Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 22 апреля 2011 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <_> <_> <_> рассмотрев, в присутствии представителя по доверенности, управляющей магазином N75 ОАО "Продтовары" <_> (доверенность N1 от 18.04.2011 г.) <_> и в присутствии <_> ОАО "Продтовары" (приказ N179 от 14.04.2010 г.), дело NР-215-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по обращению гр. <_> (вх. N11219 от 25.11.2010 г.), по факту размещения рекламы: "ПРИ ПОКУПКЕ 20 пачек сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1 Получи в ПОДАРОК фирменную пепельницу!!!" размещенную у входа в магазин "Семёрочка 75" (ОАО "Продтовары") в г.Стерлитамаке РБ по ул. Коммунистическая, д.35, обращенную в сторону улицы (наружная реклама), рекламораспространитель ОАО "Продтовары) Магазин "Семёрочка" установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 N324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
Реклама: "ПРИ ПОКУПКЕ 20 пачек сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1 Получи в ПОДАРОК фирменную пепельницу!!!" размещенная у входа в магазин "Семёрочка 75" (ОАО "Продтовары") в г.Стерлитамаке РБ по ул. Коммунистическая, д.35, обращена в сторону улицы (наружная реклама), рекламораспространитель - <_> N75 ОАО "Продтовары", нарушает пункт 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 года, в части того, что:
- реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В данном случае реклама сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 Раll Mall 1 размещена с использованием конструктивного элемента здания (застекленная витрина у входа в магазин "Семёрочка 75) и обращена в сторону улицы (наружная реклама).
Ответственность за нарушения пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" согласно статьи 38 Федерального закона "О рекламе" возложена на рекламораспространителя.
29.11.2011 г. возбуждено дело NР-215-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ОАО "продтовары" (магазин "Семерочка").
13.12.2010 г. представитель ОАО "Продтовары" на рассмотрение данного дела не явился. ОАО "Продтовары" надлежащим образом уведомлено о месте, времени и дате рассмотрения данного дела (почтовое уведомление).
24.12.2010 г. от <_> N75 ОАО "Продтовары" поступили объяснения (вх. N12634 от 24.12.2010 г.) о том, что магазин N75 является структурным подразделением ОАО "Продтовары" В нашем магазине часто проходят рекламные акции, в т.ч. рекламные акции в отношении сигарет. Как правило, эти акции проводят сотрудники компании - поставщика сигарет. Данные акции проводятся после согласования с руководством нашего предприятия. В ноябре 2010 года, я узнала, что в магазине будет проводится акция: покупателям при покупке 20 пачек сигарет будет выдан подарок - пепельница. Я решила вывесить рекламу данной акции у входа в магазин: распечатала на листе бумаги А4 информацию о проводимой в магазине акции. Я не знала, что этого делать нельзя. Через несколько дней приехала <_> которая проверяет наши магазины, и сказала, что это объявление нужно снять. Я сразу сняла его. Представлены следующие документы: выписка из приказа от 24.01.2008 г. N13-к, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, копия Устава ОАО "Продтовары" копия приказа N3101 от 20.07.2010 г., должностная инструкция управляющего магазином.
24.12.2011 г. вынесено определение о приостановлении производства по делу NР-215-10, в связи с необходимостью получения заключения членов Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, в отношении рекламы: "ПРИ ПОКУПКЕ 20 пачек сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1 Получи в ПОДАРОК фирменную пепельницу!!!" размещенной у входа в магазин "Семёрочка 75" (ОАО "Продтовары") в городе Стерлитамаке РБ по ул. Коммунистическая, д.35, которая обращена в сторону улицы (наружная реклама), рекламораспространитель ОАО "Продтовары (Магазин "Семёрочка").
31.03.2011 г. состоялось заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе. На повестку дня был вынесен на обсуждение вопрос о рекламе: "ПРИ ПОКУПКЕ 20 пачек сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1 Получи в ПОДАРОК фирменную пепельницу!!!" размещенной у входа в магазин "Семёрочка 75" (ОАО "Продтовары") в городе Стерлитамаке РБ по ул. Коммунистическая, д.35, которая обращена в сторону улицы (наружная реклама), рекламораспространитель ОАО "Продтовары (Магазин "Семёрочка"). На заседании Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе присутствовал старший юрист-консульт ОАО "Продтовары" (магазин "Семерочка 75") <_> и <_> ОАО "Продтовары" (магазин "Семерочка 75").
