Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(опубликовано 13 апреля 2011 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 13.04.2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев 30 марта 2011 года дело N 03-03/91-10 о нарушении ОАО "ТГК-2" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление от ООО "ЯрГорСтрой" (вх. N1927 от 29 марта 2010 г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ТГК-2", выразившемся, по мнению заявителя, в навязывании невыгодных условий по договору теплоснабжения.
Принимая решение о признании ОАО "ТГК-2" нарушившим антимонопольное законодательство Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО "ТГК-2" приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007 г. N131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного ОАО "ТГК-2" занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
02.03.2010 г. ООО "ЯрГорСтрой" обратился в ОАО "ТГК-2" за разрешением на пуск тепла в строящийся 7-этажный 41 квартирный жилой дом.
05 марта 2010 г. ОАО "ТГК-2" (подразделением Ярославские тепловые сети) был выдан акт об установке прибора учета, из которого следует, что установка прибора учета выполнена в соответствии с требованиями технических условий, для проверки его работоспособности потребителю необходимо обратиться в ОАО "ТГК-2" за разрешением провести циркуляцию теплоносителя через узел учета. После их наладки возможно оформить акт допуска приборов учета в эксплуатацию.
10.03.2010 г. обратился за заключением временного соглашения на поставку тепловой энергии на данный дом.
16.03.2010 г. представителем Ярославских тепловых сетей и представителем ООО "ЯрГорСтрой" совместно было произведено полное закрытие задвижек системы ГВС, установлена пломба, в связи с временным отказом от пользования системой горячее водоснабжения.
25.03.2010 г. ООО "ЯрГорСтрой" обратился в ОАО "ТГК-2" с офертой на заключение договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде (соглашение N1624 от 17.03.2010 г.).
Предметом договора является поставка тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на объект строящийся дом N29 по ул. Клубная с суммарной тепловой нагрузкой 0,13Гкал/ч, потери в сетях 0,0025 Гкал/ч.
В соответствии с п. 3 данного соглашения ориентировочное потребление на период действия соглашения 81, 345 Гкал. В течение 3-х рабочих дней Абонент обязуется представить в Энергоснабжающую организацию акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, соответствующий "Правилам учета тепловой энергии".
В соглашение N1624 от 17.03.2010 г. нагрузки на ГВС включены не были, так как апробирование системы ГВС было невозможно, в связи с отсутствием необходимых внутренних устройств (краны, раковины, ванные и т.д.).
17.03.2010 г. со стороны ОАО "ТГК-2" ООО "Яргорстрой" был выставлен счет N1000/1624/П/62 на основании договора N1624 на промежуточный платеж за период с 17.03.2010 г. по 29.04.2010 г. за тепловую энергию в горячей воде из сетей МУП "Яргорэнергосбыт" в объеме, запрошенном по договору (81 345 Гкалл).
Указанный счет со стороны ООО "Яргорстрой" был оплачен 17.03.2010 г. платежным поручением N17 в полном объеме.
Однако, тепло на объект ООО "Яргорстрой" включено не было.
Посчитав свои права нарушенными, субъект обратился в антимонопольный орган, указав, что отсутствие тепловой энергии привело к невозможности проводить отделочные работы, простою сотрудников, выплате неустоек, пени, штрафов в адрес инвесторов строительства. Указал, что причиной непуска тепла стало устное требование С.В. Логиновой о внесении дополнительной оплаты (исх. N57 от 29.03.2010 г. в Ярославское УФАС России, от 22.03.2010 г. в Прокуратуру г. Ярославля), аналогичное письмо было направлено в ОАО "ТГК-2" на имя заместителя генерального директора А.Г.Иванова.
19.04.2010 г. со стороны ОАО "ТГК-2" в адрес ООО "Яргорстрой" был направлен протокол разногласий к Соглашению N1624 от 17.03.2010 г., в котором действительно предложило застройщику дополнительно оплатить 0,1290 Гкал/ч на горячее водоснабжение.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК в соответствии с указанным нормативным положением совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии со ст. 162 ГК несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Из приведенных нормативных положений антимонопольный орган делает вывод о том, что фактически договор теплоснабжения был заключен между ООО "Яргорстрой" и ОАО "ТГК-2" в момент выставления последним счета на оплату тепловой энергии.
В дальнейшем, ОАО "ТГК-2", исполняя обязательства надлежащим образом, должно было поставлять тепловую энергию в объемах, затребованных потребителем. Закон не предусматривает права ресурсоснабжающей организации корректировать необходимый потребителю объем.
Бездействие ОАО "ТГК-2" по пуску тепла на объект ООО "ЯрГорСтрой" после произведенной предоплаты, действия по незаключению в письменном виде договора теплоснабжения, направления протокола разногласий с предложением застройщику дополнительно оплатить нагрузку 0,1290 Гкал/ч на горячее водоснабжение, не необходимую ему в связи с опломбированием системы ГВС, повлекло ущемление интересов ООО "ЯрГорСтрой" в сфере предпринимательской деятельности, привело к дополнительным незапланированным финансовым затратам, затягиванию сроков строительства и сдачи многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявителем в заседании Комиссии указано на последствия нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ТГК-2" в виде простоя работников, неустоек, штрафов, иных материальных потерь.
В связи с изложенным, антимонопольный орган полагает необходимым выдать предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
р е ш и л а:
1. Признать ОАО "ТГК-2" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
М.Ф. Завьялов
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 03-03/91-10
30 марта 2011 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13.04.2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 30.03.2011 по делу N 03-03/91-10 о нарушении ОАО "ТГК-2" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ПРЕДПИСЫВАЕТ
Открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N2" в срок до 17 мая 2011 г. устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем направления ООО "Яргорстрой" оферты соглашения об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 20 мая 2011 года.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
М.Ф.Завьялов
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (опубликовано 13 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016