Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 4 апреля 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2011
Решение изготовлено в полном объеме 04.04.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе <> <> <> <>
в присутствии представителя ОАО "МАКФА" (ответчика по делу) <> (доверенность N 194 от 31.01.2011),
рассмотрев дело N 126 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных отпускных цен на муку пшеничную первого сорта и высшего сорта, установила:
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции), основанием для возбуждения дела N 126 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту -Курганское УФАС) в ходе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции, признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "Курганский комбинат хлебопродуктов" (далее - ОАО "Курганский КХП").
В результате внеплановой проверки ОАО "Курганский КХП", проведенной Курганским УФАС России с 23.09.2010 г. по 22.10.2010 г., установлено, что в период с 01.06.2010 по 20.09.2010 г. ОАО "Курганский КХП" осуществляло поставку муки пшеничной высшего и первого сорта хозяйствующим субъектам, действующим на территории Курганской области, по различным экономически и технологически не обоснованным ценам.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В возражении на акт проверки сообщено, что ОАО "Курганский КХП" реорганизовано путем присоединения к ОАО "МАКФА". В период проведения проверки были даны пояснения, что цена на муку устанавливается с учетом стоимости закупаемого товара, затрат, необходимых для реализации продукции и рентабельности в зависимости от сложившегося спроса и предложения.
В результате обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Курганским УФАС приказом N 190 от 01.12.2010 г. в отношении ОАО "МАКФА" возбуждено дело N 126 о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседании комиссии 18.01.2011 г. представитель ОАО "МАКФА" заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела. Рассмотрение дела продолжено 01.03.2011 г. На заседании комиссии представитель ОАО "МАКФА" не присутствовал и письменно заявил о невозможности участвовать в рассмотрении дела в назначенный день, ходатайствовал об изменении даты рассмотрения дела.
На заседании комиссии 22.03.2011 г. представитель ОАО "МАКФА" не представил документы, регламентирующие порядок формирования отпускных цен на муку. Пояснил, что цена реализации устанавливается с учетом стоимости закупа муки, затрат на реализацию продукции и рентабельности в зависимости от спроса и предложения. Цены устанавливаются в зависимости от ситуации на рынке, объема поставки, способа оплаты (предоплаты, отсрочки платежа, наличный или безналичный расчет), способа доставки, длительности гражданско-правовых отношений с потребителем (постоянная или разовая поставка). Ответчик полагает, что в соответствии со ст. 421 ГК РФ свободен в заключении договора, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон. Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Цены на муку 1 сорта (упаковка 50 кг) формировались с учетом цены продажи муки от ОАО "МАКФА". В случае изменения указанной цены менялась цена продажи от ОАО "Курганский КХП". Учитывая, что вся мука хранится обезличенно, то и отгружается она вне зависимости от цены поступления, возможно из партии поставленной ранее.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В связи с существенным ростом отпускных цен на муку в сентябре 2010 г. со стороны основных поставщиков, по поручению Прокуратуры Курганской области о проведении контрольных мероприятий с целью установления злоупотреблений и совершения согласованных действий при установлении отпускных цен на муку Курганским УФАС России в период с 23.09.2010 по 22.10.2010 г. была проведена проверка ОАО "Курганский комбинат хлебопродуктов". Период, за который были запрошены счета-фактуры, выставленные покупателям, составил с 01.06.2010 г. по 21.09.2010 г. Из материалов проверки, являющихся материалами дела, следует, что цены на муку (прайс-листы) утверждаются приказами управляющего ОАО "Курганский КХП" в зависимости от объема поставки (чем больше объем поставки, тем меньше отпускная цена). В прайс -листах имеется ссылка на дополнительные скидки.
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры подтверждают отсутствие зависимости отпускной цены от закупаемого объема.
В период с 01.06.2010 г по 20 сентября 2010 г согласно представленных счетов и счетов -фактур были установлены различные цены на муку 1сорта следующим покупателям:
Приказом ОАО "Курганский КХП" от 24.03.2010 г N33 с 25.03.2010 г установлены следующие цены на продукцию:
продукция |
Цена за тн. |
От 10 тн |
От 20 тн |
мука ГОСТ в/с |
10900 |
10197 |
9900 |
1/с 50 кг |
8100 |
7251 |
7040 |
При этом мука отпускалась хозяйствующим субъектам-покупателям по цене:
22.06.2010 г (счет -фактура N707) - отпускная цена 6200 руб. с НДС за 1 тонну ИП Л. при отпуске 20 тонн.
