Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 8 апреля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "7" апреля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "8" апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А.- заместитель руководителя управления- начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Шолохова В.Е.- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Кочарян О.С. - старший специалист 3 разряда отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
рассмотрев дело N 295/04 по признакам нарушения Администрацией Саркеловского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области (347305, Ростовская область, Цимлянский район, п. Саркел, ул. Винзаводская, 3) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в присутствии представителя Администрации Саркеловского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области по доверенности и на основании ходатайства в отсутствие представителя ООО "Чистое поселение",
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что на территории муниципального образования Саркеловского сельского поселения Ростовской области (далее- Администрация) действует постановление Администрации от 14.05.2010 г. N72 "Об утверждении тарифов и размера платы по вывозу твердых бытовых отходов по Саркеловскому сельскому поселению (далее - Постановление N72).
П.1 Постановления N72 утвержден тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов по Саркеловскому сельскому поселению. Согласно приложению N1 к Постановлению N72, плата за вывоз ТБО для потребителей частного сектора составляет 43,70 руб. в месяц с одного человека, а для прочих потребителей 263 руб. за 1 куб.м.
Согласно справке Администрации от 22.11.2010 N435, сбор и вывоз твердых бытовых отходов в Саркеловском сельском поселении осуществляет ООО "Чистое поселение". В смете затрат по вывозу ТБО на 2010 год ООО "Чистое поселение" отражен тариф по вывозу ТБО за 1 куб.м. -263,30 руб.
Из вышеизложенного следует, что п.1 Постановления N72 определяется стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, предоставляемых ООО "Чистое поселение" на территории Саркеловского сельского поселения в зависимости от категории потребителей.
Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.
В ответ на определение Ростовского УФАС России от 21.03.2011 г. (исх.N2687/04) Администрация представила следующие пояснения (вх.N 5396 от 04.04.2011).
В соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 17.03.2005 г. N89 "Об утверждении порядка установления цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного), подлежащих государственному регулированию на территории Ростовской области" (далее Постановление администрации Ростовской области N89) органом местного самоуправления размер платы за услуги работы по вывозу твердых бытовых отходов устанавливается только для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Отношения между исполнителями и прочими потребителями в сфере оказания услуг по вывозу ТБО регулируются постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N155 "Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" (далее Постановление Правительства РФ N155) и носят договорный характер.
Администрацией Саркеловского сельского поселения во исполнение возложенных на нее полномочий ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в связи с ликвидацией МУП "Коммунальщик", в целях оказания потребителям услуг по вывозу ТБО была привлечена организация ООО "Чистое поселение". Расчет платы за оказанные услуги производился по ценам и объемам, наработанными на территории Цимлянского района. Для исключения применения разных цен на услуги по вывозу ТБО и установление их индивидуально в каждом конкретном случае, для исключения дискриминационных условий применено Постановление N72 от 14.05.2010 г. (на основании расчета стоимости затрат представленными ООО "Чистое поселение").
Нормативно-правовые акты, устанавливающие тарифы и размеры платы по вывозу твердых бытовых отходов по Саркеловскому сельскому поселению Администрацией на 2011 г. не устанавливались, т.к. ООО "Чистое поселение" работает на рынке вывоза бытовых отходов самостоятельно без каких-либо договоров с муниципалитетом, то цены на услуги этого предприятия формируются на рыночной основе.
ООО "Чистое поселение" в ответ на определение Ростовского УФАС России от 21 марта (исх.N 2687/04) представило следующие документы и информацию (вх.N5155 от 29.03.2011).
