Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 28 апреля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела N 08-70/001 о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Комиссия) в составе: <_> рассмотрев дело N 08-70/001 по признакам нарушения садоводческим некоммерческим товариществом "Строитель" (<_>) - далее - СНТ "Строитель", Ответчик, пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила недискриминационного доступа),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление <_> с дополнениями от 15.02.2011 на действия правления садового некоммерческого товарищества "Строитель", выразившиеся в отключении в 2008 году электрической энергии в ее жилой дом, расположенный по адресу: Ивановская область, Лежневский район, д. Вятково, СНТ "Строитель".
Исходя из содержания заявления и представленных документов, электроснабжение жилого дома <_> осуществлялось в рамках договора, заключенного между СНТ "Строитель" и ОАО "Ивановская энергобытовая компания".
При этом, исходя из сведений изложенных в заявлении от 15.02.2011, оплата потребленной электрической энергии осуществлялась Заявителем непосредственно СНТ "Строитель", о чем делалась отметка в журнале, учитывающем расход электроэнергии и её оплату.
Как следует из представленных материалов, 07.06.2008 на заседании правления СНТ "Строитель" было принято решение о выкупе воздушной линии 6 кВ у ОАО "Ивхимпром", посредством которой осуществлялся переток электрической энергии на энергопринимающие устройства СНТ "Строитель", о чем составлен протокол N 1 заседания правления СНТ "Строитель".
Одновременно, правлением принято решение об отключении от электрической энергии жилых домов (садовых домиков) членов садового товарищества, отказавшихся от уплаты денежных средств на покупку воздушной линии 6 кВ (протокол заседания правления СНТ "Строитель" N 1 от 07.06.2008).
Ввиду того, что Заявитель отказалась вносить плату за покупку воздушной линии 6 кВ, в адрес <_> правлением СНТ "Строитель" направлено уведомление от 18.08.2008 об отключении электрической энергии в её жилой дом.
Из содержания заявления следует, что с 2008 года снабжение электрической энергией ее жилого дома, расположенного на земельном участке, входящем в состав СНТ "Строитель", отсутствует.
Имеющиеся в материалах дела N 08-70/001 документы, свидетельствуют, что 03.08.2010 между <_> и гарантирующим поставщиком ОАО "Ивэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения гражданина-потребителя, в соответствии в которым предусматривалась подача в жилое помещение, находящееся по адресу: Ивановская область, Лежневский район, СНТ "Строитель", электрической энергии однофазного напряжения, качество которой соответствует требованиям технических регламентов.
Однако, отключение электрической энергии в 2008 году и невозможность урегулировать вопрос по передаче (перетоку) электрической энергии с правлением СНТ "Строитель" явилось основанием обращения <_> с заявлением в антимонопольный орган.
Приказом Ивановского УФАС России от 16.03.2011 N 31 возбуждено дело N 08-70/001 по признакам нарушения Ответчиком пункта 6 Правил.
Определением Председателя Комиссии от 17.03.2011 дело N 08-70/001 назначено к рассмотрению на 26.04.2011.
На заседании Комиссии 26.04.2011:
1) представитель СНТ "Строитель", уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 08-70/001, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении от 20.04.2011 N 15300036158099, на заседание Комиссии не явился.
Дело N 08-70/001 подлежало рассмотрению по аналогии с правилами, установленными главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 01.03.2011).
Комиссия, руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, приняла решение о возможности рассмотрения дела N 08-70/001 в отсутствии представителя Ответчика.
2) Заявитель поддержала заявленные требования, дополнительно пояснив, что:
- до настоящего время электроснабжение ее дома в садоводческом товариществе "Строитель" не осуществляется;
- оплата за потребленную электрическую энергию производилась ею регулярно, задолженности перед СНТ "Строитель" на момент прекращения электроснабжения не имелось;
- со стороны СНТ "Строитель" претензий по учету электрической энергии установленным в доме прибором учета электрической энергии, не предъявлялось. В настоящее время у Заявителя заключен договор энергоснабжения с ОАО "Ивэнергосбыт", которым так же никаких претензий к существующему прибору учета не предъявлено.
Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
СНТ "Строитель" в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 66 -ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Ответчик отсутствует в Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в разделе I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Ответчику на 2008 - 2011 годы Региональной службой по тарифам Ивановской области не устанавливались тарифы на передачу электрической энергии, а так же данное товарищество не включено в перечень территориальных сетевых организаций.
Из изложенного следует, что СНТ "Строитель" не является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии на территории Ивановской области потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям товарищества.
Вместе с тем, на основании договора купли-продажи N 49 от 09.06.2008 СНТ "Строитель" принадлежат объекты электросетевого хозяйства - воздушная линия 6 кВ (ВЛ-6кВ) от линейного разъединителя (ЛР-N74) на опоре N 165 до линейного разъединителя (ЛР-44) на опоре N 166, длиной 304 метра, посредством которой осуществляется электроснабжение членов садоводческого товарищества, в том числе и Заявителя. Следовательно, СНТ "Строитель" является владельцем объектов электросетевого хозяйства.
Поскольку СНТ "Строитель" не утвержден тариф на передачу электрической энергии и Ответчик не включен в перечень территориальных сетевых организаций, то присоединение Заявителя к территориальной сетевой организации (фидер 604 ЗРУ-6 кВ "Чернцы" "Ивэнерго" филиал ОАО "МРСК Центра и Приволжья") через электросетевое хозяйство СНТ "Строитель" носит опосредованный характер.
В соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Также, согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Это положение распространяется и на тех собственников, которые не являются сетевыми организациями.
В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору электроснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к подключенной сети.
Факт отключения в 2008 году электроэнергии жилого дома <_> подтверждает, что до момента отключения подача электроэнергии в данный жилой дом осуществлялась, а, следовательно, в силу положений пункта 10 Правил недискриминационного доступа, технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома <_> к электрическим сетям, на настоящее время принадлежащим СНТ "Строитель", имелось.
В силу действующего законодательства в сфере электроэнергетики оказание услуг по передаче электрической энергии без предшествующего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электросетевому хозяйству сетевой организации невозможно:
- согласно статье 3 Закона об электроэнергетике сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей;
- в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктом 10 Правил недискриминационного доступа договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен сетевой организацией ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям сетевой организации.
Следовательно, оказание услуг по передаче электрической энергии невозможно при отсутствии технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, а услуги по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Из изложенного следует, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома <_> к электрическим сетям сетевой организации существует, а рассматриваемые Комиссией взаимоотношения, сложившиеся между Заявителем и Ответчиком, в полной мере регулируются нормами пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случая, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
В соответствии с пунктом 118 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 (действующих на момент осуществления отключения электрической энергии <_> далее - Правила розничных рынков), на организации, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, распространяются положения разделов 12 и 13 (основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках и порядок полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии) Правил, определяющие обязанности сетевых организаций.
Перечень оснований для ограничения режима потребления электрической определен пунктами 160, 161 Правил розничных рынков, в соответствии с которыми ограничение режима потребления электрической энергии (полное и (или) частичное) может вводиться в следующих случаях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
- прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
- выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
- выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
- возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
- возникновение вне регламентных отключений;
- наличие обращения потребителя.
Как следует, из уведомления СНТ "Строитель" от 18.08.2008 ни одно из выше перечисленных оснований не являлось причиной отключения энергопринимающих устройств жилого дома <_> напротив, из уведомления от 18.08.2008 следует, что основанием отключения электрической энергии явился отказ <_> от участия в покупке садоводческим товариществом воздушной линии 6 кВ у ОАО "Ивхимпром".
