Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 5 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Алиева Р.А. заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
членов Комиссии:
Ураевой Л.Р. заместителя начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Константинова В.А. главного специалиста отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Литосовой Л.А. ведущего специалиста отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Звонилова С.А. специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Аникеевой О.В. специалиста 1 разряда отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
при участии представителя аукционной комиссии и заказчика Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Т. (доверенность от 01.10.2010 N 6) и И., представителя заявителя ООО "ТАНА-Т" В. (Протокол общего собрания учредителей ООО "ТАНА-Т" от 08.07.2008),
рассмотрев дело N 03-10/21-11, возбужденное по жалобе ООО "ТАНА-Т" на действия заказчика и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства "Поставка инвалидам в 2011 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами", установила:
В Томское УФАС России обратилось ООО "ТАНА-Т" (вх. N 1810 от 30.03.2011) с жалобой, поданной в срок и соответствующей требованиям ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) на действия заказчика и аукционной комиссии Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик), по мнению заявителя, нарушивших указанный закон.
В своей жалобе ООО "ТАНА-Т" (далее - заявитель) указывает, что ООО "ТАНА-Т" была подана заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме для субъектов малого предпринимательства "Поставка инвалидам в 2011 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами". По итогам рассмотрения первых частей заявок ООО "ТАНА-Т" было допущено к участию в аукционе. В результате проведения аукциона предложение ООО "ТАНА-Т" оказалось лучшим. Однако, по итогам рассмотрения вторых частей заявок, заказчиком было принято решение о не соответствии ООО "ТАНА-Т" требованиям, установленным документацией об аукционе в связи с отсутствием в составе заявки сертификата соответствия.
Согласно п.5 ч.4 ст.41.6 Закона 94-ФЗ не допускается требовать предоставление в составе заявки копии документов, подтверждающие соответствие товаров, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с документами.
В соответствии с ч.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, документами, которые обязан передать продавец одновременно с товаром, являются технический паспорт, сертификат качества (сертификат соответствия), инструкцию по эксплуатации и т.п.
Учитывая изложенное, заявитель считает, что заказчик, установив требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе декларацию о соответствии или сертификата соответствия (сертификата качества) на товар, нарушает законодательство Российской Федерации, а именно п.5 ч.4 ст.41.Закона 94-ФЗ и ч.2 ст.456 ГК РФ. Кроме этого, заявитель ссылается на письмо ФАС России от 08.09.2008 N АК/22572, в котором также указано, что требование о предоставление в составе заявки декларации о соответствии или сертификата соответствия (сертификата качества) является не законным.
Заявитель просит признать протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и подведения итогов от 29.03.2011 года недействительным в части принятия решения о несоответствии ООО "ТАНА-Т" требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Представители заказчика и аукционной комиссии представили отзыв на жалобу ООО "ТАНА-Т" в письменной форме и пояснили в заседании Комиссии, что государственный контракт заключается фактически в пользу третьих лиц - инвалидов, не имеющих специальных познаний в области соответствия поставляемого товара требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в силу, утвержденного проекта контракта, предусматривающего передачу товара непосредственно инвалидам (в связи с чем ГУ- ТРО ФСС РФ как заказчик лишен возможности проконтролировать качество поставляемого товара), заказчиком установлено требование об обязательном предоставлении, в составе вторых частей заявок, сертификатов соответствия на поставляемый товар (п.20.2.4 Информационной карты документации об аукционе).
Аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок, пришла к выводу о не соответствии ООО "ТАНА-Т" требованиям, установленным в документации об аукционе, на основании п.1 ч.6 ст.41.1 Закона 94-ФЗ - не представление документов, определенных п.5 ч.6 ст. 41.8 Закона 94-ФЗ (копии документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Представитель заказчика считает, что решение аукционной комиссии является законным и обоснованным, и принято в соответствии с Законом 94-ФЗ.
Представитель заказчика указал, что требование сопровождения товаров документами, подтверждающими их соответствие установленным требованиям, относится исключительно к розничной торговле между продавцом и физическими лицами и к государственным закупкам товаров отношения не имеют. Следовательно, нормы Закона 94-ФЗ о недопустимости требования предоставления документов, подтверждающих качество поставляемых товаров, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром, к рассматриваемой ситуации отношения не имеют.
На основании вышеизложенного, представитель заказчика просит отказать в удовлетворении жалобы ООО "ТАНА-Т".
Комиссия Томского УФАС России, заслушав доводы сторон, изучив представленные в Комиссию материалы, учитывая сведения, содержащиеся в жалобе заявителя и проведя, в соответствии с ч.5 ст.17 Закона 94-ФЗ, внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства "Поставка инвалидам в 2011 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами" установила следующее.
