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - методические указания) и, принимая во внимание положения статьи 6 ГК РФ и пунктов 1, 2, 5 части 1 статьи 3 ФЗ "Об основах регулирования тарифов", Комитетом при формировании тарифов на холодную воду и водоотведение применяется общий подход к тарифообразованию - аналогично установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию. В случае, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчётного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтённые при установлении регулируемого тарифа (цен), в том числе, расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчётного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчётный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Учитывая вышеизложенное, дополнительные, не учтённые в тарифах на холодную воду, водоотведение МУП "Новгородский водоканал" на 2011 год расходы на оплату транспортировки воды и стоков для населения, в том числе по сетям, не принадлежащим Предприятию, могут быть учтены при установлении тарифов МУП "Новгородский водоканал" на последующий период регулирования, т.е. на 2012 год.
В ходе рассмотрения дела Комиссией на основании пояснений лиц, участвовавших в деле, и имеющихся в деле материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3.2. Устава ООО "Жилтрест" является, помимо прочего, организацией, в обязанности которой входит эксплуатация жилого фонда, содержание, техническое обслуживание и технический ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилых и нежилых помещений. Водоснабжение жилых домов, находящихся в управлении ООО "Жилтрест", осуществляется на основании договора от 01.09.2005 N 1195 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод в городскую канализацию, заключенного между управляющей компанией и МУП "Новгородский водоканал".
ООО "Жилтрест" в начале 2007 года, заключив договор на управление многоквартирным домом по ул. Октябрьской, д. 10 в Великом Новгороде, 01.02.2007 заключило дополнительное соглашение с МУП "Новгородский водоканал" о включении этого объекта в обслуживание. Из приложения N 3 к Договору (акт разграничения эксплуатационной ответственности хозяйственного ведения водопроводных и канализационных сетей) следует, что Предприятие не имеет собственных сетей по водоснабжению и водоотведению, присоединённых непосредственно к указанному жилому дому.
Сети водоснабжения и водоотведения, через которые осуществляется снабжение холодной водой и водоотведение по адресам: ул. Октябрьской, д. 10, ул. Озёрная, д. 8, д. 11, ул. Зелёная, д. 12, пер. Белорусский, д. 11 в Великом Новгороде, принадлежат ООО "Теплоэнергосервис" и опосредованно присоединены к сетям МУП "Новгородский водоканал". Это следует из схемы водопроводно-канализационных сетей указанных жилых домов, представленных Обществом. Представителями МУП "Новгородский водоканал" факт опосредованного присоединения к указанным домам не опровергался.
ООО "Теплоэнергосервис" как собственник водопроводных и канализационных сетей должен сам или путём привлечения подрядной организации обслуживать свои сети и нести эксплуатационную ответственность за них.
Администрацией письмом от 20.12.2010 N 3261-АУ представлена калькуляция затрат тарифов по водоснабжению и водоотведению на 2008 год, 2009 год, 2010 год для МУП "Новгородский водоканал". В соответствии с указанными калькуляциями расходы по транспортировке воды и стоков для ООО "Теплоэнергосервис" и ООО "Новострой", сети которого также присоединены к МУП "Новгородский водоканал", не включены в тариф по водоснабжению и водоотведению для МУП "Новгородский водоканал" в указанный период.
При этом, как следует из указанного письма, при формировании тарифов на услуги по транспортировке воды и канализационных стоков для ООО "Новострой" и ООО "Теплоэнергосервис" на 2008 год Администрацией первоначально планировалось учесть затраты данных организаций по транспортировке воды и канализационных стоков при формировании тарифов на водоснабжение и водоотведение и включить их в тариф для МУП "Новгородский водоканал" на 2008 год. Для подтверждения указанных затрат необходимо наличие заключенных договоров между ООО "Теплоэнергосервис" и ООО "Новострой" с МУП "Новгородский водоканал" на 2008 год. Поскольку в период формирования тарифов на водоснабжение и водоотведение для МУП "Новгородский водоканал" на 2008 год не были представлены в комитет по управлению ЖКХ вышеуказанные договоры, не подтверждено право собственности организаций на сети в установленном порядке, в заключении Администрации по материалам, предоставленным МУП "Новгородский водоканал" о тарифах на водоснабжение и водоотведение на 2008 год, абзац, определяющий необходимость заключения договоров ООО "Теплоэнергосервис" и ООО "Новострой" с МУП "Новгородский водоканал", был отменён.