07.07.2010 г (счет-фактура N 774)- отпускная цена 5500 руб. с НДС за 1 тонну ОАО "Целинный элеватор" при отпуске 5 тонн.
13.07.2010 (счет-фактура N909)-отпускная цена 6150 руб. с НДС за 1 тонну ИП С. при отпуске 17 тонн.
09.07.2010 г (счет-фактура N 969) отпуск на оптовую точку при КХП по цене 7040 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 0,200 тонны.
Приказом ОАО "Курганский КХП" от 14.07.2010 г N112 с 15.07.2010 г установлены следующие цены на продукцию:
продукция |
Цена за тн. |
От 10 тн |
От 20 тн |
мука ГОСТ в/с |
10900 |
10197 |
9900 |
1/с 50 кг |
8100 |
7251 |
7040 |
При этом мука отпускалась хозяйствующим субъектам- покупателям по цене:
14.07.2010 (счета-фактуры N N819,820)-отпускная цена 6200 руб. с НДС за 1 тонну ИП Л. при отпуске соответственно по 10 тонн.
15.07.2010 (счет-фактура N 826)-отпускная цена 6800 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Хлебный завод "Стандарт" при отпуске 10 тонн.
15.07.2010 (счет-фактура N 827)-отпускная цена 6500 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Хлебный завод "Стандарт" при отпуске 10 тонн.
16.07.2010 г (счет-фактура N 972) -отпуск на оптовую точку при КХП по цене 7040 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 0,600 тонны.
16.07.2010 г (счет-фактура N 973) -отпуск на оптовую точку при КХП по цене 8100 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 0,25 тонны.
16.07.2010 г (счет-фактура N 862) -отпускная цена 6800 руб. с НДС за 1 тонну ИП К. при отпуске 15 тонн.
21.07.2010 г. (счет-фактура N913)-отпускная цена 7700 руб. с НДС за тонну ООО "Хлебный завод "Стандарт" при отпуске 25 тонн
Приказом ОАО "Курганский КХП" от 23.07.2010 г N117 с 23.07.2010 г установлены следующие цены на продукцию:
продукция |
Цена за 1 кг. |
От 10 тн |
От 20 тн |
мука ГОСТ в/с |
12,54 |
Не установлено |
Не установлено |
1/с 50 кг |
11 |
Не установлено |
Не установлено |
При этом мука отпускалась хозяйствующим субъектам-покупателям по цене:
23.07.2010 г (счет-фактура N 976) отпуск на оптовую точку при КХП по цене 8100 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 0,95 тонны.
26.07.2010 г (счет-фактура N 944) ИП К.- отпускная цена 8030 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 10 тонн
26.07.2010 г (счета-фактуры N N 945,946) ИП Л. - отпускная цена 6200 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске соответственно по 10 тонн
28.07.2010 г (счет-фактура N 957) ИП С. установлена отпускная цена 6150 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 3 тонны.
29.07.2010 г ООО "55 широта" (счет-фактура N 961, 962) установлена отпускная цена 10500 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 3 тонны.
30.07.2010 г ООО "55 широта" (счет-фактура N 988) установлена отпускная цена 10400 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 10 тонн
31.07.2010 г (счет-фактура N 998) отпуск на оптовую точку при КХП по цене 12 100 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 1,1 тонны.
12.08.2010 г (счет-фактура N 1121 от 20.08.2010) ИП И. установлена отпускная цена 10300 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 10 тонн.
16.08.2010 г. (счет-фактура N 1079) ООО "55 широта" установлена отпускная цена 10300 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 3 тонны
18.08.2010 г. (счет-фактура N 1095) ИП Л. установлена отпускная цена 10300 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 10 тонн.
18.08.2010 г. (счет-фактура N1174) ИП Т. установлена отпускная цена 11000 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 15 тонн.
20.08.2010 (счет-фактура N 1121) ИП И.- отпускная цена 10300 при отпуске 10 тонн.
25.08.2010 г ИП М. (счет-фактура N 1138) установлена отпускная цена 9790,05 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 0,05 тонн.
Приказом ОАО "Курганский КХП" от 25.08.2010 г с 27.08.2010 г установлены следующие цены на продукцию:
продукция |
Цена за 1 кг. |
От 10 тн |
От 20тн |
мука ГОСТ в/с |
12,54 |
Не установлено |
Не установлено |
1/с 50 кг |
11 |
Не установлено |
Не установлено |
На муку высшего сорта в период с 01.06.2010 г по 20.09.2010 г были установлены различные цены следующим покупателям:
04.06.2010 г (счет-фактура N 710) установлена отпускная цена 9900 руб. с НДС за 1 тонну на оптовую точку при КХП при отпуске 0,15 тонн.
