Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 13 мая 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "15" апреля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Соболевской Т.М. |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
Заводской М.А. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 97-07/10 по признакам нарушения ОГУ "Челябинская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Челябинская ветстанция; Свердловский тракт, д. 18а, г. Челябинск, 454008) и ОГУ "Аргаяшская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Аргаяшская ветстанция; ул. Дачная, 5, с. Аргаяш, 456880) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
02.08.2010 в Челябинское УФАС России поступило поручение Федеральной антимонопольной службы о проверке государственных учреждений ветеринарии, подведомственных органам государственной власти Челябинской области на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке (далее - Продукция), и выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - ветдокументы) на нее.
В ходе анализа представленных Челябинской ветстанцией материалов было установлено, что ею выдаются ветдокументы на Продукцию на возмездной основе.
К участию в настоящем деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено ООО "Уралбройлер", которое ранее подавало заявление (исх. N 201 от 06.08.2010) в Челябинское УФАС России на неправомерные действия Аргаяшской ветстанцией при оказании услуг по выдаче ветдокументов на платной основе.
В ходе анализа представленных Аргаяшской ветстанцией матреиалов по заявлению ООО "Уралбройлер" было установлено, что ею выдаются ветдокументы на Продукцию на возмездной основе, в связи с чем Аргаяшская ветстанция была привлечена к участию в настоящем деле в качестве ответчика.
В ходе рассмотрения настоящего дела свою позицию по делу высказала ИП Фахрисламова С.А. (вх. N 3837 от 07.04.2011), согласно пояснениям которой Аргаяшская ветстанция при проведении проверки требовала ветдокументы на Продукцию.
Согласно заявлению ООО "Уралбройлер" с июля 2007 года Аргаяшская ветстанция взимает с общества плату за выдачу ветеринарных свидетельств формы N 2. Тогда как действующее законодательство в области ветеринарии свидетельствует том, что выдача ветдокументов является контрольно-надзорной функцией, являющейся основанием для оборота поднадзорной продукции, в том числе животных и продукции животного происхождения.
Таким образом, по мнению ООО "Уралбройлер", в действиях Аргаяшской ветстанции усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку взимание платы за выдачу ветдокументов не правомерно.
Представитель Челябинской ветстанции в ходе рассмотрения настоящего дела пояснил следующее.
Челябинской ветстанцией на 2010 год (по состоянию на ноябрь) заключены договоры возмездного оказания услуг с 34 хозяйствующими субъектами, реализующими Продукцию, в 2011 - со 124 хозяйствующими субъектами. В 2010 году Челябинской ветстанцией ветдокументы на Продукцию выданы 21 хозяйствующему субъекту, не являющимися ее производителями. При этом, у хозяйствующих субъектов отсутствует необходимость уведомлять Челябинскую ветстанцию о поступлении Продукции и ее вывозе с территории предприятия.
Плата за выдачу ветдокументов взимается на основании раздела 2 Правил организации работы по выдаче ветдокументов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от 16.11.2006 г. N 422 (далее - Приказ N 422), Перечня платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями Государственной ветеринарной службы Минсельхоза России от 20.01.1992 N 5-ф, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 (далее - Постановление N 898).
Специалисты подразделений Челябинской ветстанции на предприятиях, производящих и реализующих Продукцию оформляют "штампы" с момента вступления в силу разъяснений Департамента ветеринарии от 06.04.1998 N 13-7-55/320 "О порядке выдачи ветдокументов на сырье и продукты животного происхождения", а именно с апреля 1998 года по настоящее время.
Вступление в силу Постановления Правительства Российской Федерации N 1009 от 14.12.2009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Минсельхозом России по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - Постановление N 1009) не препятствует осуществлению государственного ветеринарного надзора в отношении Продукции в соответствии с Законом Российской Федерации N 4979-1 от 14.05.1993 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) и принятыми в соответствии с этим законом нормативными актами, в том числе - Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 706 от 19.06.1994.
Постановление N 1009 может применяться в части, не противоречащей положениям Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009 и Единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Комиссии таможенного союза N 317 от 18.06.2010.
В Постановлении N 1009 речь идет о наделении Минсельхоза России и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору функцией по нормативно-правовому регулированию в определенной области, не связанной с Продукцией. Постановление N 1009 не содержит положений, касающихся Продукции, а также оно не отменяет и не прекращает действующие законы, иные нормативные акты. Следовательно, Постановление N 1009 не подлежит применению к правоотношениям в части Продукции.
В 2010 году Челябинской ветстанцией проведено 230 проверок (контрольных мероприятий) в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих Продукцию.