Таким образом, Общество с 2008 года по настоящее время несёт расходы по эксплуатации и обслуживанию сетей, по которым транспортируется вода и стоки для абонентов МУП "Новгородский водоканал", не получая за это никакой компенсации, и, неоднократно, начиная с 2008 года (от 18.01.2008 N 23, от 17.04.2008 N 172, от 23.04.2008 N 183, 25.11.2008 N 477, от 03.04.2009 N 139, от 07.04.2010 N 159, от 17.09.2010 N 531) предлагало МУП "Новгородский водоканал" заключить договор и включить в тариф на водоснабжение и водоотведение расходы по транспортировке воды и стоков по сетям ООО "Теплоэнергосервис", но каждый раз получало отказ (от 18.02.2008 N 403, от 26.12.2008 N 4917, от 13.10.2010 N 5475).
Администрация постановлениями от 26.11.2007 N 220, от 28.11.2008 N 290, от 30.11.2009 N 685 "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для МУП "Новгородский водоканал" установила тарифы на холодную воду и водоотведение для МУП "Новгородский водоканал" на 2008, 2009 и 2010 г.г., а для ООО "Теплоэнергосервис" на 2008 год постановлением Администрации от 11.01.2008 N 21 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке воды и канализационных стоков для ООО "Теплоэнергосервис" (далее - Постановление N 21) с 11 февраля 2008 года введены в действие тарифы на услуги по транспортировке воды и канализационных стоков.
Из ответа от 26.11.2010 N 662 ООО "Теплоэнергосервис" следует, что Общество не расходует воду на собственные нужды при транспортировке воды абонентам МУП "Новгородский водоканал", и, следовательно, оказывает услуги по транспортировке воды и стоков только населению.
В свою очередь, письмом от 07.07.2008 N 1205 "О применении тарифов на транспортировку воды и канализационных стоков для ООО "Теплоэнергосервис" (далее - письмо N 1205) Администрация разъяснила Обществу, что управляющие компании и ТСЖ являются потребителями услуг ООО "Теплоэнергосервис", а установленный на 2008 год тариф подлежит применению при расчётах между ООО "Теплоэнергосервис" и организациями-потребителями услуг по транспортировке воды и канализационных стоков, за исключением МУП "Новгородский водоканал". На основании этого разъяснения ООО "Теплоэнергосервис" письмом от 09.11.2009 N 443 обратилось в управляющую компанию - ООО "Жилтрест" с просьбой оплатить услуги по транспортировке воды и отводу канализационных стоков к многоквартирному дому по адресу: ул. Октябрьская, д. 10.
Управляющая компания не согласилась с указанными требованиями и обратилась в арбитражный суд Новгородской области, который своим решением от 07.05.2010 обязал взыскать с управляющей компании в пользу ООО "Теплоэнергосервис" расходы по содержанию принадлежащих им сетей водоснабжения и водоотведения от границ дома до точки присоединения с сетями МУП "Новгородский водоканал". Решением суда установлено, что транспортировка воды и стоков по этим сетям производится в интересах абонентов, т.е. жильцов дома, а значит, они и должны нести эти расходы. Однако, вопросы соблюдения или несоблюдения МУП "Новгородский водоканал" антимонопольного законодательства не заявлялись и, соответственно, судом не рассматривались и не оценивались.
Объявление с информацией о дополнительных платежах было размещено управляющей компанией в середине ноября 2009 года только в доме по адресу: ул. Октябрьская, д. 10, на доске объявлений в подъездах. В остальных домах, имеющих опосредованно присоединённые сети, старшим домов (председателям домовых комитетов) были розданы копии письма ООО "Теплоэнергосервис" от 09.11.2009 для ознакомления собственников квартир с ним и с выставленными на его основании счетов от 01.11.2010 по транспортировке воды и отводу канализационных стоков за 2008 и 2009 г.г., по адресам: ул. Зелёная, д. 12 - NN 373, 374; пер. Белорусский, д. 1 - NN 371, 372; ул. Озёрная, д. 8 - NN 365, 366; ул. Озёрная, д. 11 - NN 367, 368.
