Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 8 апреля 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела XXX,
члены комиссии: - специалист-эксперт XXX,
- специалист-эксперт XXX,
рассмотрев дело N 7200/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Новый зал 5D!", размещенной на рекламных конструкциях, расположенных по ул. Советской в г. Ульяновске, содержащей признаки нарушения ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), установила:
В Ульяновское УФАС России поступило обращение депутата Законодательного собрания Ульяновской области XXX (исх. N 113 от 30.11.2010, вх. N 9273 от 02.12.2010), из которого следует, что на имя депутата поступило заявление XXX от 26.11.2010. В заявлении XXX указала, что в г. Ульяновске в районе Дома офицеров (на рекламной конструкции (пилоне)) и около гостиницы "Венец" (на павильоне остановки общественного транспорта "Гостиница "Венец") размещена реклама о зале 5D в кинотеатре "Кинопарк" (CD-диск с фотографиями рекламы приложен к заявлению). 18.11.2010 XXX посетила кинотеатр "Кинопарк" и просмотрела фильм "Американские горки" (копия билета приложена к заявлению). Перед началом просмотра фильма на экране высветилась заставка: "4D CINEMA". При просмотре фильма (киноаттракциона), длительность которого составила 5 минут, никаких спецэффектов, кроме объемного изображения, движения кресел и брызг воды из кресел, не было. XXX считает, что упомянутая реклама о кинозале в формате 5D вводит в заблуждение и нарушает требования ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Реклама "Новый зал 5D!", размещенная на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 17 (около Дома офицеров), имеет содержание:
"Следующая остановка - "Кинопарк". Новый зал 5D!".
Реклама "Новый зал 5D!", размещенная на павильоне остановки общественного транспорта "Гостиница "Венец" (г. Ульяновск, ул. Советская, д. 19), имеет содержание:
"Следующая остановка - "Кинопарк". Новый зал 5D!". 677-620, ТРК "Версаль". "Кинопарк". У нас всегда до 7 фильмов в день! Каждый час - новый сеанс! Новый зал 5D!".
Согласно п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Из заявления XXX следует, что в рекламе "Новый зал 5D!", размещенной на рекламных конструкциях, установленных в г. Ульяновске по ул. Советской, содержатся не соответствующие действительности характеристики относительно формата кинозала (5D).
Деятельность кинотеатра (мультиплекса) "Кинопарк" осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Иванофф и К" (далее - ООО "Иванофф и К").
На запрос Ульяновского УФАС России (исх. N 6372-05 от 16.12.2010) общество с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К" сообщило (вх. N 10344 от 31.12.2010), что в мультиплексе "Кинопарк" и кинотеатре "Крылья" имеются отдельные залы под 5D-киноаттракцион. Оборудование и вся документация на него находятся у собственника - индивидуального предпринимателя XXX (г. Киров) (далее - ИП XXX). Поставку оборудования для 5D-залов осуществляло общество с ограниченной ответственностью "4Д СИНЕМА" (далее - ООО "4Д СИНЕМА").
Рекламная конструкция, установленная по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 17 (около Дома офицеров), принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Дом рекламы" (далее - ООО "Дом рекламы") согласно разрешению на установку рекламной конструкции N 629 от 23.06.2008.
Носители рекламы на павильоне остановки общественного транспорта "Гостиница "Венец" (г. Ульяновск, ул. Советская, д. 19) принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "Маркет-Люкс" (далее - ООО "Маркет-Люкс").
Ульяновским УФАС России определением от 07.02.2011 возбуждено дело N 7200/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО "Иванофф и К". Также к участию в деле привлечены заявитель XXX и заинтересованные лица: ИП XXX, ООО "Дом рекламы", ООО "4Д СИНЕМА" и депутат Законодательного собрания Ульяновской области XXX. Рассмотрение дела назначено на 04.03.2011.