Тариф, установленный Постановлением N72 от 14.05.2010 г. действовал до момента перезаключения договоров в новой редакции, т.е. до 31.12.2010 г. С 01.01.2011 года предприятие ведет расчеты с потребителями данной услуги на основании тарифа, установленного непосредственно самим ООО "Чистое поселение". Согласно Приказу ООО "Чистое поселение" N4 от 01.12.2010 "Об изменении тарифа на услугу по сбору и вывозу ТБО" с 01.01.2011 г. установлен и использован при расчетах с потребителями тариф 304,0 руб за куб.м. без НДС и 50 руб. за норму потребления на одного человека в месяц. Изменяя тариф с 01.01.2011 г., Общество отстояло свое право урегулировать взаимоотношения и порядок расчетов с потребителями самостоятельно ссылаясь на Письмо Министерства регионального развития от 03.10.2008 г. N25080-СК/14, в котором говорится о том, что в соответствии со ст.1 ФЗ от 31.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса-производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения ТБО). ООО "Чисто поселение" в связи с отсутствием полигона, оказывает услуги населению только по сбору и вывозу ТБО, сдавая их на размещение, утилизацию и захоронение на полигон ООО "Эко-Чистый город" в г. Цимлянск. Лицензию на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IVкласса опасности ООО "Чистое поселение" не имеет и в настоящее время занимается сбором пакета документов на ее получение, но и параллельно рассматривает вопрос о возможном прекращении оказания данной услуги, в связи с тем, что количество пользователей данной услуги небольшое, а учитывая расходы на получение лицензии, желаемый экономический результат достигнут быть не может.
Сбор и вывоз ТБО не является основным видом деятельности Общества, осуществляется по просьбе жителей поселения из-за отсутствия возможности самостоятельной транспортировки мусора на полигон. До момента разрешения вопроса с получением лицензии, единичные договоры с юридическими лицами расторгнуты.
07.04.2011 г. на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Администрации Саркеловского сельского поселения поддержал доводы, изложенные в отзыве. Вместе с тем, представитель Администрации пояснил, что в 2011 году акты, устанавливающие тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО не принимались, но и Постановление N72, хотя фактически и не действует, формально не утратило силу.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, выслушав представителя Администрации, приходит к следующим выводам.
ФЗ от 31.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред.27.07.10г.) не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.
Кроме того, ни Постановление Правительства РФ N155, ни Постановление администрации Ростовской области N89 также не относят услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. В частности, согласно Постановлению Правительства РФ N155:
- цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем (организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору) и потребителем (гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов) (п.10);
- цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п.11).
Министерство регионального развития РФ в своих разъяснениях, изложенных в письме от 03.10.2008 г. N25080-СК/14 указало, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Однако вопреки положениям, изложенным в ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и в вышеуказанных Постановлениях, Администрация Саркеловского сельского поселения приняла Постановление N72 от 14.05.2010 г.
Согласно ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.
В силу ч.1 ст.1 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Согласно ч.2 ст.1 ФЗ "О защите конкуренции" целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со ст.4 ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, определение п.1 Постановления N72 стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, предоставляемых ООО "Чистое поселение" на территории Саркеловского сельского поселения Ростовской области создает необоснованные препятствия деятельности указанному хозяйствующему субъекту, в т.ч. путем ограничения самостоятельности его хозяйственной деятельности.
В связи с изложенным, в действии Администрации Саркеловского сельского поселения выразившегося в утверждении посредством принятия п.1 Постановления N72 от 14.05.2010 г. стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории Саркеловского сельского поселения Ростовской области, содержится нарушение ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. необоснованно препятствовать деятельности хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, ч.ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Саркеловского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области нарушившей ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Саркеловского сельского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно исключить п.1 Постановления N72 от 14.05.2010.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, В.Е. Шолохова, О.С. Кочарян, В.Р. Рабаев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 157/04
об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство
"07" апреля 2011 г.
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Шолохова В.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Кочарян О.С. - старший специалист 3 разряда отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - специалист -эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 07.04.2011 г. по делу N 295/04 о нарушении Администрацией Саркеловского сельского поселения Ростовской области (347305, ул. Винзаводская, 3, п. Саркел, Цимлянский район, Ростовской области) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации Саркеловского сельского поселения Ростовской области в срок до 07.05.2011 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во 5включении п.1 в постановление Администрации Саркеловского сельского поселения Ростовской области от 14.05.2010 г. N72 "Об утверждении тарифов и размера платы по вывозу твердых бытовых отходов по Саркеловскому сельскому поселению" (далее - Постановление N72), а именно:
- исключить п.1 из Постановления N 72;
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России в срок не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, В.Е. Шолохова, О.С. Кочарян, В.Р. Рабаев
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 8 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016