Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 21 апреля 2011 г. N 12
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Е. В. Сафронова - специалист-эксперт одела рекламы;
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы;
рассмотрев дело N 12, возбужденное в отношении "_" ("_") по факту распространения в январе 2011 г. в гриль-баре "Шатун" (г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 146) рекламы об акции "Шашлык за 149 руб.", с признаками нарушения:
- п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п.4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
в отсутствии:
заявителя - "_" о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом ("_"),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - "_" о месте и времени рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом ("_"), установила:
25 января 2011 г. в адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление от гр. "_" (вх.N 479) по факту распространения в гриль-баре "Шатун" недостоверной рекламы об акции "Шашлык за 149 руб.".
Заявитель указывает, что 21.01.2011 г. в гриль-баре "Шатун" (по чеку ООО "Алтанер-Н"), расположенном по адресу: ул.Немировича-Данченко, 146, им был приобретен товар - шашлык из свинины, по цене 289 руб. (чек от 21.01.2011; серийный N 0612068; N док.: 28166).
При этом, на столах гриль-бара "Шатун" размещался рекламный буклет, согласно которому до 19:00 шашлык можно приобрести по цене 149 руб. Следовательно, информация о возможности приобрести товар в определенное время и определенном месте по указанной цене является недостоверной.
Новосибирским УФАС России по данному заявлению была проведена проверка, по результатам которой было установлено следующее.
Согласно приложенному к заявлению буклету, в гриль-баре "Шатун" размещалась следующая информация:
"Мастера шашлыка завалили цены.
149 руб*. за шашлык
Ежедневно до 19:00.
Блюда гриль Выход Цена
Стейк из свиной шеи |
150/50/150 |
149 |
Люля-кебаб из баранины |
170/50/150 |
149 |
Цыпленок "Шатун" |
250/50/150 |
149 |
Буритто из курицы |
400/50/1 |
149 |
Крылышки по-армянски |
200/50/150 |
149 |
Закуски |
|
|
Ассорти рыбное |
320 |
269 |
Ассорти сырное |
280 |
199 |
Большая медведица |
550/16/16/16/2 |
199 |
Малая медведица |
275/80/8/8/1 |
129 |
Сельдь слабосоленая с луком и отварным картофелем |
100/170 |
99 |
Шатун гриль-бар
www.shatun-bar.ru".
В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
С учетом формы и способа распространения, рассматриваемая информация, адресованная неопределенному кругу лиц, по своему содержанию привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования (товару - "шашлык"), направлена на формирование интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, рассматриваемая информация об акции: "149 руб. за шашлык", соответствует понятию рекламы в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе".
Ассортиментный перечень блюд (меню) ООО "Алтанер-Н" по состоянию на 21.01.2011 г. включает в себя наименование указанного в рассматриваемой рекламе блюда - шашлык, а именно:
- в разделе "Горячие блюда из рыбы на гриле":
- шашлык из лосося, по цене 299-00 руб.;
- в разделе "Горячие блюда из мяса и птицы на гриле":
- шашлык из свинины, по цене 289-00 руб.;
- шашлык из бараньей корейки, 499-00 руб.;
- шашлык из баранины, 289-00 руб.;
- шашлык их телятины, 289-00 руб.;
- шашлык из куриной ножки, 239-00 руб.
При сопоставлении содержания рекламного буклета и ассортиментного перечня блюд, можно сделать вывод о том, что в период до 19-00 часов в гриль-баре "Шатун" можно приобрести шашлык по цене 149 руб. Однако, фактически, при соблюдении вышеперечисленных условий, потребителю не была представлена возможность воспользоваться данным предложением, т.е. приобрести товар в определенном месте и в течение определенного времени. Согласно чеку от 21.01.2011 (серийный N 0612068; N док.: 28166), цена за шашлык из свинины составила 289 руб., следовательно, информация о цене рекламируемого товара не соответствует действительности.
Таким образом, рассматриваемая реклама указывает на нарушение п.п. 3,4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" - недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (п.3 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе");
- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п.4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе").
Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ч.6 ст. 38, п.5 ст. 5 ФЗ "О рекламе").
