Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 21 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 21.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
рассмотрев дело N996-10-а по признакам нарушения Главным управлением МЧС по Пермскому краю, Государственным учреждением ГИМС МЧС по Пермскому краю (далее - ГУ ГИМС МЧС России), ПРОООО "ВОСВОД" ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения и ведении согласованных действий, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке образовательных услуг по осуществлению приема экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдаче им удостоверений на право управления маломерным судном. установила:
07.09.2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило заявление НОУ "ПРОФИ" (вх. N11283-10) о наличии в действиях ПРОООО "ВОСВОД", ГУ ГИМС МЧС по Пермскому краю, Главного управления МЧС России по Пермскому краю признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе анализа представленных материалов было установлено, что 31.03.2009 г. между Главным управлением МЧС по Пермскому краю и ПРОООО "ВОСВОД" заключено соглашение N03 о взаимном сотрудничестве ГУ МЧС по Пермскому краю и ПРОООО "ВОСВОД" в области обеспечения охраны жизни людей на водных объектах Пермского края (далее - Соглашение).
В соответствии с абз. 4 п. 3.4 Соглашения организация ПРОООО "ВОСВОД" в Пермском крае в установленном порядке активизирует работу по созданию и функционированию курсов по подготовке судоводителей маломерных судов с последующей аттестацией обучаемых в подразделениях Государственной инспекции маломерных судов МЧС России (далее - ГИМС МЧС России).
Представитель заявителя в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России поддержал свою позицию, изложенную в заявлении.
Как пояснил в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России представитель ГУ МЧС по Пермскому краю данное соглашение направлено исключительно на реализацию мероприятий в области обеспечения охраны жизни людей на водных объектах Пермского края и не предоставляет преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, следовательно, не направлено на ограничение конкуренции.
Представитель ГИМС МЧС России поддержал вышеизложенную позицию представителя ГУ МЧС по Пермскому краю.
ПРОООО "ВОСВОД" в материалы настоящего антимонопольного дела представлена письменная позиция.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии со ст. 2.2 Устава ПРОООО "ВОСВОД" основными задачами организации являются, в том числе содействие федеральным органам исполнительной власти и другим спасательным формированиям в исполнении российского законодательства по охране жизни людей на водах, а также участие в подготовке судоводителей маломерных судов.
В рамках своих уставных функций ПРОООО "ВОСВОД" заключило Соглашение с ГУ МЧС по Пермскому краю.
На основании ст. 4 Соглашения ПРОООО "ВОСВОД" и ГИМС МЧС России 22.03.2010 г. заключили соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения государственного надзора за безопасностью эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, пользованием маломерными судами.
К началу открытия сезона навигации 2010 г. ГИМС МЧС России было принято решение о проведении практической части экзамена на право управления маломерным судном на территории лодочной станции "Бухта капитанов", расположенной по адресу: ул. Первомайская, 8б.
В соответствии с письменными пояснениями ГУ МЧС по Пермскому краю (вх. N15963-10 от 03.12.2010 г.) ПРОООО "ВОСВОД" предоставляет маломерное судно и оборудованное место для проверки навыков практического управления маломерным судном. В г. Перми это акватория лодочной станции "Бухта капитанов", расположенной по адресу: ул. Первомайская, 8б.
В соответствии с письменной позицией ПРОООО "ВОСВОД" (вх. N3959-11 от 29.03.2011 г.) для обеспечения безопасности проведения экзаменов ГИМС МЧС России были привлечены спасатели ПРОООО "ВОСВОД", а также спасательные средства и техника, которые находятся на лодочной станции "Бухта капитанов".
ПРОООО "ВОСВОД" обладает правом пользования акваторией лодочной станции "Бухта капитанов" на основании соглашения от 01.02.2010 г., заключенного с ООО "Бухта капитанов".
Предметом настоящего соглашения является организация на безвозмездной основе всестороннего и эффективного сотрудничества сторон по осуществлению профилактических работ, направленных на безопасное поведение людей на воде.
В соответствии с п.п. 7, 8, абз. 5 п. 16 Положения о Государственном учреждении "Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России", утвержденном начальником ГУ МЧС по Пермскому краю 19.12.2006 г. Поповым О.В., ГИМС МЧС России:
- является юридическим лицом;
- обладает на праве оперативного управления государственным федеральным имуществом, закрепленным за ним в установленном порядке;
- осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном.
В соответствии с разделом VI Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России (утверждены Приказом МЧС России от 29.06.2005 г. N498) проверка навыков практического управления маломерным судном производится государственным инспектором по маломерным судам.
