Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 22 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 08.04.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 22.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 071-11-а по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
20.10.2010 г. (вх. 13544-10) в адрес Пермского УФАС России поступило заявление ООО "ПСК-Инвест" о проверке законности действий ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району при отказе данному хозяйствующему субъекту закрепить за их базой ПТО госинспектора.
Из пояснений заявителя следует, что УГИБДД ГУВД по Пермскому краю и ООО "ПСК-Инвест" 16.07.2010 г. был заключен договор по проверке технического состояния транспортных средств.
Ранее подобный договор по итогам проведения конкурса был заключен УГИБДД ГУВД по Пермскому краю с ИП <_>
Оба предпринимателя осуществляли проверку транспортных средств в г. Оса.
При этом, ИП <_> ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району была предоставлена возможность осуществлять технический осмотр на территории указанного района с выделением государственного инспектора.
Однако, при обращении ООО "ПСК-Инвест" с просьбой также выделить государственного инспектора для проверки транспортных средств на территории Еловского муниципального района от ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району последовал отказ.
По мнению заявителя, вышеуказанные действия ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району являются незаконными и необоснованно препятствуют осуществлению деятельности ООО "ПСК-Инвест" при осуществлении технического осмотра транспортных средств.
Как пояснил представитель ответчика - ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району, государственный инспектор ООО "ПСК-Инвест" выделен быть не мог в связи с отсутствием в штате необходимого числа специалистов.
При этом, на момент рассмотрения дела состоялось совещание по вопросам организации проведения Государственного технического осмотра АМТС с привлечением ПТО, на котором было принято решение установить с апреля 2011 г. график работы госинспектора ГИБДД на ПТО ИП <_> - среда и ПТО ООО "ПСК-Инвест" - четверг.
Из письменных пояснений УГИБДД ГУВД по Пермскому краю следует, что государственный технический осмотр транспортных средств проводится Государственной инспекцией, которая, в свою очередь, может привлекать на конкурсной основе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к участию в проверке.
Государственная инспекция осуществляет контроль за качеством работ по проверке ТС.
Однако, так как ООО "ПСК-Инвест" в адрес УГИБДД ГУВД по Пермскому краю не обращалось в рамках заключенного договора по факту невыделения государственного инспектора, в действиях УГИБДД ГУВД по Пермскому краю нарушений нет.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Постановление N 880) обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются соответственно - транспортные средства и Госавтоинспекция), организуется и проводится Госавтоинспекцией.
Согласно п. 3 Постановления N 880 Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
В соответствии с п. 7 "Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением N 880, (далее - Положение) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Госавтоинспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 8 Положения установлено, что организация и порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе проверки с использованием средств технического диагностирования, определяются правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Госавтоинспекцией, утверждаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой.
В силу п. 9 Положения контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Государственной инспекции.
В соответствии с п. 10 Правил проведении государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 15.03.1999 г. N 190 (далее - Правила) осмотр транспортных средств проводится Государственной инспекцией по месту их регистрации (временной регистрации).
Конкретное место осмотра назначается Государственной инспекцией. Оно может представлять собой станцию государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекции.
Пунктом 25 Правил по результатам проверки технического состояния оформляется диагностическая карта транспортного средства, которая, в свою очередь, кроме подписи лица, проводившего проверку, подписывается государственным инспектором в виде заключения о исправности либо неисправности транспортного средства.
Из анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что при проведении государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования присутствие государственного инспектора необходимо и является обязательным.
Таким образом, технический осмотр проводится исключительно органами государственной инспекции безопасности дорожного движении, а не хозяйствующими субъектами.
2. Как было указано ранее, для участия в проверке технического состояния транспортных средств Госавтоинспекция привлекает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на конкурсной основе.
Согласно п.18 "Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре" право заключения договора с органом управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям.
Договор заключается в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
3. 30.11.2009 г. по итогам проведения конкурса на право заключения договора на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре между УГИБДД ГУВД по Пермскому краю и ИП <_> был заключен указанный договор.