Определением от 04.03.2011 о продлении срока рассмотрения дела N 7200/05-2011, рассмотрение дела отложено на 05.04.2011, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Гидродинамика" (далее - ООО "Гидродинамика") и ООО "Маркет-Люкс".
Заявитель XXX на рассмотрение дела 04.03.2011 и 05.04.2011 не явилась, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие от заявителя не поступало.
В ходе рассмотрения дела N 7200/05-2011 лицами, участвующими в деле, даны следующие пояснения.
В письменных пояснениях ООО "Иванофф и К" (исх. б/н от 01.03.2011) и представителем общества на рассмотрении дела 04.03.2011 и 05.04.2011 пояснено, что информацию о киноаттракционе 5D совместно с рекламными материалами мультиплекса "Кинопарк", в том числе на рекламных конструкциях, установленных по ул. Советской в г. Ульяновске (около Дома офицеров и на павильоне остановки общественного транспорта "Гостиница "Венец"), ООО "Иванофф и К" размещало в соответствии с договором оказания услуг от 01.11.2010, заключенным между обществом и ИП XXX. Вся размещенная ООО "Иванофф и К" реклама, касающаяся 5D-киноаттракциона, согласована с ИП XXX. В соответствии с указанным договором ответственность за содержание рекламной информации, касающейся работы, технических характеристик 5D-киноаттракциона, несет заказчик - ИП XXX. Оборудование 5D-киноаттракциона принадлежит ИП XXX и установлено на 4-м этаже торгового комплекса "Версаль" (мультиплекс "Кинопарк") в соответствии с договором субаренды нежилых помещений от 01.11.2010, заключенным между ООО "Иванофф и К" и ИП XXX. Кроме того, ООО "Иванофф и К" считает, что заявление XXX относительно отсутствия при показе фильма в 5D-киноаттракционе спецэффектов, характерных для фильмов в формате 5D, беспочвенны и необоснованны. Заявителем на основании субъективных мнений сделан вывод об отсутствии необходимых спецэффектов, хотя 5D-формат характеризует наличие таких спецэффектов, как ветер в зале и брызги воды, что и предоставляется зрителям при просмотре фильмов. Предоставление фильмов к показу в 5D-киноаттракционе осуществляет ООО "4Д СИНЕМА". Логотип компании - "4D CINEMA" - показывается перед каждым сеансом и виден посетителям на экране. Воспроизводство спецэффектов формата 5D зависит от сюжета конкретного фильма, все спецэффекты заложены при производстве фильма, дополнить их невозможно. То есть спецэффекты привязаны к сюжету фильма, если, к примеру, по сюжету фильма дует ветер или идет дождь, то будут соответствующие эффекты - потоки воздуха или брызги воды, соответственно. Изготовление рекламы "Новый зал 5D!" и ее последующее размещение на павильоне остановки общественного транспорта "Гостиница "Венец" осуществляло ООО "Маркет-Люкс" на основании договоров на изготовление рекламной продукции от 01.04.2010 и возмездного оказания услуг от 25.03.2010, заключенных между ООО "Иванофф и К" (заказчик) и ООО "Маркет-Люкс" (исполнитель).
ИП XXX в письменном пояснении от 03.03.2011 и на рассмотрении дела 04.03.2011 пояснил, что поставку оборудования 5D-киноаттракциона, установленного в г. Ульяновске, осуществляло ООО "4Д СИНЕМА" согласно договору поставки оборудования (аттракциона) N 168-4Д/10-66 от 02.08.2010, заключенному между ООО "4Д СИНЕМА" и ИП XXX. Непосредственным производителем оборудования и 5D-стереофильмов, установленных в г. Ульяновске, является ООО "Гидродинамика". На запрос ИП XXX ООО "Гидродинамика" пояснило, что формат 4D - это объемное изображение в сочетании с подвижной платформой, которая может имитировать резкие взлеты, падения, наклоны в разные стороны и позволяет создать эффект присутствия в реальности кино. Формат 5D предусматривает, что к объемному изображению и динамическим креслам добавлены другие эмиттеры. Эмиттеры - специальные устройства, которые действуют на осязание. К ним относятся водные пульверизаторы, вентиляторы, стробоскопы, сабвуферы и прочее. Строго говоря, 5D - подчеркивает наличие других осязательных эффектов, помимо подвижной платформы и объемного стереоизображения.