При этом ГИМС МЧС России должна осуществлять функцию по приему экзаменов по судовождению без привлечения сторонних организаций, используя собственную техническую базу. Вместо этого было заключено Соглашение, на основе которого было заключено соглашение от 22.03.2010 г. между ПРОООО "ВОСВОД" и ГИМС МЧС России о взаимодействии в сфере обеспечения государственного надзора за безопасностью эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, пользованием маломерными судами.
Именно соглашение от 22.03.2010 г. поставило хозяйствующие субъекты в зависимость от ПРОООО "ВОСВОД" при сдаче практических экзаменов на право управления маломерным судном лицами, прошедшими обучение в школах, не относящихся к системе ПРОООО "ВОСВОД".
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что привлечение спасателей ПРОООО "ВОСВОД", а также использование спасательной техники данной организации на безвозмездной основе не наносит ущерб федеральному бюджету и по существу направлено на обеспечение жизни и здоровья граждан во время сдачи практического экзамена на право управления маломерным судном. Заключенное Соглашение также не предусматривает получение хозяйствующим субъектом - ПРОООО "ВОСВОД" финансовых средств от органа государственной власти.
Вместе с тем, в соответствии с письменной позицией ПРОООО "ВОСВОД" (вх. N3959-11 от 29.03.2011 г.) на общем собрании руководителей школ судоводителей маломерных судов хозяйствующими субъектами устно была согласована цена за амортизацию используемой техники и оговорен порядок оплаты.
В материалы настоящего дела ПРОООО "ВОСВОД" представлены договоры (например, с ИП ), а также копии платежных поручений (например, от 15.07.2010 г, от 13.08.2010 г, 23.08.2010 г.), подтверждающие получение ПРОООО "ВОСВОД" денежных средств за предоставление спасательной техники во время сдачи экзаменов.
Данный факт подтвержден в ходе Комиссии Пермского УФАС России (письменная позиция ИП с вх. N3973-11 от 29.03.2011 г.).
Таким образом, ГИМС МЧС России не осуществляло возложенную на него функцию по приему экзаменов по судовождению без привлечения сторонних организаций с использованием собственной технической базы. Данная функция ГИМС МЧС России не может быть возложена на хозяйствующий субъект, но фактически это было осуществлено путем привлечения ПРОООО "ВОСВОД".
2. 13.05.2010 г. ГУ МЧС России по Пермскому краю на основании распоряжения N26 начальника ГУ ГИМС МЧС России возложена обязанность обеспечить государственных инспекторов, участвующих в проверке навыков практического управления маломерным судном, мотолодкой, катером и гидроциклом.
На основании этого же распоряжения на начальника отдела ГИМС МЧС России возложена обязанность выделить сотрудника отдела для организации проведения практического экзамена.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в соответствии с п. 2.1 Положения об отделе ГИМС Главного управления МЧС России по Пермскому краю, утвержденному приказом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 30.11.2010 г. N628 (далее - Положение), отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Пермскому краю осуществляет методическое руководство деятельностью ГУ ГИМС МЧС России.
В соответствии с п. 4.2 Положения должностные лица отдела ГИМС Главного управления МЧС России по Пермскому краю являются государственными инспекторами по маломерным судам.
В соответствии с п. 3.1 Положения отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Пермскому краю контролирует прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерными судами.
Как было пояснено представителями ГУ ГИМС МЧС России государственными инспекторами по маломерным судам может быть принято самостоятельное решение об акватории, где они будут принимать экзамен на право управления маломерным судном. Так представителем заявителя было подтверждено и не опровергнуто представителями ГУ ГИМС МЧС России, что экзамены принимались в акватории, используемой НОУ "ПРОФИ".
На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что в настоящее время отделом ГИМС Главного управления МЧС России по Пермскому краю, ГУ ГИМС МЧС России не предприняты меры, направленные на должный контроль деятельности государственных инспекторов по маломерным судам при определении акватории, используемой для приема экзамена на право управления маломерным судном.
В соответствии по ст. 16 Федерального закона от 26.07. г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вышеизложенные факты указывают на необходимость проверки деятельности ГУ МЧС России по Пермскому краю, ГУ ГИМС МЧС России, отдела ГИМС Главного управления МЧС России в сфере приема экзаменов на право управления маломерным судном, но не позволяют квалифицировать данные действия, как нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить производство по делу в отношении ГУ МЧС России по Пермскому краю, ГУ ГИМС МЧС России, ПРОООО "ВОСВОД" по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 настоящего Закона.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 21 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016