Постановлением Администрации от 05.02.2009 N 34 "О признании утратившим силу постановлений Администрации Великого Новгорода от 10.01.2008, N 18, от 11.01.2008 N 21, от 11.01.2008 N 22", Постановление N 21 с 01 февраля 2009 года утратило силу, и иных документов, регулирующих деятельность по транспортировке воды и стоков для ООО "Теплоэнергосервис", в последующие периоды Администрацией не издавалось.
Постановление Администрации N 21, которым утверждён тариф на услуги по транспортировке воды и канализационных стоков для ООО "Теплоэнергосервис" для организаций всех форм собственности, и её письмо о применении указанного тарифа от 07.07.2008 N 1205 приняты в период отсутствия методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренных ФЗ "Об основах регулирования тарифов", а также единообразной практики применения указанных нормативных правовых актов, и в настоящее время не соответствуют требованиям ФЗ "Об основах регулирования тарифов" и Постановления N 520, что подтверждается письмом Комитета от 14.09.2010 N 1390.
В свою очередь, потребителями коммунальных ресурсов - услуг по водоснабжению и водоотведению являются управляющие организации, товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК), а не МУП "Новгородский водоканал", а конечными потребителями коммунальных ресурсов - граждане (собственники жилых помещений), проживающие в индивидуальных домах и домах, в которых по договорам с собственниками жилых помещений управляющая компания, ТСЖ, ЖСК предоставляет коммунальные услуги.
Предъявление собственникам жилых помещений дополнительных платежей за транспортировку холодной воды и канализационных стоков по сетям водоснабжения и водоотведения сверх установленного органом регулирования тарифа для населения неправомерно, поскольку не предусмотрено жилищным законодательством.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 4 той же статьи ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На балансе МУП "Новгородский водоканал" находятся как система коммунального водоснабжения, так и система коммунальной канализации, МУП "Новгородский водоканал" эксплуатирует и обслуживает указанные системы, и, таким образом, является организацией коммунального комплекса, чьи тарифы на водоснабжение и водоотведение подлежат государственному регулированию.
На территории Великого Новгорода МУП "Новгородский водоканал" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению по смыслу понятий водоснабжения и водоотведения, приведённых в пункте 1 Правил: "водоснабжение" - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды; "водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 Управлением проведен анализ конкурентной среды на рынке услуг на отпуск питьевой воды и приёма сточных вод в городскую канализацию в границах территории Великого Новгорода, непосредственно прилегающих к сетям МУП "Новгородский водоканал", а также опосредованно через сети, принадлежащие иным владельцам, за 2009 год и 1 полугодие 2010 года.
Согласно имеющемуся в материалах дела аналитическому отчету о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по отпуску питьевой воды и приёму сточных вод в городскую канализацию в границах территории Великого Новгорода, составленному по результатам вышеупомянутого анализа конкурентной среды и в соответствии со статьей 5 Закона о конкуренции Комиссией сделан вывод о том, что МУП "Новгородский водоканал" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по отпуску питьевой воды и приёму сточных вод в городскую канализацию в границах территории Великого Новгорода, непосредственно прилегающей к сетям МУП "Новгородский водоканал", а так же к сетям опосредованно присоединённым к сетям Предприятия и принадлежащим иным владельцам, с долей 100 процентов.
Таким образом, на территории Великого Новгорода МУП "Новгородский водоканал" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению по смыслу понятий водоснабжения и водоотведения, и ссылки МУП "Новгородский водоканал" о том, что Предприятие не оказывает услуг по водоснабжению и водоотведению несостоятельны, поскольку Предприятие выполняет за плату полный цикл технологических операций, установленных пунктом 1 Правил.