21.06.2010 г (счет-фактура N 699) установлена отпускная цена 10900 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Торговый центр Восточный" при отпуске 5 тонн.
25.06.2010 г (счет-фактура N 721) установлена отпускная цена 7520 руб. с НДС за 1 тонну ОАО "Новая пятилетка" при отпуске 2 тонны.
17.07.2010 г (счет-фактура N 856) установлена отпускная цена 7500 руб. с НДС за 1 тонну ИП О. при отпуске 3 тонны.
20.07.2010 г (счета-фактура N 926 от 22.07.10, N 934 от 23.07.10, N 942 от 26.07.10, N949 от 27.07.10, N956 от 28.07.10) установлена отпускная цена 8700 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Диана" при отпуске соответственно по 20 тонн (итого 100 тонн).
23.07.2010 г (счет-фактура N 976) установлена отпускная цена 10900 руб. с НДС за 1 тонну на оптовую точку при КХП при отпуске 0,75 тонн.
27.07.2010 г (счет-фактура N 963 от 29.07.10, счет N 106 от 27.07.10) установлена отпускная цена 12540 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Торговый центр Восточный" при отпуске 5 тонн.
30.07.2010 г (счет-фактура N989) установлена отпускная цена 12540 руб. с НДС за 1 тонну ИП О. при отпуске 6 тонн.
31.07.2010 г (счет-фактура N 976) установлена отпускная цена 12540 руб. с НДС за 1 тонну на оптовую точку при КХП при отпуске 1 тонны.
03.08.10 (счет-фактура N 1001) ООО "55 широта" установлена отпускная цена 10400 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 5 тонн.
06.08.2010 г (счет-фактура N 1018) установлена отпускная цена 11500 руб. с НДС за 1 тонну ИП Л. при отпуске 5 тонн.
09.08.2010 г (счет-фактура N1036) установлена отпускная цена 12000 руб с НДС за 1 тонну ИП Н. при отпуске 5 тонн.
17.08.2010 г (счет-фактура N 1086) установлена отпускная цена 12540 руб. с НДС за 1 тонну ИП Т. при отпуске 20 тонн.
21.08.2010 г (счет-фактура N 1118) установлена отпускная цена 12000 руб с НДС за 1 тонну ИП О. при отпуске 10 тонн.
23.08.2010 г (счет-фактура N 1122) установлена отпускная цена 11600 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Диана" при отпуске 20 тонн.
24.08.2010 г (счет-фактура N 1133) установлена отпускная цена 11600 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Диана" при отпуске 20 тонн.
25.08.2010 г (счет-фактура N 1138) установлена отпускная цена 11160 руб. с НДС за 1 тонну ИП М. при отпуске 0,05 тонны.
25.08.2010 г (счет-фактура N 1140) установлена отпускная цена 11800 руб. с НДС за 1 тонну ИП И. при отпуске 10 тонн.
25.08.2010 г (счет-фактура N 1139) установлена отпускная цена 11600 руб. с НДС за 1 тонну ООО "Диана" при отпуске 20 тонн.
26.08.2010 г (счет-фактура N 1157 от 30.08.10) установлена отпускная цена 12500 руб с НДС за 1 тонну ООО "Торговый центр Восточный" при отпуске 10 тонн.
27.08.2010 г (счет-фактура N 1165) установлена отпускная цена 12540 руб. с НДС за 1 тонну на оптовую точку при КХП при отпуске 1,5 тонн.
28.08.2010 г ( счет-фактура N 1155) установлена отпускная цена 11800 руб. с НДС за 1 тонну ИП О. при отпуске 4 тонны.
30.08.2010 г (счет-фактура N 1157 ) установлена отпускная цена 12500 ру.б с НДС за 1 тонну ООО "Торговый центр Восточный" при отпуске 10 тонн.
30.08.2010 г (счет-фактура N 1158) установлена отпускная цена 11800 руб с НДС за 1 тонну ИП Л. при отпуске 5 тонн.
01.09.2010 г (счет-фактура N 1170) установлена отпускная цена 11800 руб с НДС за 1 тонну ИП И. при отпуске 3 тонны.
21.09.2010 г (счет-фактура N 1239) установлена отпускная цена 12500 руб с НДС за 1 тонну ООО "Пенсионер" при отпуске 0,5 тонн.
Анализ предъявленных покупателям счетов-фактур показывает, что прайсовая цена, установленная приказами общества не определяет отпускную цену муки, которая не связана с объемом отпуска.
