Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 25 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 16 в составе: председателя комиссии - руководителя управления С.И. Никитина, членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Д.Н. Сапунова, государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Н.И. Соболевой,
рассмотрев дело N16, возбужденное 29.03.2011 года по признакам нарушения Администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении в аренду земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, для передачи их в аренду, в средствах массовой информации, установила:
Приказом руководителя Ставропольского УФАС России от 29.03.2011 года N181 возбуждено дело N16 по признакам нарушения Администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении в аренду земельного участка площадью 669628 кв. м с кадастровым номером 26:15:320104:16, земельного участка площадью 651654 кв. м с кадастровым номером 26:15:320502:2, находящихся в государственной собственности, главе крестьянского (фермерского) хозяйства <***> для сельскохозяйственного производства без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии вышеперечисленных земельных участков, для передачи их в аренду, в средствах массовой информации.
В Ставропольское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский птицекомплекс" на неправомерные действия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, выразившиеся в предоставлении в аренду земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, без проведения торгов при наличии нескольких заявок.
По итогам проверки правомерности предоставления вышеперечисленных земельных участков в аренду, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю установлено, что сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации не размещалось, что нарушает установленное статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N101-ФЗ (далее по тексту ФЗ от 24.07.2002 N101-ФЗ) правило передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предполагающее предварительное и заблаговременное опубликование в средствах массовой информации сообщения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края настоящего дела.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский птицекомплекс" <***> на рассмотрении дела пояснила, что 02.11.2010 года общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский птицекомплекс" обратилось в администрацию Кочубеевского муниципального района с заявлениями N974 и 975 с просьбой предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:320502:2, 26:15:320104:16, площадью 669628 кв.м. и 669628 кв.м соответственно, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет. По результатам рассмотрения данных заявлений администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в адрес общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский птицекомплекс" 02.12.2010 было направлено письмо с отказом в предоставлении вышеперечисленных земельных участков по причине их предоставления главе КФХ <***> Данное решение было принято администрацией на основании заявления главы КФХ <***> без предварительной и заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о предполагаемой передаче в аренду вышеуказанных земельных участков. Полагая, что данными действиями администрации Кочубеевского муниципального района нарушаются законные права и интересы общества, а также усматриваются признаки устранения конкуренции, ООО "Ставропольский птицекомплекс" обратилось с настоящим заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.
Представитель администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края <***> на рассмотрении дела пояснила, что 27 апреля 2010 года в администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края поступило заявление крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является индивидуальный предприниматель <***> о том, что он в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" просит предоставить в аренду земельные участки. Руководствуясь пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в лице главы администрации <***> своими постановлениями от 05.05.2010 N631 и 633 на основании заявления ИП КФХ <***> с учётом зонирования территорий утвердила и выдала заявителю две схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N74-ФЗ ИП КФХ <***> обеспечил за свой счет выполнение в отношении этих земельных участков работ, в результате которых обеспечивается подготовка докумен-тов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадаст-рового учета сведения об этом земельном участке, и обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этих земельных уча-стков.
09.11.2010 года в администрацию Кочубеевского муниципального рай-она Ставропольского края поступило письмо от ИП КФХ <***> о том, что им выполнены работы по межеванию и земельный участок площа-дью 669928 кв.м. поставлен на кадастровый учёт, и он предоставляет также кадастровый паспорт данного участка.
Администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края было рассмотрено данное заявление и принято постановление от 03 декабря 2010 года N1981 "О предоставлении в аренду земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от северо-восточной окраины станицы Геор-гиевская. Участок находится примерно в 3900 м от ориентира по направле-нию на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Кочубеевский земли районного фонда перераспределения на террито-рии АООТ "Кочубей"", в соответствии с которым КФХ <***> предоставлен в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 26:15:320104:16 общей площадью 669628 кв.м.
07 декабря 2010 года между администрацией Кочубеевского муници-пального района Ставропольского края и КФХ <***> заключен до-говор аренды.
13.12.2010 года в администрацию Кочубеевского муниципального рай-она Ставропольского края поступило письмо от ИП КФХ <***> о том, что им выполнены работы по межеванию и земельный участок площа-дью 651654 кв.м. поставлен на кадастровый учет, и он предоставляет также кадастровый паспорт данного участка.
Администрацией Кочубеевского муниципального района Ставрополь-ского края было рассмотрено данное заявление и принято постановление от 20 декабря 2010 года N2077 "О предоставлении в аренду земельного участ-ка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от северо-восточной окраины станицы Геор-гиевская. Участок находится примерно в 3800 м от ориентира по направле-нию на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Кочубеевский земли районного фонда перераспределения на террито-рии АООТ "Кочубей"", в соответствии с которым КФХ <***> предоставлен в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 26:15:320502:2 общей площадью 651654 кв.м.
21 декабря 2010 года между администрацией Кочубеевского муници-пального района Ставропольского края и КФХ <***> заключен до-говор аренды.
02 ноября 2010 года в администрацию Кочубеевского муниципаль-ного района Ставропольского края поступили 2 заявления от ООО "Ставропольский птицекомплекс" о предоставлении в аренду на 49 лет двух земель-ных участков с кадастровым номером 26:15:320502:2 общей площадью 651654 кв.м. и с кадастровым номером 26:15:320104:16 общей площадью 669628 кв.м. (вх. NN 7039, 7040).
