Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 4 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 25.03.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 04.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 093-11-а в отношении Администрации Лобановского сельского поселения по признакам нарушения ч. 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13.10.2010 г. N691-п была проведена проверка в отношении: Администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района (614532, Пермский край, Пермский район, с. Лобаново, ул. Культуры, д.15-а) с 18.10.2010 г. по 28.10.2010 г.
Предметом проводимой проверки явилось соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в частности ст. 17.1 Администрацией Лобановского сельского поселения (далее также - Администрация).
Инспекцией Пермского УФАС России было установлено, что Администрацией в августе 2010 г. была организована продажа права аренды нежилых помещений в форме аукциона (далее - Аукцион), расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Лобановское сельское поселения, с. Лобаново, ул. Культуры, д.68, общей площадью 66,4 кв.м., сроком до 1 года (лот N1) и по этому же адресу, общей площадью 10,9 кв.м., сроком до 1 года (лот N2).
При этом, информация о проведении Аукциона, размещение аукционной документации в сети Интернет Администрацией не проводилось.
Также Аукцион был проведен с нарушением требований, установленных Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", зарегистрированным в Минюсте РФ 11.02.2010 N 16386 и вступившим в силу с 07.03.2010 г.
Представитель Администрации пояснила, что Решение Совета депутатов Лобановского сельского поселения от 24.01.2008 г. N6 "Об утверждении Положения об аренде муниципального имущества" не содержит требований о размещении в сети Интернет информации о проведении аукциона, а также аукционной документации.
Кроме того, информация о проведении аукциона была опубликована в газете "Нива", которая в сети Интернет имеет свой сайт.
Представитель ООО "Цербер-2" (далее - также - Общество) пояснила, что арендуемое помещение используется Обществом под пункт пожарной охраны, а также содержание автомобилей. Общество осуществляет охранную деятельность, предоставляет услуги по обеспечению пожарной безопасности в том числе в с. Лобаново. В связи с этим, узнало о проведении Аукциона из местной газеты "Нива".
. пояснил, что не осуществляет деятельность, приносящей доход, как хозяйствующий субъект. Участие в Аукционе объясняет желанием (при условии победы в аукционе) в дальнейшем использовать объект под хранение автомобилей. О проведении Аукциона узнал от знакомых, проживающих в с. Лобаново.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения представителя Администрации Лобановского сельского поселения, представителей заинтересованных лиц, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Администрацией в августе 2010 г. была организована продажа права аренды нежилых помещений в форме аукциона (далее - Аукцион), расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Лобановское сельское поселения, с. Лобаново, ул. Культуры, д.68, общей площадью 66,4 кв.м., сроком до 1 года (лот N1) и по этому же адресу, общей площадью 10,9 кв.м., сроком до 1 года (лот N2).
Согласно протоколов о признании претендентов участниками Аукциона от 16.09.2010 г. участниками Аукциона по обеим лотам признаны. и ООО "Цербер-2".
Начальная цена продажи по лоту N1 составляла 1 898 рублей, по лоту N2 - 1 580 рублей. Шаг аукциона установлен 5% от начальной цены объекта, что соответственно составляет 95 рублей и 79 рублей.
Согласно итоговых протоколов заседания комиссии от 16.09.2010 г. победителем Аукциона признано ООО "Цербер-2" с ценой приобретения права на заключение договора аренды по лоту N1 - 1 993 рублей и по лоту N2 - 1 659 рублей.
Срок действия договоров аренды с ООО "Цербер-2" от 22.09.2010 г. составляет: с 01.09.2010 г. по 31.08.2011 г.
Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава четвертая Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - также Закон о защите конкуренции) дополнена статьей 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе путем проведения конкурсов.
Как установлено ч.3 ст. 53 Закона о защите конкуренции, до установления предусмотренного ч.4 ст.17.1 Закона о защите конкуренции порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч.ч. 1 и 3 ст.17.1, аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом, частью 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", зарегистрированным в Минюсте РФ 11.02.2010 N 16386 и вступившим в силу с 07.03.2010 г. утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила N67).