При этом, Челябинская ветстанция, осуществляя проверки и контрольные мероприятия, проверяет соблюдение хозяйствующим субъектом действующих норм и правил ветеринарного законодательства, проверки в части соблюдения хозяйствующим субъектом ветеринарного законодательства при реализации именно Продукции отдельно не проводятся.
Таким образом, Челябинская ветстанция действует на законных основаниях и не осуществляет действий, которые могли создать необоснованные препятствия при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами.
По запросу Челябинского УФАС России ОАО "Ариант" сообщило о том, что в отношении ОАО "Агрофирма "Ариант-Перант" 10.02.2010 Челябинской ветстанцией проводилась проверка, задачей которой являлось, в том числе, выполнение обществом Приказа N 422.
Представитель Аргаяшской ветстанции в ходе рассмотрения настоящего дела пояснил следующее.
На 2010-2011 годы Аргаяшская ветстанция имеет договор возмездного оказания услуг только с ООО "Уралбройлер", в соответствии с которым оказывает возмездные услуги хозяйствующему субъекту, реализующему Продукцию. Хозяйствующим субъектам, не являющимся производителями Продукции, ветдокументы не выдавались.
У хозяйствующих субъектов отсутствует необходимость уведомлять Аргаяшскую ветстанцию о поступлении Продукции и ее вывозе с территории предприятия.
Необходимость выдачи ветдокументов на Продукцию определена Приказом N 422, Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-сопроводительных мер в Таможенном Союзе" (Приложение N 1 "Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)"), разъяснением Департамента ветеринарии Минсельхоза России от 22.10.2010 исх. N 25-25/2301.
Взимание платы за выдачу ветдокументов осуществляется в соответствии с Прейскурантом на платные ветеринарные услуги в ветеринарных подразделениях Аргаяшской ветстанции, утвержденным Главным врачом Аргаяшского района 16.04.2010, согласованного с Управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства Челябинской области 20.04.2010. Вопросы правомерности взимания такой платы неоднократно становились предметом рассмотрения арбитражных судов, которые приходили к выводу о несостоятельности доводов о том, что выдача ветдокументов относится к функциям государственного ветеринарного надзора.
В 2010 году специалистами подразделений Аргаяшской ветстанции в соответствии с Приказом N 422 оформлен один "штамп" на предприятии, реализующем Продукцию - ООО "Уралбройлер". При этом "штампы" оформляются специалистами подразделений Аргаяшской ветстанции с 2008 года, с момента внесения изменений в Приказ N 422.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Приказ N 422 Аргаяшская ветстанция обоснованно осуществляет государственный ветеринарный надзор в отношении Продукции.
Представители Министерства сельского хозяйства Челябинской области в ходе рассмотрения настоящего дела также настаивали на необходимости осуществления государственного ветеринарного надзора в отношении Продукции и выдачи ветдокументов в отношении нее.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Выдача ветдокументов регламентируется Приказом N 422.
В соответствии с пунктом 1.2 Приказа N 422 ветдокументы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 1.3 Приказа N 422 партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм N 1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределами района (города) на территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города).
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа N 422 ветдокументы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В то же время, 14.12.2009 г. принято Постановление N 1009, которым разграничены полномочия между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации-Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и Минсельхозом России-Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
Постановлением N 1009 четко регламентированы объекты ветеринарного надзора со стороны Минсельхоза России и Роспотребнадзора в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организации такого контроля.
Так, подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 1009 установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются Минсельхозом России и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:
- продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Исходя из подпункта "а" пункта 1 Постановления N 1009 нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Роспотребнадзором в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к пищевым продуктам, продовольственному сырью, а также к контактирующим с ними материалам и изделиям (требований к безопасности) в целях защиты жизни и здоровья человека, в том числе по вопросам:
- обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при их изготовлении, хранении, перевозке и реализации;
- обеспечения безопасности для здоровья человека услуг, оказываемых в сфере общественного питания, включая соблюдение санитарных правил и норм при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, а также в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;
- утилизации или уничтожения некачественных, опасных для человека пищевых продуктов;
- организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений), связанных с употреблением населением пищевых продуктов;
- соответствия упаковки, маркировки и информации о пищевых продуктах, реализуемых в розничной торговле, требованиям, установленным нормативными документами;
- соблюдения правил продажи продовольственных товаров в части, касающейся обеспечения их качества и безопасности;
- соблюдения гигиенических требований при использовании пестицидов и агрохимикатов при производстве продовольственного сырья.
Исходя из изложенного, с момента вступления в законную силу Постановления N 1009 к объектам ветеринарного надзора не относится Продукция, поскольку полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов осуществляет Роспотребнадзор.