Так, например, поставка 5 тонн муки 1 сорта ОАО "Целинный элеватор" 07.07.2010 г счет-фактураN774 осуществлена по цене ниже (5500 руб. с НДС за тонну), чем 22.06.2010 г ИП Л. 20 тонн муки 1 сорта (по 6200 руб. с НДС, счет-фактура N707).
14.07.2010 г ( счета-фактуры NN 819,820) ИП Л. мука 1 сорта в количестве два раза по 10 тонн отпущена по цене 6200 руб. с НДС за 1 тонну, в то время как 15.07.2010 г ООО "Хлебный завод Стандарт"- по цене 6500 руб. и 6800 руб. два раза по 10 тонн соответственно (счет-фактуры NN 826,827).
ИП К. 16.07.2010 г мука 1 сорта в количестве 15 тонн поставлена по цене 6800 руб. за тонну, в то время как ООО "Хлебный завод Стандарт" получил ту же муку 21.07.2010 г по цене 7700 руб. при покупке 25 тонн.
26.07.2010 г мука 1 сорта отпускалась ИП К. по цене 8030 руб. за тонну при покупке 10 тонн (счет-фактура N944), а 28.07.2010 г ИП С. получил 3 тонны по цене 6150 руб.(счет-фактура N 957).
18.08.2010 г (счет-фактура N 1095) ИП Л. установлена отпускная цена 10300 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 10 тонн, а 18.08.2010 г. (счет-фактура N1174) ИП Т. установлена отпускная цена 11000 руб. с НДС за 1 тонну при отпуске 15 тонн.
При этом 25.08.2010 г ИП М. установлена цена 9790,05 руб. за 1 тонну при отпуске 0,05 тонн.
Мука высшего сорта в количестве 5 тонн отпущена 21.06.2010 г ООО "Торговый центр Восточный" по цене 10900 руб., а 25.06.2010 г ОАО "Новая пятилетка" в количестве 2 тонны по цене 7520 руб.
20.07.2010 г ООО "Диана" получило муку высшего сорта в количестве 100 тонн по цене 8700 руб., 03.08.2010 г ООО "55 широта" получило муку высшего сорта в количестве 5 тонн по цене 10400 руб., 17.08.2010 г ИП Т. получила 20 тонн по цене 12540 руб., а 25.08.2010 г ИП М. получила по цене 11160 руб. при отпуске 0,05 тонны.
30.08.2010 г ООО "Торговый центр Восточный" отпущено 10 тонн муки высшего сорта по цене 12500 руб., 30.08.2010 г ИП Л. получает 5 тонн по цене 11800 руб.
Все указанные покупатели осуществляют доставку самовывозом с территории предприятия.
Таким образом, не прослеживается зависимости цены от каких-либо экономических факторов, влияющих на цену: объема поставки, от времени поставки, условий поставки и т.д.
Поставка покупателям осуществляется по договорам однотипным по своему содержанию, но договор не является публичным. Разделом 2.1 договоров установлено, что поставка товара осуществляется автомобильным транспортом за счет покупателя.
Таким образом, довод ОАО "МАКФА" об обоснованности установления различных цен в зависимости от объема поставки, цены закупа, способа доставки, не подтверждается материалами дела. Доказательства экономической обоснованности отпускной цены муки в зависимости от способа оплаты (предоплаты, отсрочки платежа, наличный или безналичный расчет) в материалы дела не представлены.
Довод ОАО "МАКФА" о том, что отпускная цена формируется в зависимости от цены партии, поступившей ранее, необоснован, так как согласно п.4.9 Учетной политики ОАО "Курганский КХП" списание продукции производится по средней себестоимости.
До возбуждения дела в возражениях на акт проверки ОАО "МАКФА" сообщило о прекращении деятельности юридического лица ОАО "Курганский КХП". Решение о реорганизации ОАО "МАКФА" в форме присоединения к нему ОАО "Курганский КХП" принято 05.08.2010 г. на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "МАКФА". 1 ноября 2010 г. внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица ОАО "Курганский комбинат хлебопродуктов" путем реорганизации в форме присоединения. Согласно уставу ОАО "МАКФА" в новой редакции, ОАО "МАКФА" является правопреемником по всем обязательствам ОАО "Курганский комбинат хлебопродуктов".
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 3. ст. 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
В рамках возбужденного дела N 126 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с п. 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденному Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447, п.3.1-3.4 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией", утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке муки на территории Курганской области, результаты которого изложены в аналитическом отчете. Анализ выполнен в соответствии с "Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В соответствии с разделом IV Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, определение географических границ товарного рынка представляет собой процедуру установления границ территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами. Структура товаропотоков свидетельствует о том, что область способна самостоятельно удовлетворить спрос на муку, большая часть муки вывозится за пределы области, ввоз составляет менее 10%.