Согласно протоколу N13 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России от 31 марта 2011 года данный рекламный продукт распространяется по средствам наружной рекламы, поэтому рассмотрение данного материала производится с учетом его воздействия в условиях городской среды, массового потребителя, а не конкретно целевой аудитории потребителей данного продукта. Отмечено, что в данном случае имеет место наружная реклама конкретной марки сигарет, это является недопустимым как с точки зрения законодательства РФ о рекламе, так и с точки зрения обычного покупателя магазина. В данном случае имеет место реклама сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1, которая размещена с использованием конструктивного элемента здания (застекленная витрина у входа в магазин "Семерочка 75") и данная реклама обращена в сторону улицы (наружная реклама). Рекомендовано Башкортостанскому УФАС России возобновить дело по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 23 ФЗ "О рекламе" по факту размещения рекламы: "ПРИ ПОКУПКЕ 20 пачек сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1 Получи в ПОДАРОК фирменную пепельницу!!!", размещенной у входа в магазин "Семёрочка 75" (ОАО "Продтовары") в городе Стерлитамаке РБ по ул. Коммунистическая, д.35.
06.04.2011 г. определением о возобновлении рассмотрения дела NР-215-10, в связи с получением заключения членов Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, дело NР-215-10 возобновлено. Назначена дата 22.04.2011 г.
22.04.2011 г. на рассмотрении дела NР-215-10 присутствовал <_> ОАО "Продтовары" (приказ N179 от 14.04.2010 г.) и представитель по доверенности, <_> N75 ОАО "Продтовары" (доверенность N1 от 18.04.2011 г.) <_> На рассмотрении дела была представлена объяснительная (вх.N4646 от 22.04.2011 г.) о том, что в магазинах ОАО "Продтовары" размещение рекламы и рекламные акции проводятся централизованно, по распоряжению администрации ОАО "Продтовары", с соблюдением всех требований ФЗ "О рекламе". <_> N75 ОАО "Продтовары" в ноябре 2010 г. самовольно, без ведома руководства ОАО "Продтовары", разместила рекламу сигарет Pall Mall (на бумажном листе формата А4) на входной двери вверенного магазина. За допущенный проступок на <_> N75 ОАО "Продтовары" наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Так же представлены следующие документы: выписка из приказа N13-к от 24.01.2008 г., приказ N169/11 от 07.04.2011 г. о применении дисциплинарного взыскания, должностная инструкция управляющего магазином, приказ N170 от 14.04.201г., копия паспорта <_> заключение об условиях и характере труда, пенсионное удостоверение N185801, свидетельство о рождении <_> 2002г.р., справка Сер. ВТЭ-81 N000734, две фотографии, свидетельствующие о том, что нарушение устранено.
Анализ представленной информации и материалов дела NР-215-10 показал, что реклама: "ПРИ ПОКУПКЕ 20 пачек сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1 Получи в ПОДАРОК фирменную пепельницу!!!" размещенная у входа в магазин "Семёрочка 75" (ОАО "Продтовары") в г.Стерлитамаке РБ по ул. Коммунистическая, д.35, обращена в сторону улицы (наружная реклама), рекламораспространитель - <_> N75 ОАО "Продтовары", нарушает пункт 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 года, в части того, что:
- реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В данном случае реклама сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 Раll Mall 1 размещена с использованием конструктивного элемента здания (застекленная витрина у входа в магазин "Семёрочка 75) и обращена в сторону улицы (наружная реклама).
Ответственность за нарушения пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" согласно статьи 38 Федерального закона "О рекламе" возложена на рекламораспространителя.
На момент вынесения данного решения данные нарушения были устранены, о чем свидетельствует фотографии (вх.N4646 от 22.04.2011 г.), таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ПРИ ПОКУПКЕ 20 пачек сигарет Раll Mall 6, Раll Mall 4 или Раll Mall 1 Получи в ПОДАРОК фирменную пепельницу!!!" размещенную у входа в магазин "Семёрочка 75" (ОАО "Продтовары") в г.Стерлитамаке РБ по ул. Коммунистическая, д.35, обращенную в сторону улицы (наружная реклама), рекламораспространитель - <_> N75 ОАО "Продтовары", так как данная реклама нарушает пункт 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 28.04.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 22 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016