Учитывая, что Постановлением N 1009 разграничены полномочия Минсельхоза России и Роспотребнадзора, действие Приказа не распространяется на продукцию, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке, ввиду чего необходимость получения хозяйствующими субъектами ветдокументов на такую продукцию в соответствии с Приказом N 422 отсутствует.
Указанные доводы Комиссии подтверждаются письмом Департамента ветеринарии Минсельхоза России от 04.06.2010 г. N 25-25/1301 по вопросу ветдокументов, из которого следует, что "продукты животного происхождения, подвергшиеся промышленной или тепловой обработке, готовая продукция не являются объектами государственного ветеринарного надзора и не подлежат сопровождению ветдокументами".
Доводы ответчиков о том, что необходимость получения ветдокументов на Продукцию и осуществление ветеринарного надзора в отношении нее определены Приказом N 422, Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-сопроводительных мер в Таможенном Союзе" (Приложение N 1 "Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)"), разъяснением Департамента ветеринарии Минсельхоза России от 22.10.2010 исх. N 25-25/2301, а также о том, что Постановление N 1009 не содержит положений, касающихся Продукции, не отменяет и не прекращает действующие законы, иные нормативные не могут быть приняты Комиссией во внимание по следующим основаниям.
1. Постановлением N1009 не установлен порядок организации работ по выдаче ветдокументов, однако указанный нормативно-правовой акт указал на подведомственность полномочий по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов, подвергшихся тепловой или промышленной обработке, Роспотребнадзору.
2. Действие Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009 (далее - Соглашение), вступившего в силу 01.06.2010, распространяется на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары (продукцию), перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Государственные органы и учреждения государств - сторон Соглашения, осуществляющие деятельность в области ветеринарии, осуществляют ветеринарный контроль (надзор) при перемещении подконтрольных товаров через таможенную границу таможенного союза в пунктах пропуска через государственные границы указанных государств либо в иных местах, определенных законодательством государств сторон Соглашения (статья 3).
Согласно пункту 3.7 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза подконтрольные товары могут перемещаться в пределах территории одной стороны Соглашения в порядке, предусмотренном законодательством этой стороны (письмо Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.02.2011 исх. N 25-25/463).
На территории Российской Федерации действует Постановление N 1009, которое указывает на подведомственность полномочий по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию продукции, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, Роспотребнадзору.
Следовательно, Соглашение не предусматривает осуществление контроля за Продукцией, в том числе при ее перемещении на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Законом о защите конкуренции не допускается установление дополнительных требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, осуществление государственного ветеринарного надзора в отношении Продукции, а также предъявление требований к хозяйствующим субъектам об обязательном наличии ветдокументов на реализуемую партию Продукции, могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (это если требуют обязательного наличия ветдокументов), и являться нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Однако в материалы настоящего дела не представлено каких-либо документов, подтверждающих, что ответчиками по делу при проведении проверок хозяйствующих субъектов требуются документы на Продукцию. Представленные для обозрения Комиссии акты проверок свидетельствуют о том, что ветстанции при осуществлении контроля проверяют наличие ветдокументов на продукцию, не прошедшую промышленную или тепловую обработку (полуфабрикаты из мяса, рыба свежемороженая, окорочка кур и т.д.). Заявителями по делу таких доказательств также не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, позволяющих квалифицировать действия ответчиков в качестве нарушения антимонопольного законодательства.
3. Доводы ООО "Уралбройлер" о неправомерном взимании Аргаяшской ветстанцией, осуществляющей государственные контрольно-надзорные функции, платы за оформление ветдокументов, не могут быть приняты Комиссией во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Законом о ветеринарии, Федеральным законом от 26.12.2008 N 94-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления N 898, Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145, оказание услуг по выдаче на основании обращений хозяйствующих субъектов ветдокументов не относится к мероприятиям по ветеринарному контролю (надзору), осуществляемым должностными лицами Аргаяшской ветстанции, а то обстоятельство, что она является уполномоченной организацией на осуществление контрольно-надзорных функций в области ветеринарии, не лишает Аргаяшскую ветстанцию права оказывать за плату ветеринарные услуги.
Указанная позиция антимонопольного органа основана на судебной практике (постановления Федерального суда Волго-Вятского округа от 08.07.2010 по делу N А43-41517/2009, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа т 19.10.2010 по делу N А45-1760/2010).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела ввиду отсутствия документального подтверждения о совершении ответчиками действий, противоречащих части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 97-07/10, возбужденного по признакам нарушения ОГУ "Челябинская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" и ОГУ "Аргаяшская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Т.М. Соболевская
М.А. Заводская
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016