В 2008, 2009, 2010 г.г. для МУП "Новгородский водоканал" Администрацией установлены тарифы именно на холодную воду и водоотведение, включающие, в том числе, затраты Предприятия на транспортировку воды по принадлежащим ему сетям.
В соответствии с пунктом 13 Правил, существенным условием договора на отпуск (получение) питьевой воды и (или) приём вод (сброс) сточных вод является включение в договор прав и обязанностей сторон в соответствии с положениями раздела VIII указанных Правил. В указанном разделе Правил пунктом 87, определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечить надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договоров, заключенных между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Все абоненты, получающие воду и сбрасывающие стоки через сети, принадлежащие ООО "Теплоэнергосервис", имеют договорные отношения с МУП "Новгородский водоканал", то есть весь объём воды, поступающей этим абонентам, а также сбрасываемые канализационные стоки, транспортируются Обществом.
Из пункта 3.2.10 Договора следует, что приборы учёта устанавливаются на границе хозяйственного ведения между МУП "Новгородский водоканал" и абонентом - ООО "Жилтрест", а приложением N 3 к Договору установлены точки раздела систем водоснабжения и канализации, то есть граница эксплуатационной ответственности абонента. Учитывая данную норму, Предприятие полагает, что оно обязано выполнять свои обязательства по поставке воды именно до этой границы, а по отводу стоков - от этой границы. В связи с тем, что сети водопровода и канализации от прибора учёта абонента до колодца на сетях МУП "Новгородский водоканал" принадлежат ООО "Теплоэнергосервис", Предприятие считает, что не имеет технической возможности выполнить свои обязательства по Договору, заключенному с абонентом по обеспечению водой и приёму стоков непосредственно на границе внешней стены жилого дома.
Однако, согласно имеющимся в деле материалам, у МУП "Новгородский водоканал" заключены договоры с ТСЖ "Предтеченская 18" от 01.09.2007 N 2078 и с ООО "Посадник+" от 01.07.2007 N 2067 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод в городскую канализацию, в которых в соответствии с приложениями N 3 к договорам (акты разграничения эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям на объекты) по домам, находящимся в управлении у ТСЖ и управляющей компании, Предприятие берёт на себя обязанность обслуживать наружные водопроводные сети от сетей Предприятия до цоколя зданий абонента и наружные канализационные сети от первых колодцев канализационных выпусков до канализационных сетей Предприятия, несмотря на то, что сети МУП "Новгородский водоканал" присоединены к указанным жилым домам также опосредованно через сети, ему не принадлежащие.
Таким образом, МУП "Новгородский водоканал", беря на себя обязательства в отношении ТСЖ "Предтеченская 18" и ООО "Посадник+" обслуживать наружные водопроводные сети до цоколя зданий абонента и наружные канализационные сети от первых колодцев канализационных выпусков, не находящиеся на балансе МУП "Новгородский водоканал", и не беря на себя таких же обязательств в отношении управляющей компании - ООО "Жилтрест", тем самым ставит в неравное положение управляющую компанию - ООО "Жилтрест" по приобретению и потреблению услуг водоснабжения и водоотведения, при которых хозяйствующий субъект - ООО "Жилтрест" поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, приобретающими эти же услуги у МУП "Новгородский водоканал".
Пунктом 8 статьи 4 Закона о конкуренции, установлено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, МУП "Новгородский водоканал" создаёт дискриминационные условия деятельности отдельным управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК, обслуживающим дома, имеющие опосредованно присоединённые водопроводные и канализационные сети к МУП "Новгородский водоканал", по приобретению и потреблению услуг водоснабжения и водоотведения, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", а также ущемляет интересы как ООО "Жилтрест", вынужденного нести дополнительные расходы, так граждан, проживающих в указанных домах, поскольку дополнительные расходы по транспортировке воды и стоков не включены в установленный для населения уполномоченным органом тариф для МУП "Новгородский водоканал", и для указанных граждан существует реальная угроза взимания с них дополнительных расходов за транспортировку воды и стоков сверх установленного тарифа, что запрещено частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 8 части 1 указанной статьи запрещено создание дискриминационных условий.