Однако, Аукцион по продаже права аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Лобановское сельское поселения, с. Лобаново, ул. Культуры, д.68, общей площадью 66,4 кв.м., сроком до 1 года (лот N1) и по этому же адресу, общей площадью 10,9 кв.м., сроком до 1 года (лот N2), был проведен Администрацией в нарушение вышеуказанных Правил, что является нарушением ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещается осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, запрещается создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Кроме того, согласно ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления при проведении торгов запрещается ограничение доступа к участию в торгах.
Торги начинаются с момента принятия решения о проведении торгов и действуют до момента объявления победителя торгов.
Информационное сообщение о проведении данного Аукциона опубликовано в газете "Нива" 19.08.2010 г. Учредителем газеты является администрация Пермского муниципального района, тираж газеты 5600 экз.
Информация о размещении данного извещения в сети Интернет - не представлена.
Согласно п.2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано не менее чем за 30 дней до их проведения.
Согласно п.п. 103, 104 Правил N67 извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Извещение о проведении аукциона также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил размещения.
Согласно п. 125 Правил N67 прием заявок на участие в аукционе прекращается в указанный в извещении о проведении аукциона день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно перед началом рассмотрения заявок.
Однако, согласно извещения об Аукционе от 19.08.2010 г. срок приема заявок с 19.08.2010 г. по 14.09.2010 г. (составляет 27 дней), а время проведения аукциона - 16.09.2010 г. (т.е. спустя 2 дня по окончании приема заявок).
Согласно п. 105 Правил N167 в извещении о проведении аукциона должны быть указаны в т.ч. следующие сведения:
- место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество (Данная информация, кроме площадей помещения - отсутствовала);
- целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору (Данная информация - отсутствовала);
- срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети "Интернет" на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена (Данная информация, кроме площадей помещения - отсутствовала).
То есть, информационное сообщение, размещенное за 27 дней до окончания срока подачи заявок, не содержало большинство требований к информационному сообщению о проведении Аукциона, предусмотренного Правилами N67, требованию по сроку предоставления заявок, установленных п. 125 Правил N167, что не позволило потенциальным участникам торгов использовать возможности для участия в Аукционе.
Аукционная документация на проведение данного Аукциона, как это предусмотрено п.п. 108-119 Правил N67 - отсутствовала.
Согласно п. 120 Правил N67 заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Согласно п. 121 Правил N67 заявка на участие в аукционе должна содержать:
1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);
д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;
е) заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также по качеству, количественным, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации;
3) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в документации об аукционе содержится требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).
Не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил (п. 122 Правил N67).
Однако, в информационном сообщении о проведении вышеуказанного Аукциона содержались дополнительные требования по предоставлению документов на участие в аукционе:
- опись представленных документов, подписанную претендентом (2 экз.);
- требование о нотариальном заверении копий учредительных документов;
- справка налоговой инспекции, подтверждающая отсутствие у претендента просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на последний квартал;
- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в уставном капитале претендента доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно Правил N67 в извещении о проведении аукциона (конкурса) должно быть указано целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;
Извещение о проведении аукциона, опубликованное в газете "Нива" 19.08.2010 г. не содержало указания на целевое использование имущества.
Участие в Аукционе приняли 2 субъекта: ООО "Цербер-2" и физическое лицо - <_>
Оба участника по месту нахождения зарегистрированы в г. Перми. При этом, ООО "Цербер-2" узнало о проведении Аукциона в связи с осуществлением в с. Лобаново предпринимательской деятельности, а <_> от знакомых, проживающих в с. Лобаново.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что иные хозяйствующие субъекты, не осуществляя предпринимательской деятельности в с. Лобаново, и, не имея проживающих в нем знакомых, не могли узнать о проведении Администрацией торгов с целью использования данного муниципального имущества.