Представитель ООО "4Д СИНЕМА" на рассмотрение дела 04.03.2011 и 05.04.2011 не явился. В письменном пояснении ООО "4Д СИНЕМА" сообщило, что заявители не были введены в заблуждение рекламой 5D-киноаттракциона. Исходя из общеизвестной практики и обычаев делового оборота, 4D формат кино - это объемное изображение, достигаемое за счет объемного изображения на поляризационном экране, дополненное стереозвуком и движением кресел, установленных на подвижных платформах. 5D-формат кино является продолжением 4D-формата кино и отличается от него тем, что помимо объемного изображения, стереозвука и движений кресел, предлагает дополнительные спецэффекты, в частности, распространение запахов, разбрызгивание воды (эффект дождя), эффект молнии, направленного ветра и т.д. Заставка, появляющаяся перед началом просмотра фильмов, является указанием на использование технологий формата кино 4D и того, что данный фильм предназначен для показа в кинотеатрах, имеющих оборудование классом не ниже 4D-формата, и не предусмотрен для показа в 2D- и 3D-кинотеатрах.
Представитель ООО "Дом рекламы" на рассмотрение дела 04.02.2011 и 05.04.2011 не явился.
В письменном пояснении (вх. N 1607 от 01.03.2011) ООО "Дом рекламы" пояснило, что рекламная конструкция, установленная по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 17 (разрешение на установку рекламной конструкции N 629 от 23.06.2008), по договору аренды рекламных конструкций N А 569 от 01.04.2010 обществом сдана в аренду ООО "Иванофф и К", которое самостоятельно осуществляет монтаж рекламных материалов.
Представитель ООО "Гидродинамика" на рассмотрение дела 05.04.2011 не явился, пояснений по делу общество не представило.
Представитель ООО "Маркет-Люкс" на рассмотрение дела 05.04.2011 не явился.
Согласно представленным ООО "Маркет-Люкс" документам (исх. б/н от 31.03.2011) между ООО "Иванофф и К" и ООО "Маркет-Люкс" заключены договор на изготовление рекламной продукции от 01.04.2010 и договор возмездного оказания услуг от 25.03.2010, на основании которых была изготовлена, размещена и распространяется реклама "Новый зал 5D!" на павильоне остановки общественного транспорта "Гостиница "Венец".
Исследовав материалы дела N 7200/05-2011, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о неподтверждении факта нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе ""Новый зал 5D!", размещенной в г. Ульяновске на рекламной конструкции (пилоне) в районе Дома офицеров и на павильоне остановки общественного транспорта "Гостиница "Венец" (ул. Советская).
Киноаттракционы не подлежат обязательной сертификации в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (ред. от 13.11.2010) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Нормативное определение понятий "4D-формат" и "5D-формат" отсутствует. В документации и общедоступной информации о кинотеатрах формата 4D и 5D приведены определенные характеристики указанных киноаттракционов. Киноаттракцион формата 4D - это аттракцион, в котором объемное изображение на экране сопровождается спецэффектами подвижной платформы, к примеру, движением кресел. Киноаттракцион формата 5D предусматривает, в зависимости от хода действий фильма на экране, наличие дополнительных эффектов, главные из которых ветер в зале и брызги воды. Из заявления XXX следует, что фильм "Американские горки" сопровождался (как минимум) брызгами воды - эффектом, характерным для киноаттрациона формата 5D.
Согласно подп. а) п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь подпунктом а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, Комиссия определила:
Производство по делу N 7200/05-2011 прекратить.
Председатель Комиссии XXX
Члены Комиссии: XXX
XXX
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 8 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016