На территории области сложились долговременные хозяйственные связи по поставке муки; организационно-транспортные схемы приобретения товара позволяют осуществлять доставку муки приобретателям без значительных затрат. Доставка из-за пределов области целесообразна только при поставке значительного объема муки в связи со значительным увеличением транспортных и временных затрат.
В результате проведенного анализа установлено, что географическими границами рынка является Курганская область.
Продуктовые границы рынка определены как оптовая реализация муки, внутри данных границ выделяются сегменты оптовой реализации муки пшеничной и ржаной.
Согласно "Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности" установлены следующие классификационные позиции-15.61.22.110- мука ржаная ГОСТ 52809-2007, 15.61.21.113 -мука пшеничная высшего сорта, 15.61.21.114 мука пшеничная первого сорта ГОСТ Р 52189-2003.
Виды деятельности по производству муки и оптовой реализации согласно общероссийского классификатора видов деятельности соответствуют следующим позициям: 15.61 Производство продуктов мукомольно- крупяной промышленности, 51.38.26 Оптовая торговля мукой и макаронными изделиями.
На рынке оптовой реализации муки имеются признаки коллективного доминирования группы лиц ОАО "МАКФА" (в группу лиц до реорганизации входило ОАО "Курганский КХП"), ЗАО "Кургансемена" и ЗАО "Шадринский КХП". Совокупная доля указанных предприятий составляет более 70%, при этом доля группы лиц ОАО "МАКФА"-21,96%, ЗАО "Шадринский комбинат хлебопродуктов"-более 35%, ЗАО "Кургансемена"-более 8% и менее 35%.
На сегменте оптовой реализации муки пшеничной имеются признаки коллективного доминирования группы лиц ОАО "МАКФА" (вместе с ОАО "Курганский КХП"), ЗАО "Шадринский КХП" и ЗАО "Кургансемена". Их совокупная доля составила более 70%: группы лиц ОАО "МАКФА"-23,53%, ЗАО "Шадринский КХП" -более 35%, ЗАО "Кургансемена"-более 8% и менее 35%.
В аналитическом отчете установлено наличие экономических и административных барьеров входа на товарный рынок. В силу этого, рынок оптовой реализации муки (в том числе, по сегменту- мука пшеничная) характеризуется недостаточно развитой конкуренцией.
При этом в течение длительного периода (не менее чем один год) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.
Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Комиссия пришла к выводу о наличии доминирующего положения группы лиц ОАО "МАКФА", включающую ОАО "Курганский КХП" до реорганизации, ОАО "Мишкинский КХП", на основании ч.3 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции".
Установление ОАО "МАКФА" различных отпускных цен хозяйствующим субъектам-покупателям, ограниченным в выборе поставщика, ставит их в неравные условия предпринимательской деятельности.
ОАО "МАКФА" не представлено экономическое либо технологическое обоснование установления различных цен конкретным покупателям, прямо запрещенное антимонопольным законодательством.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. N 30 при оценке таких действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса РФ, ч.2 ст. 10, ч.1 ст. 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В соответствии с ч.2 ст. 10 и ч.1 ст. 13 Закона о защите конкуренции действия, поименованные в п.6 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, не могут быть признаны допустимыми.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать положение ОАО "МАКФА" доминирующим на рынке оптовой реализации муки, в том числе на сегменте муки пшеничной в географических границах Курганской области.
2. Признать в действиях ОАО "МАКФА" нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных оптовых цен на муку.
3. Выдать ОАО "МАКФА" предписание о прекращении нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем не допущения действий, нарушающих запрет, установленный пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, с момента получения настоящего предписания. В месячный срок со дня выдачи предписания ОАО "МАКФА" представить в Курганское УФАС России документ, регламентирующий порядок предоставления скидок в зависимости от объема поставки, условий оплаты, способа доставки и по иным основаниям.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе <> <> <> <>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 04.04.2011 г. по делу N126 о нарушении ОАО "МАКФА" (Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. ОАО "МАКФА" прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем не допущения действий, нарушающих запрет, установленный пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с момента получения настоящего предписания.
2. В месячный срок со дня выдачи предписания ОАО "МАКФА" представить в Курганское УФАС России копию документа, регламентирующего порядок предоставления скидок в зависимости от объема поставки, условий оплаты, способа доставки и по иным основаниям.
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 4 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016