Из анализа договоров, заключенных 22.09.2010 г. Администрацией и ООО "Цербер-2" следует, что договоры действуют с 01.09.2010 г., хотя протоколы Администрации о результатах торгов датированы 16.09.2010 г.
Данное обстоятельство позволяет Комиссии Пермского УФАС России сделать вывод о пользовании нежилыми помещениями в д. 68 по ул. Культуры ООО "Цербер-2" до проведения торгов, а также позволяет усомниться в добросовестности осуществляемых Администрацией действий, по обеспечению равного доступа за обладание муниципальным имуществом всем заинтересованным лицам.
Вместе с тем, проведение торгов должно способствовать развитию конкуренции за обладание муниципальным имуществом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
Таким образом, данные действия Администрации привели к ограничению доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, в т.ч. осуществляющих предпринимательскую деятельность вне территории Лобановского сельского поселения.
Следовательно, Администрацией нарушены требования ч.2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении доступа к участию в Аукционе хозяйствующих субъектов, в т.ч. осуществляющих предпринимательскую деятельность вне территории Лобановского сельского поселения, путем ограничения срока подачи заявок, путем несоблюдения 30 дневного срока размещения информационного сообщения о проведении Аукциона, путем неразмещения информационного сообщения о проведении Аукциона в сети Интернет, неиздания аукционной документации и неразмещения ее в сети Интернет.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 093-11-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Лобановского сельского поселения ч.2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в ограничении доступа к участию в аукционе (август 2010 г.) по продаже права на заключение договора аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Лобановское сельское поселения, с. Лобаново, ул. Культуры, д.68, общей площадью 66,4 кв.м., сроком до 1 года (лот N1) и по этому же адресу, общей площадью 10,9 кв.м., сроком до 1 года (лот N2) хозяйствующих субъектов, в т.ч. осуществляющих предпринимательскую деятельность вне территории Лобановского сельского поселения, путем ограничения срока подачи заявок, путем несоблюдения 30 дневного срока размещения информационного сообщения о проведении аукциона, путем неразмещения информационного сообщения о проведении аукциона в сети Интернет, неиздания аукционной документации и неразмещения ее в сети Интернет.
2. Выдать Администрации Лобановского сельского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, и принятию мер по обеспечению конкуренции при передаче муниципального имущества в аренду.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N093-11-а
25.03.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 25.03.2011 г. по делу N093-11-а о нарушении Администрацией Лобановского сельского поселения Пермского края (614532, Пермский край, пермский район, с. Обаново, ул. Культуры, 15-а) ч. 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Лобановского сельского поселения Пермского края в срок до 25.06.2011 г. прекратить нарушение ч. 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ограничении доступа к участию в аукционе (август 2010 г.) по продаже права на заключение договора аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Лобановское сельское поселения, с. Лобаново, ул. Культуры, д.68, общей площадью 66,4 кв.м., сроком до 1 года (лот N1) и по этому же адресу, общей площадью 10,9 кв.м., сроком до 1 года (лот N2) хозяйствующих субъектов, в т.ч. осуществляющих предпринимательскую деятельность вне территории Лобановского сельского поселения, путем ограничения срока подачи заявок, путем несоблюдения 30 дневного срока размещения информационного сообщения о проведении аукциона, путем неразмещения информационного сообщения о проведении аукциона в сети Интернет, неиздания аукционной документации и неразмещения ее в сети Интернет.
а именно:
1. в срок до 01.05.2011 г. принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при проведении торгов на право аренды муниципального имущества путем доведения до сведения лиц, ответственных за проведение открытых конкурсов, аукционов (например, издать приказ, распоряжение) информацию о необходимости строго руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а также Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 г. N67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
2. в срок до 25.06.2011 г. принять меры по обеспечению конкуренции в сфере аренды муниципального имущества - нежилых помещений, расположенных по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 68, общ. пл. 66,4 кв.м. и 10,9 кв.м. путем организации и проведения торгов по продаже права аренды вышеуказанного муниципального имущества (при отсутствии намерения использовать для собственных нужд).
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 4 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016