Согласно пояснениям ООО "Алтанер-Н" (вх. N 878 от 09.02.2011 г.; вх. N 1940 от 14.03.2011 г.), информация об акции, ее условиях, ООО "Алтанер-Н" не утверждалась; документами на изготовление и распространение рекламных буклетов ООО "Алтанер-Н" не располагает.
ООО "Алтанер-Н" представлен агентский договор на оказание рекламных услуг от 24.09.2010 г. (далее - Агентский договор), заключенный с "_". Согласно условиям данного договора Исполнитель (Боровков К.С.) принимает на себя обязательства от своего имени, своими силами и за свой счет, оказать Заказчику (ООО "Алтанер-Н") услуги по исполнению функций Рекламодателя путем разработки и самостоятельного утверждения (определения) текстовых и иных рекламных материалов, в соответствии с Приложением к агентскому договору.
В соответствии с Приложением N 1 от 24.09.2010 г. к Договору от 24.09.2010 г. Исполнитель обязуется оказать следующие услуги: организация дизайна, изготовления, размещения информационных материалов с указанием сведений о деятельности, контактной информации для индивидуального ознакомления посетителей бара (на столах), а также услуги по исполнению функций рекламодателя (контроль и утверждение текстов, согласование оригинал-макетов и пр.).
Согласно п. 2.1.11. и п.2.2.1 Агентского договора, "_" обязуется разработать и утвердить (определить) рекламные материалы (в том числе рекламные тексты), по объему, составу и содержанию соответствующие законодательству о рекламе; вправе своевременно получать необходимую информацию для выполнения своих обязательств по Договору.
При этом, согласно п. 2.3.1 и п.2.3.4. Агентского договора, ООО "Алтанер-Н" предоставляет "_" право безвозмездного использования адреса, бренда и названия в целях оказания услуг по данному договору, а также предоставляет право собирать информацию о деятельности Заказчика, необходимую для оказания услуг по настоящему договору путем осмотра ассортиментного перечня.
Из пояснений ООО "Алтанер-Н" (вх.N 1940 от 14.03.2011 г.) следует, что в рамках агентского договора от 24.09.2010 г. обществом были предоставлены "_" в частности, свидетельство о регистрации общества, устав (в части деятельности общества), предоставлено право осмотра ассортимента, а также право сбора информации. Макеты рекламных материалов на согласование не представлялись и не согласовывались.
Таким образом, из анализа представленных документов следует, что лицом, определившем объект рекламирования рассматриваемой рекламы, является "_".
"_" не согласился с нарушением законодательства о рекламе. На рассмотрение дела им представлен письменный отзыв (вх. N 3187 от 19.04.2011 г.), из которого следует, что разработка, изготовление и размещение печатной продукции со спорной информацией "Мастера шашлыка завалили цены. 149 руб*. за шашлык. Ежедневно до 19.00" и ассортиментом блюд, в гриль-баре "Шатун" (г.Новосибирск ул.Немировича-Данченко, 146) осуществлялась Боровковым К.С. самостоятельно во исполнение принятых на себя обязательств перед ООО "Алтанер-Н" по агентскому договору от 24 сентября 2010 г.
Ознакомившись с ассортиментным перечнем блюд гриль-бара "Шатун", с процессом и технологией приготовления разновидностей подобных блюд, изучив ряд рецептов, названия и толкование названий подобных блюд из энциклопедических и иных источников, "_" определил основной общий признак, присущий основному ассортименту - приготовление на огне.
Так, согласно словаря Даля, "шашлык" - кусковая, нанизанная на прутья баранина, изжаренная на углях.
Согласно малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, "шашлык" - филейная часть баранины, зажаренная небольшими кусочками на вертеле.
"Люля-кебаб" (тюрский термин, дословно: шашлык из молотого мяса) - фарш, приготовленный, как шашлык на открытом огне.
Исходя из общего родового понятия "шашлык", объединяющего основной ассортимент блюд гриль-бара "Шатун", распространенности и известности понятия "шашлык" и разновидности блюд, понимаемых под названием "шашлык", "_" посчитал, что "шашлык" является синонимом названий основных блюд из ассортимента гриль-бара "Шатун" по цене 149 рублей.