Однако, прекращение электроснабжения потребителя по подобному основанию, как следует из выше изложенных норм, действующим законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, по смыслу статьи 26 Закона об электроэнергетике обязанность по обеспечению передачи электрической энергии через сетевое оборудование, к которому в установленном порядке присоединены потребители электроэнергии, следует судьбе этого оборудования и при смене собственника переходит к новому владельцу.
Обязанность владельца электрооборудования сохранять существующую схему снабжения присоединенных потребителей вытекает из факта осуществления их подключения в установленном порядке и не зависит от оформления потребителем правоотношений по приобретению электрической энергии с электроснабжающей организацией.
Положения абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, предусматривающие обязанность владельца объекта электросетевого хозяйства не препятствовать передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, присоединенные к такому владельцу, являются императивными.
Таким образом, законные основания у СНТ "Строитель" для прекращения электроснабжения объектов, принадлежащих Заявителю, отсутствовали. С учетом приведенных положений Правил недискриминационного доступа и статьи 26 Закона об электроэнергетике СНТ "Строитель" не вправе было направлять уведомление об отключении электрической энергии и, тем более, осуществлять отключение электрической энергии на энергопринимающие устройства Заявителя. В данном случае действия СНТ "Строитель" содержат признаки препятствования перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства Заявителя.
При этом в соответствии с пунктом 114 Правил розничных рынков, лицо, владеющее энергопринимающим устройством через которое осуществлено опосредованное присоединение потребителя отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ, эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре.
Исходя из изложенных норм, СНТ "Строитель" отвечает за надежность электроснабжения дома <_> в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, и не имело правовых оснований препятствовать перетоку электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства на энергопринимающие устройства Заявителя.
В данном случае возникшие разногласия по невнесению <_> платы для выкупа воздушной линии у ОАО "Ивхимпром", в соответствии с принятым решением правления СНТ "Строитель" от 07.06.2008, подлежали разрешению со стороны СНТ "Строитель" в соответствии с действующим законодательством, в том числе путем передачи возникшего спора в суд.
Прекращение электроснабжения дома Заявителя по основанию отказа <_> от участия в покупке садоводческим товариществом воздушной линии 6 кВ., не предусмотренному действующим законодательством, указывает на превышение правлением СНТ "Строитель" своих полномочий и их несоответствие законодательству об электроэнергетике.
Законодательством об электроэнергетике закреплены основные гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, к числу которых относится запрет ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по ее оплате (статья 38 Закона об электроэнергетике).
Таким образом, действия СНТ "Строитель", выразившиеся в препятствовании с 2008 года перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома <_> расположенного по адресу: Ивановская область, Лежневский район, д. Вятково, СНТ "Строитель", нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 08-70/001 о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель", выразившиеся в препятствовании с 2008 года перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства дома Стародубцевой М.М., расположенного по адресу: Ивановская область, Лежневский район, д. Вятково, СНТ "Строитель", нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004.
2. Выдать СНТ "Строитель" предписание об устранении нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, путем прекращения препятствия перетоку электрической энергии через собственные объекты электросетевого хозяйства на энергопринимающие устройства дома <_> расположенного по адресу: Ивановская область, Лежневский район, д. Вятково, СНТ "Строитель", для чего возобновить передачу (переток) электрической энергии на энергопринимающие устройства <_>
3. Основания для прекращения рассмотрения дела N 08-70/001 о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг отсутствуют.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08 - 002
28 апреля 2011 года г. Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела N 08-70/001 о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в составе: <_> на основании своего решения от 28.04.2011, руководствуясь пунктами 62 и 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Садоводческому некоммерческим товариществу "Строитель" (<_>) в тридцатидневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, для чего прекратить препятствия перетоку электрической энергии через собственные объекты электросетевого хозяйства на энергопринимающие устройства дома <_> расположенного по адресу: Ивановская область, Лежневский район, д. Вятково, СНТ"Строитель" путем возобновления передачи (перетока) электрической энергии на энергопринимающие устройства Стародубцевой М.М.
2. Садоводческому некоммерческому товариществу "Строитель" о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 28 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016