Как следует из писем Комитета от 24.09.2010 N 1390, от 29.11.2010 N 1780, от 17.12.2010 N 1929, от 20.01.2011 N 58, услуга по транспортировке воды сторонним организациям, оказываемая ООО "Теплоэнергосервис", предполагает только передачу воды абонентам и приём воды от абонентов без осуществления иных технологических операций.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения подлежат государственному регулированию. Пункт 6 Постановления N 520 относит к регулируемым тарифам тарифы на холодную воду и тарифы на водоотведение. В тоже время тарифы на передачу воды по транзитным сетям водоснабжения, водоотведения и тарифы организаций, реализующей услуги по отдельным технологическим циклам системы водоснабжения, водоотведения, не подлежат регулированию. Стоимость услуг организаций, реализующей услуги по отдельным технологическим циклам системы водоснабжения, водоотведения, определяется на договорной основе и подлежит включению в расчёт регулируемых тарифов на водоснабжение, водоотведение для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих холодное водоснабжение, водоотведение для потребителей.
Поскольку организацией, обеспечивающей холодное водоснабжение, водоотведение для потребителей, присоединённых к сетям ООО "Теплоэнергосервис", является МУП "Новгородский водоканал", то порядок компенсации расходов ООО "Теплоэнергосервис" на содержание транзитных сетей водоснабжения, водоотведения подлежат определению в договоре между МУП "Новгородский водоканал" и ООО "Теплоэнергосервис".
Несмотря на то, что до настоящего времени методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в установленном порядке не утверждены, Комитет полагает правомерным при формировании тарифов на холодную воду и на водоотведение для МУП "Новгородский водоканал" осуществлять учёт расходов на оплату услуг по транспортировке воды и стоков по присоединённым сетям, оказываемых сторонними организациями, исходя из цен, установленных на основании заключенных договоров, тем более, что оплата услуг иных сторонних организаций включена Комитетом в тарифы МУП "Новгородский водоканал".
В соответствии с пунктом 6 постановления N 520, если организация, чьи тарифы подлежат государственному регулированию, в течение расчётного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые при установлении регулируемого тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течении расчётного периода регулирования, то эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчётный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Учитывая вышеизложенное, дополнительные, не учтённые в тарифах на холодную воду, водоотведение МУП "Новгородский водоканал" на 2011 год расходы на оплату транспортировки воды и стоков для населения, в том числе по сетям, не принадлежащим Предприятию, могут быть учтены при установлении Комитетом тарифов МУП "Новгородский водоканал" на последующий период регулирования (2012 год).
Кроме того, статьёй 14 ФЗ "Об основах регулирования тарифов" предусмотрены основания для досрочного пересмотра тарифов организаций коммунального комплекса, к которым отнесено, в том числе, объективное изменение условий деятельности организаций коммунального комплекса, влияющие на стоимость товаров и услуг этой организации.
Тарифы на товары и услуги этих организаций коммунального комплекса подлежат досрочному пересмотру в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса только при условии вынесения органом регулирования решения о доступности для потребителей предоставляемых указанной организацией товаров и услуг.
При этом необходимо иметь в виду, что досрочный пересмотр установленных на 2011 год для МУП "Новгородский водоканал" тарифов на холодную воду и водоотведение может быть произведён только с учётом соблюдения предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям области на 2011 год, установленного постановлением Комитета от 10.11.2010 N 58 (110,9%), и предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год, установленного постановлением Комитета от 22.09.2010 N 48 (115%).
Согласно имеющимся в деле материалам, существенного роста затрат Предприятия на водоснабжение и водоотведение, которое привело бы к несоблюдению предельного индекса возможного изменения установленных тарифов на холодную воду и водоотведение, в случае включения в тариф затрат на транспортировку по сетям ООО "Теплоэнергосервис", не произойдёт.