11.03.2011 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства "Поставка инвалидам в 2011 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами" (N 0265100000411000035), с начальной максимальной ценой 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
22.03.2011 аукционная комиссия ГУ - ТРО ФСС РФ рассмотрела первые части заявок на участие в аукционе и приняла решение о допуске всех заявок к участию в аукционе (протокол N 0265100000411000035/1 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе).
25.03.2011 состоялся аукцион, в ходе которого последнее ценовое предложение сделал участник размещения заказа под N 1 (ООО "ТАНА-Т") в сумме 491 183, 42 рублей.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией было принято решение о не соответствии ООО "ТАНА-Т" требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в связи с отсутствием в составе заявки документа, подтверждающего соответствия телевизоров установленным требованиям - декларации о соответствии или сертификата соответствия (Протокол N 0265100000411000035/2 рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и подведения итогов от 29.03.2011).
Дальнейшие действия по проведению процедуры размещения заказа заказчиком приостановлены по требованию Томского УФАС России от 31.03.2011 N АО/1793, государственный контракт не заключен.
В соответствии с п.5 ч.4 ст.41.6 Закона 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товаре: перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Согласно п.5 ч.6 ст.41.8 Закона 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В п.20.2.4 в разделе "Требования к содержанию и составу заявки" Информационной карты аукциона документации об аукционе в электронной форме заказчик предусмотрел следующее требование: "На все телевизоры должны быть представлены декларации о соответствии или сертификаты соответствия (при наличии)".
Требования соответствия продукции по качеству следует считать установленными законом, если таковые требования установлены техническими регламентами или продукция включена в один из перечней, утверждаемых Правительством РФ - продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" телевизоры, поставляемые в указанном размещении заказа, подлежат обязательной сертификации.
Согласно ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Следовательно, сертификаты соответствия на поставляемый товар должны предоставляться одновременно с передачей товара при условии, что это требование предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что установив в документации об аукционе в электронной форме требования о предоставлении такого документа, как декларации о соответствии или сертификата соответствия в составе заявки участников размещения заказа, которые должны передаваться вместе с товаром, заказчик нарушил п.5 ч.4 ст.41.6 Закона 94-ФЗ.
Комиссия Томского УФАС России установила, что в нарушение ч.6 ст.41.8 Закона 94-ФЗ заказчик потребовал от участника размещения заказа представления в составе заявки на участие в аукционе не копии вышеуказанных документов, а их оригиналы.
Незаконно установленные заказчиком требования привели к ограничению в участии заявителя в аукционе, то есть к нарушению прав и законных интересов ООО "ТАНА-Т" и этим нарушили ч.2 ст.8 Закона 94-ФЗ. Согласно ч.2 ст.8 Закона 94-ФЗ участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Установление должностным лицом государственного заказчика, требований к представлению участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов документов и сведений, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ч.6 ст.60, п.5 ч.4 ст.41.6, ч.6 ст.41.8, ч.2 ст.8, ч.5, ч.9 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Томского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТАНА-Т" на действия заказчика и аукционной комиссии Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства "Поставка инвалидам в 2011 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами" обоснованной.
2. Выдать предписание государственному заказчику Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного дела об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 9. ст. 60 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
председатель Комиссии Алиев Р.А.
члены Комиссии Ураева Л.Р.
Константинов В.А.
Литосова Л.А.
Звонилов С.А.
Аникеева О.В.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений в сфера размещения заказов
по делу N 03-10/21-11
05 апреля 2011 года г. Томск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Алиева Р.А. заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
членов Комиссии:
Ураевой Л.Р. заместителя начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Константинова В.А. главного специалиста отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Литосовой Л.А. ведущего специалиста отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Звонилова С.А. специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений;
Аникеевой О.В. специалиста 1 разряда отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
на основании решения от 05.04.2011 по делу N 03-10/21-11, возбужденному по жалобе ООО "ТАНА-Т" на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства "Поставка инвалидам в 2011 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами " предписывает:
На основании п.1 ч.9 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) государственному заказчику государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, установившему в документации об аукционе в электронной форме "Поставка инвалидам в 2011 году телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами" в нарушение п.5 ч.4 ст.41.6, ч.6 ст.41.8 Закона 94-ФЗ требование о предоставлении в составе вторых частей заявок декларации о соответствии или сертификаты соответствия поставляемого товара, которое привело к нарушению прав и законных интересов участника размещения заказа ООО "ТАНА-Т", устранить нарушения законодательства в сфере размещения заказов путем аннулирования торгов.
В течение трехдневного срока, со дня исполнения настоящего предписания, направить в Томское УФАС России документы подтверждающие исполнение предписания.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии Алиев Р.А
Члены комиссии Ураева Л.Р.
Константинов В.А.
Литосова Л.А.
Звонилов С.А.
Аникеева О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 5 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016