Из п. 1.3. договора следует, что выполнение проверки проводится по адресу: 618120, Пермский край, г. Оса, ул. Свердлова, 44.
16.07.2010 г. по итогам проведения аналогичного конкурса между УГИБДД ГУВД по Пермскому краю и ООО "ПСК-Инвест" также был заключен указанный договор.
Из п. 1.3. договора следует, что выполнение проверки проводится по адресу: Пермский край, Осинский район, г. Оса, ул. Злыгостева, 89.
Таким образом, на территории Осинского муниципального района допущены привлекать к участию в проверке ТО два хозяйствующих субъекта - ИП <_> и ООО "ПСК-Инвест".
4. 19.08.2010 г. в адрес ОВД по Еловскому муниципальному району обратилась ИП <_> о возможности проведения технического осмотра транспортных средств на территории Еловского муниципального района.
Начальником ОВД по Еловскому муниципальному району был утвержден график работы госинспектора ГИБДД ОВД указанного района на ПТО ИП <_> и отдано распоряжение о выделении государственного инспектора.
03.09.2010 г. в присутствии начальника ОГИБДД ОВД по Осинскому муниципальному району, начальнику ОГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району, директора ООО "ПСК-Инвест", ИП Куксенковой И.В., состоялось совещание по вопросу организации Государственного технического осмотра АМТС с привлечением ПТО (Протокол от 03.09.2010 г.).
На данном совещании для ПТО ООО "ПСК-Инвест" и ИП <_> был установлен график работы госинспектора ГИБДД на территории Осинского муниципального района:
ООО "ПСК-Инвест" - среда, четверг с 8-30 до 17-00;
ИП <_> - вторник, пятница с 8-30 до 17-00.
Кроме того, ООО "ПСК-Инвест" для проведения технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Еловском районе, было рекомендовано обратиться к начальнику ОВД по Еловскому муниципальному району
03.09.2010 г. ООО "ПСК-Инвест" (письмом за номером 36) обратилось в ОВД по Еловскому муниципальному району о рассмотрении вопроса закрепления государственного инспектора ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району для проведения технического осмотра транспортных средств в ООО "ПСК-Инвест".
07.09.2010 г. ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району на обращение ООО "ПСК-Инвест" было отказано выделить госинспектора ввиду отсутствия в штате необходимого числа сотрудников.
Из пояснений представленных в материалы дела ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району следует, что государственный инспектор ГИБДД ОВД уже был закреплен за ПТО ИП <_> и закрепить его за ООО "ПСК-Инвест" не представляется возможным.
ООО "ПСК-Инвест" было рекомендовано обратиться в ОВД и ГИБДД по Осинскому муниципальному району, ввиду того, что станция ТО данного хозяйствующего субъекта находится на территории Осинского муниципального района.
5. 04.03.2011 г. ООО "ПСК-Инвест" письмом за номером 69 повторно обратилось в ОВД по Еловскому муниципальному району о закреплении за ПТО ООО "ПСК-Инвест" госинспектора ГИБДД.
В ответ на который, ОВД по Еловскому муниципальному району сообщило ООО "ПСК-Инвест" о том, что госинспектор будет выезжать в ООО "ПСК-Инвест" один день и в ПТО ИП <_>
В материалы дела представлены графики работы госинспектора на ПТО ООО "ПСК-Инвест" и ПТО ИП <_> от 29.03.2011 г.
Также представлен протокол рабочего совещания от 29.03.2011 г. по вопросам организации Государственного технического осмотра АМТС с привлечением ПТО, на котором было решено установить с апреля 2011 г. график работы госинспектора ГИБДД на ПТО ООО "ПСК-Инвест" и ПТО ИП <_>
6. Согласно п. 2.2.3 договора, заключенного УГИБДД ГУВД по Пермскому краю и ООО "ПСК-Инвест" Государственная инспекция берет на себя обязанности по обеспечению силами своих сотрудников выполнение у Исполнителя функций, закрепленных за Государственной инспекцией в соответствии с Положением о проведении государственного технического осмотра, утвержденным Постановлением N 880.