В тоже время в случае включения затрат на транспортировку воды и стоков по сетям ООО "Теплоэнергосервис" в платежи граждан, проживающих в домах по адресам: ул. Октябрьской, д. 10, ул. Озёрная, д. 8, д. 11, ул. Зелёная, д. 12, пер. Белорусский, д. 11 в Великом Новгороде, произойдёт существенное превышение для указанных граждан установленных уполномоченным органом вышеуказанных предельных индексов.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать её (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Таким образом, способом защиты интересов как управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, так и граждан, проживающих в многоквартирных домах, получающих воду по присоединённым сетям, и обеспечению некоторым хозяйствующим субъектам равных условий деятельности с другими участниками рынка услуг по управлению домами, в одном случае, и получение на равных по сравнению с другими гражданами в Великом Новгороде услуг по водоснабжению и водоотведению, во втором случае, является заключение МУП "Новгородский водоканал" в соответствии с пунктом 87 Правил договоров с собственниками или пользователями присоединённых сетей водоснабжения и водоотведения. В настоящее время в связи с неурегулированностью данных отношений отсутствует легитимная возможность по оплате части услуг за транспортировку воды, а именно, транспортировку воды по сетям, не принадлежащим МУП "Новгородский водоканал", в рамках регулируемого государством тарифа на воду и водоотведение для всех граждан, проживающих в Великом Новгороде. В то же время такое право граждан установлено постановлением Правительства N 520.
Заключение договорных отношений между МУП "Новгородский водоканал" с собственником сетей - ООО "Теплоэнергосервис" позволит: включать указанные затраты по транспортировке холодной воды и водоотведению в стоимость тарифа для МУП "Новгородский водоканал", регулируемого государственным органом, поставить в равные условия управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, вести контроль за формированием тарифов на водоснабжение и водоотведение и защитить, таким образом, интересы значительной части граждан, проживающих в Великом Новгороде.
Однако, ООО "Теплоэнергосервис" не является потребителем услуг, на рынке которого МУП "Новгородский водоканал" занимает доминирующее положение. Кроме того, потребителями услуг по транспортировке воды и стоков может быть как МУП "Новгородский водоканал", так и управляющая компания, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Таким образом, по отношению к ООО "Теплоэнергосервис" Предприятие не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке. В связи с чем в отношении ООО "Теплоэнергосервис" Предприятие не нарушает часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", и у антимонопольного органа в пределах своей компетенции отсутствуют основания для выдачи Предприятию предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём заключения договора на транспортировку воды и стоков с ООО "Теплоэнергосервис". Заключение такого договора возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке, если соглашение не достигнуто.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и на основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что МУП "Новгородский водоканал" своими действиями создаёт дискриминационные условия деятельности управляющей компании - ООО "Жилтрест" по приобретению и потреблению услуг водоснабжения и водоотведения, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, приобретающими эти услуги, а также ущемляет интересы других лиц - ООО "Жилтрест" и граждан собственников жилых помещений в домах, которые имеют опосредованное присоединение к сетям Предприятия.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в совершении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий, результатом которых является ущемление интересов других лиц (ООО "Жилтрест" и граждан - собственников жилых помещений в домах, которые имеют опосредованное присоединение к сетям МУП "Новгородский водоканал"), а также в создании дискриминационных условий деятельности управляющей компании ООО "Жилтрест" по приобретению и потреблению услуг водоснабжения и водоотведения для находящихся в их управлении многоквартирных жилых домов, имеющих опосредованное присоединение к сетям МУП "Новгородский водоканал", при которых хозяйствующий субъект, поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, приобретающими эти же услуги, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода "Новгородский водоканал" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части прекращения действий, нарушающих антимонопольное законодательство, и выполнении требований об устранении дискриминационных условий и изменения условий договора путём внесения изменения в договор от 01.09.2005 N 1195 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод в городскую канализацию, заключенный МУП "Новгородский водоканал" с ООО "Жилтрест", а именно, в указанный договор внести условия, обязывающие МУП "Новгородский водоканал" обеспечить доставку питьевой воды из систем городского водопровода непосредственно до водопроводного ввода, находящегося в здании, а также обеспечить приём сточных вод в городскую канализацию от последнего запорного устройства канализационной сети, выходящей из здания.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа части 2.1 - 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 31 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016