Кроме того, "_" не рассматривает спорную информацию в качестве рекламной, поскольку размещенная в гриль-баре "Шатун" информация, была доступна ограниченному кругу лиц, т.е. лиц, специально пришедших в этот гриль-бар, что в соответствии со ст.3 ФЗ "О рекламе", не позволяет квалифицировать такую информацию рекламой.
Комиссией данные доводы не приняты на основании следующего.
Поскольку круг лиц, пришедших и имеющих возможность прийти в гриль-бар "Шатун" заранее не может быть определен, данная информация адресована неопределенную кругу лиц и является рекламой в силу п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе".
Указанные на рассматриваемом буклете названия блюд: "стейк из свиной шеи", "люля-кебаб из баранины", "цыпленок "Шатун", "буритто из курицы", "крылышки по-армянски", являются самостоятельными блюдами, также как и различные виды "шашлыка" (из лосося, из свинины, из бараньей корейки, из баранины, из куриной ножки, их телятины), содержащиеся в ассортиментом перечне гриль-бара "Шатун", утв. Директором ООО "Алтанер-Н" "_" 15.01.2011 г. Следовательно, довод о том, что акция: "Шашлык за 149 руб." распространяется на блюда, названия которых могут быть синонимичными блюду "шашлык", при этом не распространяется на непосредственно "шашлыки" из ассортимента гриль-бара "Шатун", признан Комиссией несостоятельным.
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать рекламу:
"Мастера шашлыка завалили цены.
149 руб*. за шашлык
Ежедневно до 19:00.
Блюда гриль Выход Цена
Стейк из свиной шеи |
150/50/150 |
149 |
Люля-кебаб из баранины |
170/50/150 |
149 |
Цыпленок "Шатун" |
250/50/150 |
149 |
Буритто из курицы |
400/50/1 |
149 |
Крылышки по-армянски |
200/50/150 |
149 |
Закуски |
|
|
Ассорти рыбное |
320 |
269 |
Ассорти сырное |
280 |
199 |
Большая медведица |
550/16/16/16/2 |
199 |
Малая медведица |
275/80/8/8/1 |
129 |
Сельдь слабосоленая с луком и отварным картофелем |
100/170 |
99 |
Шатун гриль-бар
www.shatun-bar.ru", размещавшуюся в г.Новосибирске в январе 2011 г. в гриль-баре "Шатун" (г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 146), ненадлежащей,
а "_" нарушившим требования:
- п.3 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п.4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
2. Выдать "_". предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии И. В. Волохина
И.Р. Носкова
Е. В. Сафронова
Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
25 апреля 2011 г. г. Новосибирс
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии - Носкова И.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Сафронова Е.В. - специалист-эксперт отдела рекламы,
Скоп Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 25 апреля 2011 г. по делу N 12 о признании рекламы гриль-бара "Шатун" об акции: "149 руб*. за шашлык", размещавшейся в г.Новосибирске в январе 2011 г. в гриль-баре "Шатун" (г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 146), ненадлежащей, а "_" нарушившим п.п.3,4 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. "_" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы гриль-бара "Шатун" об акции: "149 руб*. за шашлык", с нарушением:
- п.3 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п.4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
в том числе рекламы:
"Мастера шашлыка завалили цены.
149 руб*. за шашлык
Ежедневно до 19:00.
Блюда гриль Выход Цена
Стейк из свиной шеи |
150/50/150 |
149 |
Люля-кебаб из баранины |
170/50/150 |
149 |
Цыпленок "Шатун" |
250/50/150 |
149 |
Буритто из курицы |
400/50/1 |
149 |
Крылышки по-армянски |
200/50/150 |
149 |
Закуски |
|
|
Ассорти рыбное |
320 |
269 |
Ассорти сырное |
280 |
199 |
Большая медведица |
550/16/16/16/2 |
199 |
Малая медведица |
275/80/8/8/1 |
129 |
Сельдь слабосоленая с луком и отварным картофелем |
100/170 |
99 |
Шатун гриль-бар www.shatun-bar.ru".
2. "_" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 мая 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от ста двадцати до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии И. В. Волохина
И.Р. Носкова
Е. В. Сафронова
Е.А. Скоп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 апреля 2011 г. N 12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016