Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 марта 2011 г.
(решение изготовлено в полном объеме 05.04.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., с участием:
- от МУП "Теплоэнерго" ,
рассмотрев 22 марта 2011 года дело N 03-03/123-10 о нарушении МУП "Теплоэнерго", МУП "Каменники" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило обращение УК Судоверфь о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП "Каменники", МУП "Теплоэнерго". Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в неправомерном прекращении подачи тепловой энергии на объекты жилой сферы.
Материалами дела установлено, что между МУП "Каменники" и ООО "УК "Судоверфь" заключен договор N1-Т-УК/С от 01.08.2008 г., предметом которого является подача исполнителем (МУП Каменники) тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения, отбор и оплата ресурса со стороны ООО "УК Судоверфь".
Принимая решение о признании МУП "Каменники" и МУП "Теплоэнерго" нарушившими антимонопольное законодательство.
Хозяйствующий субъект МУП "Каменники" приказом Ярославского УФАС России от 24.04.2006 г. N23 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, с долей более 65 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Рыбинска в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного МУП "Каменники" занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Рыбинска, в границах присоединенной сети.
Хозяйствующий субъект МУП "Теплоэнерго" приказом Ярославского УФАС России от 13.04.2007 г. N23 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, с долей более 65 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Рыбинска в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного МУП "Теплоэнерго" занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Рыбинска, в границах присоединенной сети.
1. В соответствии с п. 4.1. данного договора "Планируемое количество тепловой энергии определяется по проектным данным объектов и нормативным климатическим параметрам Ярославской области на основании "Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системе коммунального теплоснабжения".
Установлено, что ООО "УК Судоверфь" приобретает коммунальный ресурс не для коммерческих нужд, а для оказания коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, перечисленным в приложении N1 к данному договору. Отношения по оказанию коммунальных услуг гражданам (в том числе по теплоснабжению и снабжению горячей водой) регулируются Правилами поставки коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства N307).
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов установлен пунктами 16-23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", дифференцирован в зависимости от наличия либо отсутствия в домах индивидуальных и коллективных приборов учета.
Количество тепловой энергии определяется в соответствии с показаниями приборов учета (ст. 539 ГК РФ, п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг), а при их отсутствии - в соответствии с нормативами потребления, утвержденными в установленном порядке органом местного самоуправления.
Ссылка на методику определения потребности в тепловой энергии, приведенная в п. 4.1 Договора является некорректной, так как данный документ не является нормативным актом, не зарегистрирован в Министерстве юстиции, кроме того, в соответствии с его преамбулой предназначен для обоснования потребности теплоснабжающих организаций в финансовых средствах при рассмотрении тарифов (цен) на тепловую энергию, ее передачу и распределение. К данным отношениям указанный нормативный акт применяться не может.
Действия МУП "Каменики" по установлению в договоре теплоснабжения N1-Т-УК/С от 01.08.2008 г. с ООО "УК Судоверфь" п. 4.1. в следующей редакции: "Планируемое количество тепловой энергии определяется по проектным данным объектов и нормативным климатическим параметрам Ярославской области на основании "Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системе коммунального теплоснабжения" противоречит императивным требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, образуют нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пп. и п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. ООО "УК Судоверфь" ходатайство об изменении договора в антимонопольный орган не заявляло, антимонопольный орган, будучи ограниченным в своей компетенции, не выдает обязательного предписания об изменении договора.
2. 04.05.2010 г. поставка тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО "УК Судоверфь" была прекращена.
В соответствии с п. 9 Правил N307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Правилами N307 в пункте 50, 80 предусмотрен исчерпывающий перечень мер воздействия, которые ресурсоснабжающая организация может применить к недобросовестному потребителю.
Правомочия исполнителя коммунальных услуг в случае неполной оплаты конечным потребителем-гражданином урегулированы подпунктом а пункта 80 Правил N307, из которого следует, что ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг.
В данном случае условия обеспечения граждан коммунальным ресурсом не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунального ресурса. Законодательные положения п. 50, 80 Правил является императивными, не могут быть изменены соглашением сторон.
В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления).
МУП "Каменники" не предупредил ООО "УК Судоверфь" о введении ограничения. Довод МУП "Каменники" о том, что отключение произошло по вине иного субъекта - МУП "Теплоэнерго" не принимается. В данном случае контрагентом по договору с ООО "УК Судоверфь" является МУП "Каменники", предприятие добровольно приняло на себя обязательства по поставке, не имея при этом объектов, вырабатывающих тепловую энергию. Тем не менее в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. В соответствии со ст. 1 юридические лица свободны в принятии на себя прав и обязанностей.
