Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 5 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии - Чеченина С.А.,
члены комиссии: Мороз С.В., Воронина К.Ф.,
рассмотрев материалы дела от 16.03.2011 N 06-03-11/03 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
представителя ООО "Мелифаро" (доверенность N8/10 от 01.04.2011 г.) и представителя редакции газеты "Вечерний Мурманск" (доверенность б/н от 01.03.2011), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях г. Мурманска, был выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В газете "Вечерний Мурманск" N 19 (4683) 4 февраля 2011 г. в рубрике "Будьте в курсе" на странице 5 размещалась рекламная статья "Простые покупки". Газета "Вечерний Мурманск" N 19 (4683) от 4 февраля 2011 г. приобщена к материалам дела.
Выдержка из рекламной статьи "Простые покупки": ".обычный звонок по телефону или посещение сайта - и вам привезут все, что нужно. Служба доставки "Любимые продукты на дом в нашем городе работает не первый год, облегчая жизнь не только мурманчанам, но и жителям г. Кола..Хлеб, молоко, мясные и колбасные изделия, салаты рыба,. в списке есть и бытовая химия и хозяйственные товары.. Прием заказов осуществляется с 10.00 до 18.00 в будни, с 10.00 до 16.00 в субботу. В воскресенье выходной. Мы ждем ваших заказов по телефонам 40-00-35, 78-30-78 и на сайте www.murman-food.ru!".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, изложенная в рекламной статье, формирует интерес неограниченного круга лиц к услуге по продаже и доставке товаров на дом, побуждая посетить сайт www.murman-food.ru, либо позвонить по телефонам 40-00-35, 78-30-78 и сделать заказ товаров, т.е. приобрести товары дистанционным способом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе (далее - Комиссия) выделила объектом рекламирования услугу по продаже товаров дистанционным способом.
Продажа товаров дистанционным способом регулируется:
- ГК РФ;
-Федеральным Законом "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ;
-Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей");
-Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом);
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.0.1996 14-ФЗ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно статьи 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г N 612 "Об утверждении правил продажи дистанционным способом" "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Особенность дистанционной торговли в том, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара, потрогать товар, повертеть в руках до момента его получения. Заключая сделку, ни покупатель, ни продавец непосредственно не вступают в контакт, не видят друг друга.
Ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, в рассматриваемом случае это Интернет или телефонная связь.
Таким образом, продажа товара, осуществленная без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой с интернет-сайта, и телефонной связи, является дистанционной продажей.
Добросовестный рекламодатель, рекламораспространитель в соответствии со статьёй 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должен указать сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В нарушение нормы Закона о рекламе, в газете "Вечерний Мурманск" N 19 (4683) 4 февраля 2011 г. в рубрике "Будьте в курсе" на странице 5 размещалась рекламная статья "Простые покупки" без указания сведений о продавце таких товаров: наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номер записи о создании юридического лица.
Статьей 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах, то есть в уставе и (или) в учредительном договоре.
Из материалов дела следует, что услуга по продаже продуктов и бытовой химии путем дистанционной продажи осуществлялась ООО "Мелифаро" (ИНН 5190109965, Свид. ЕГРЮЛ N 1025100842480,183034,г. Мурманск, ул. Домостроительная, 24).
Однако в рекламной статье сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица отсутствовал, что является нарушением статьи 8 Закона о рекламе.
Исследовав представленные материалы, комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям статьи 8 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 8 Закона возложена на рекламораспространителя и рекламодателя.
Согласно договору N171-К от 17.01.2011 года рекламораспространителем является МУП Администрация г. Мурманска "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" (ИНН 5191120111, 183032, г. Мурманск, Кольский проспект, 9), рекламодателем - ООО "Мелифаро" (ИНН 5190109965, 183018, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.24).
В материалах дела имеется согласованный сторонами рекламный макет статьи "Простые покупки", а также акт выполненных работ N 00000067 от 04.02.2011 г. из которого следует, что заказчик претензий к объему, качеству и срокам работ (услуг) не имеет, работы оплачены в полном объеме.
Согласно заявке и акту выполненных работ, рекламная статья "Простые покупки" была опубликована однократно.
МУП Администрация г. Мурманска "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" в письменном заявлении признаёт, что нарушило статью 8 Закона о рекламе, не указав в газете "Вечерний Мурманск" N 19 (4683) 4 февраля 2011 г. в рекламной статье "Простые покупки" наименование продавца, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица. Представитель ООО "Мелифаро" в ходе рассмотрения дела 06-03-11/03 также признал факт нарушения рекламного Законодательства.
В ходе заседания велась аудиозапись.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламную статью "Простые покупки", размещенную в газете "Вечерний Мурманск" N 19 (4683) 4 февраля 2011 г. в рубрике "Будьте в курсе" на странице 5, ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО "Мелифаро" и МУП Администрации г. Мурманска "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" предписание об устранении нарушения статьи 8 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Мелифаро" и МУП Администрации г. Мурманска "Редакция газеты "Вечерний Мурманск".
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Председатель комиссии: С.А.Чеченина
Члены комиссии: С.В.Мороз, К.Ф.Воронина
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
05.04.2011 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя комиссии - Чечениной С.А.,
членов комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф.,
на основании своего решения от 05.04.2011 года по делу N 06-03-11/03 о признании рекламной статьи "Простые покупки", размещенной в газете "Вечерний Мурманск" N 19 (4683) 4 февраля 2011 г. в рубрике "Будьте в курсе" на странице 5 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю - МУП Администрации г. Мурманска "Редакции газеты "Вечерний Мурманск" (ИНН 5191120111, 183032, г. Мурманск, Кольский проспект, 9) и рекламодателю - ООО "Мелифаро" (ИНН 5190109965, 183018, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.24) прекратить размещение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и обеспечить соблюдение статьи 8 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: С.А.Чеченина
Члены комиссии: С.В.Мороз, К.Ф.Воронин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 5 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016