02 декабря 2010 года администрацией Кочубеевского муниципального рай-она Ставропольского края письмом исх. N2883 было отказано ООО "Став-ропольский птицекомплекс" в предоставлении в аренду на 49 лет двух зе-мельных участков, в связи с тем, что данные земельные участки в соответст-вии со статьей 12 Закона N74-ФЗ должны быть предоставлены в аренду КФХ <***>
15 марта 2011 года в Администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края поступили протесты прокуратуры Кочубеевского района Ставропольского края на постановления Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 03.12.2010 N1981 и от 20.12. 2010 N 2077 о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю <***> вышеперечисленных земельных участков. По итогам рассмотрения протестов принято постановление администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 22.03.2011 N415 "Об отмене некоторых постановлений администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края", в числе которых были отменены постановления о предоставлении спорных земельных участков.
Представитель администрации города Кочубеевского муниципального района Ставропольского края <***> просила производство по делу N16 прекратить в связи с устранением допущенных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 "Положения об Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края", утвержденного решением Совета Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 16.06.2010 N251, администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края является органом местного самоуправления Кочубеевского муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Кочубеевского муниципального района Ставропольского края.
Согласно заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя <***> (вх. администрации N2341 от 27.04.2010) он в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" просит предоставить в аренду земельные участки.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в лице главы администрации А.П. Клевцова своими постановлениями от 05.05.2010 N631 и 633 на основании заявления ИП КФХ <***> с учётом зонирования территорий утвердила и выдала заявителю две схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно заявлениям ООО "Ставропольский птицекомплекс" (вх. администрации N7039, N7040 от 02.11.2010) общество просит предоставить в аренду на 49 лет два земель-ных участков с кадастровыми номерами: 26:15:320502:2, 26:15:320104:16 общей площадью 651654 кв.м. и 669628 кв.м.
Согласно заявлению ИП КФХ <***> от 09.11.2010 года (вх. отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального района N1435 от 10.11.2010) в администрацию Кочубеевского муниципального рай-она Ставропольского края обратился ИП КФХ <***> и сообщил, что им выполнены работы по межеванию и земельный участок общей площадью 669628 кв.м. поставлен на кадастровый учёт.
Администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края было рассмотрено данное заявление и принято постановление от 03 декабря 2010 года N1981 "О предоставлении в аренду земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от северо-восточной окраины станицы Геор-гиевская. Участок находится примерно в 3900 м от ориентира по направле-нию на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Кочубеевский земли районного фонда перераспределения на террито-рии АООТ "Кочубей"", в соответствии с которым КФХ <***> предоставлен в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 26:15:320104:16 общей площадью 669628 кв.м.
07 декабря 2010 года между администрацией Кочубеевского муници-пального района Ставропольского края и КФХ <***> заключен до-говор аренды.
Согласно заявлению ИП КФХ <***> от 13.12.2010 года (вх. отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального района N1610 от 14.12.2010) в администрацию Кочубеевского муниципального рай-она Ставропольского края обратился ИП КФХ <***> и сообщил, что им выполнены работы по межеванию и земельный участок общей площадью 651654 кв.м. поставлен на кадастровый учёт.
Администрацией Кочубеевского муниципального района Ставрополь-ского края было рассмотрено данное заявление и принято постановление от 20 декабря 2010 года N2077 "О предоставлении в аренду земельного участ-ка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от северо-восточной окраины станицы Геор-гиевская. Участок находится примерно в 3800 м от ориентира по направле-нию на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Кочубеевский земли районного фонда перераспределения на террито-рии АООТ "Кочубей"", в соответствии с которым КФХ <***> предоставлен в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 26:15:320502:2 общей площадью 651654 кв.м.
21 декабря 2010 года между администрацией Кочубеевского муници-пального района Ставропольского края и КФХ <***> заключен до-говор аренды.
Согласно ответу главы администрации Кочубеевского муниципального района от 02.12.2010 года администрацией Кочубеевского муниципального рай-она Ставропольского края письмом исх. N2883 было отказано ООО "Став-ропольский птицекомплекс" в предоставлении в аренду на 49 лет двух вышеперечисленных земельных участков, в связи с тем, что данные земельные участки в соответст-вии со статьей 12 Закона N74-ФЗ должны быть предоставлены в аренду КФХ <***>
Как следует из письменных пояснений главы администрации <***> (исх. N406 от 18.02.2011 и N908 от 11.04.2011), сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации не размещалось, в связи с тем, что статьёй 12 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" данная публикация не предусмотрена.
Комиссия отклоняет доводы главы администрации <***> и представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края <***> о том, что при предоставлении спорных земельных участков администрация руководствовалась положениями статьи 12 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в виду того, что спорные земельные участки находятся в государственной собственности и являются участками из земель сельскохозяйственного назначения, а потому их правовое регулирование осуществляется в соответствии с Законом от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", тогда как Федеральный закон от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянско-фермерского хозяйств.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N101-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N101-ФЗ, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течении месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по предоставлению спорных земельных участков главе крестьянского (фермерского) хозяйства <***> без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии вышеперечисленных земельных участков, для передачи их в аренду, в средствах массовой информации, при наличии заявок на спорные земельные участки от ООО "Ставропольский птицекомплекс" устранили конкуренцию между указанными хозяйствующими субъектами.
Согласно постановлению администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 22.03.2011 N415 "Об отмене некоторых постановлений администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края" принято решение об отмене постановления от 03 декабря 2010 года N1981 "О предоставлении в аренду земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от северо-восточной окраины станицы Геор-гиевская. Участок находится примерно в 3900 м от ориентира по направле-нию на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Кочубеевский земли районного фонда перераспределения на террито-рии АООТ "Кочубей" и постановления от 20 декабря 2010 года N2077 "О предоставлении в аренду земельного участ-ка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от северо-восточной окраины станицы Геор-гиевская. Участок находится примерно в 3800 м от ориентира по направле-нию на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Кочубеевский земли районного фонда перераспределения на террито-рии АООТ "Кочубей"
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края нарушившей нормы антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая, что на основании протестов прокуратуры Кочубеевского района Ставропольского края допущенные нарушения устранены, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016