Таким образом, МУП "Каменники" на свой риск приняло на себя обязательство обеспечивать поставку тепловой энергии ООО "УК Судоверфь", однако нарушило условия заключенного договора и императивные требования законодательства.
Бездействия МУП "Каменники" по надлежащему заблаговременному уведомлению ООО "УК Судоверфь" о прекращении поставки тепловой энергии 04.05.2010 г. противоречат требованиям законодательства, образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. 03.09.2010 г. МУП "Каменники" письмом N442 уведомило ООО "УК Судоверфь" о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с неоднократным нарушением порядка и сроков оплаты. Установлено, что в указанный период задолженность ООО "УК Судоверфь" составляла 4 495 668,57 руб.
Правомочия исполнителя коммунальных услуг в случае неполной оплаты конечным потребителем-гражданином урегулированы подпунктом а пункта 80 Правил N307, из которого следует, что ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В соответствии с п. 84 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора.
В данном случае условия обеспечения граждан коммунальным ресурсом не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунального ресурса. Законодательные положения п. 50, 80, 84 Правил является императивными, не могут быть изменены соглашением сторон и в силу п. 8 Правил N307 обязательны для ресурсоснабжающих организаций.
Ссылка ресурсоснабжающей организации на п. 1 ст. 546 ГК РФ не обоснована в силу того, что абонентом (конечным потребителем ресурса) выступают граждане, Гражданским законодательством и иными нормативными актами не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с гражданином.
В отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания утрачивает возможность выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг. Расторжение договора поставки ресурса с исполнителем коммунальных услуг может привести к негативным последствиям для граждан. Кроме того, влечет необходимость заключения нового договора, проведения согласительных процедур по его условиям, затягивание подачи коммунального ресурса, что создает угрозу нарушения прав управляющей компании и граждан.
Действия МУП "Каменники" по одностороннему отказу от исполнения и расторжению договора поставки тепловой энергии и теплоносителя Т-УК/С от 01.08.2008 г., могущие привести к ущемлению прав управляющей компании "Судоверфь" и граждан, проживающих в домах, находящихся под управлениям компании, образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Установлено, что МУП "Каменники" не производят ресурс, который поставляют ООО "УК Судоверфь", приобретают его по договору N52 от 01.10.2008 г. у МУП "Теплоэнерго".
В приложении N1 к договору N52 от 01.10.2008 г. перечислены многоквартирные жилые дома, которые являются конечными получателями ресурсов. Таким образом, МУП "Теплоэнерго" было осведомлено о конечных точках поставки ресурса, о том, что прекращение поставки тепловой энергии в адрес МУП "Каменники" приведет к прекращению теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в поселке Каменники.
Таким образом, фактически сложилась следующая схема теплоснабжения потребителя ООО "УК Судоверфь": МУП "Теплоэнерго" производит тепловую энергию, отпускает её гражданам, проживающим в поселке, МУП "Каменники" передает тепловую энергию, произведенную МУП "Теплоэнерго" конечным потребителям, а также является получателем всех денежных средств, часть из которых затем обязан перечислить в адрес МУП "Теплоэнерго".
МУП "Каменники" и МУП "Теплоэнерго" совместными действиями должны обеспечивать надежное и непрерывное теплоснабжение граждан, проживающих в домах, находящихся под управлением ООО "УК Судоверфь".
Таким образом, каждый из них должен с достаточной степенью расчета и предусмотрительности, в пределах принятых обязательств, обеспечивать поставку коммунального ресурса.
В этих условиях, МУП "Теплоэнерго должно было действовать в соответствии с требованиями правил предоставления коммунальных услуг граждан, в части порядка и сроков уведомления потребителей.
30.04.2010 г. МУП "Теплоэнерго направило МУП "Каменники" уведомление о прекращении подачи тепловой энергии с 30.05.2010 г. в случае неоплаты имеющейся задолженности.
04.05.2010 г. поставка тепловой энергии была прекращена путем закрытия и опломбировки задвижек в ГК 123, по данному факту представителями МУП "Теплоэнерго" и МУП "Каменники" составлен акт (копия имеется в материалах дела.
Предупреждения о введении ограничения с 04.05.2010 г. в МУП "Каменники" не направлялось.
Действия МУП "Теплоэнерго" по прекращению поставки тепловой энергии в адрес МУП "Каменники" 04.05.2010 г. в отсутствие надлежащего уведомления противоречит требованиям законодательства, образует нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
р е ш и л а:
1. Признать МУП "Каменники" нарушившим часть 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать МУП "Теплоэнерго" нарушившим часть 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
М.В. Антонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016