Таким образом, обязательства по данному договору лежат на УГИБДД ГУВД по Пермскому краю.
С учетом вышеизложенного, а также с учетом требований положений нормативных актов, регламентирующих организацию проведение государственного технического осмотра, ответственность по исполнению данного договора лежит, в том числе на УГИБДД ГУВД по Пермскому краю.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действий (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Положениями данной статьи закона установлен перечень подобных действий, в отношении которых законодателем установлен запрет на их совершение, и данный перечень не является исчерпывающим.
Несмотря на то, что было решено установить с апреля 2011 г. график работы госинспектора ГИБДД на ПТО ООО "ПСК-Инвест" и ПТО ИП <_> то есть выделить госинспектора на указанные ПТО.
Факт отказа предоставления госинспектора ООО "ПСК-Инвест", и согласования предоставления его ИП <_> имел место быть.
Действия ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району в части предоставления ИП <_> возможности иметь государственного инспектора и невыделения последнего другому хозяйствующему субъекту - ООО "ПСК-Инвест" являются незаконными и нарушают антимонопольное законодательство, в частности ч. 1 ст. 15 закона о защите конкуренции, которая запрещает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона.
Указанные действия ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств в границах Пермского края.
При этом с учетом того, что ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району в соответствии с Положением (Приказ ОВД по Еловскому муниципальному району N 10 от 11.01.2011 г.) является отделением ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району Пермского края и самостоятельным структурным подразделением ОВД по Еловскому муниципальному району, то есть не является юридическим лицом в рамках ст. 15 Закона о защите конкуренции, дело в отношении данного структурного подразделения подлежит прекращению.
Так как договор ООО "ПСК-Инвест" заключало с УГИБДД ГУВД по Пермскому краю, которые осуществляют контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, данным органом нарушена ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в;
- бездействии УГИБДД ГУВД по Пермскому краю по неосушествлению контроля за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств, путем невыделения госинспектора ООО "ПСК-Инвест" для проведения государственного технического осмотра АМТС на пункте технического осмотра данного хозяйствующего субъекта;
- действии по возложению своей обязанности по такому выделению на иные структуры, в данном случае ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств в границах Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения УГИБДД ГУВД по Пермскому краю статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в:
- бездействии УГИБДД ГУВД по Пермскому краю по неосушествлению контроля за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств, путем невыделения госинспектора ООО "ПСК-Инвест" для проведения государственного технического осмотра АМТС на пункте технического осмотра данного хозяйствующего субъекта;
- действии по возложению своей обязанности по такому выделению на иные структуры, в данном случае ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств в границах Пермского края.
2. Дело в отношении ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району прекратить, ввиду отсутствия в действиях данного структурного подразделения нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать УГИБДД ГУВД по Пермскому краю предписание о принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств в границах Пермского края, в том числе, путем организации взаимодействия районных отделов с хозяйствующими субъектами.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 082-11-а
08.04.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 08 апреля 2011 г. по делу N 082-11-а о нарушении УГИБДД ГУВД по Пермскому краю (Б. Гагарина, 80, г. Пермь, 614077) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Управлению ГИБДД ГУВД по Пермскому краю:
Прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в:
- бездействии УГИБДД ГУВД по Пермскому краю по неосушествлению контроля за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств, путем невыделения госинспектора ООО "ПСК-Инвест" для проведения государственного технического осмотра АМТС на пункте технического осмотра данного хозяйствующего субъекта;
- действии по возложению своей обязанности по такому выделению на иные структуры, в данном случае ГИБДД ОВД по Еловскому муниципальному району,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств в границах Пермского края, а именно:
1. В срок до 06.06.2011 г. в рамках имеющихся полномочий принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств в границах Пермского края, в том числе, путем организации взаимодействия районных отделов с хозяйствующими субъектами.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 22 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016