Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 20 апреля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "7" апреля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Н.А. Кожемяко - начальник отдела изучения и контроля товарных рынков
П.П. Воронцов - ведущий специалист-эксперт отдела изучения и контроля товарных рынков,
рассмотрев дело N 1489-1/05 по признакам нарушения ЗАО "ТЗК-АВИА" (344009, г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 213) и ООО "Капитал-Юг" (350080, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 57) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
УСТАНОВИЛА:
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Ростовским УФАС России была проведена проверка деятельности ЗАО "ТЗК-АВИА" и поставщиков авиакеросина для нужд ЗАО "ТЗК-АВИА" на предмет соответствия требованиям статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В ходе проверки было установлено следующее.
ЗАО "ТЗК-АВИА" закупало в 2010 году авиакеросин у следующих компаний:
· ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (договор от 01.12.2008 N НП/455-Н);
· ООО "АэропортФьюэлСервис" (договор от 19.08.2010 N 2010-30/01);
· ООО "Капитал-Юг" (договор от 03.09.2009 N 15);
· ООО "Башнефть-Юг" (договор от 01.06.2007 N 01/06-БЮ-ТЗК);
· ЗАО "Интерджет групп" (договор от 21.09.2009 N ИГ 16/09-ПР).
Из вышеперечисленных компаний только ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" можно считать производителем авиационного керосина, поскольку общество является сбытовым предприятием нефтяной компании ОАО "ЛУКОЙЛ" и входит с ним в группу лиц. Остальные компании являются перепродавцами.
Анализ цен поставщиков показал, что цены поставщиков-перепродавцов были выше, чем у ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО". Однако большую часть топлива ЗАО "ТЗК-АВИА" закупало у посредников, в первую очередь, ООО "Башнефть Юг":
В ходе проверки были направлены запросы поставщикам с целью выяснения всей цепочки движения авиационного керосина от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до ЗАО "ТЗК-АВИА".
В ходе анализа представленной информации были установлены следующие цепочки:
1. ООО "Капитал Юг" в соответствии с товарными накладными покупало авиакеросин для продажи ЗАО "ТЗК-АВИА" у ЗАО "Компания "АДАМАС" и ООО "Юг-Нефтепродукт". Оба поставщика являются начальным звеном цепочки, поскольку являются собственниками давальческого сырья (нефти) для производства авиакеросина на НПЗ ЗАО "Кранснодарский НПЗ-Краснодарэконефть".
Производитель |
ЗАО "Компания "АДАМАС" |
ООО "Юг-Нефтепродукт" |
Посредник |
ООО "Капитал-Юг" |
|
Получатель |
ЗАО "ТЗК-АВИА" |
2. ООО "АэропортФьюэлСервис" закупало авиакеросин у ЗАО "Газпромнефть-Аэро", произведенный на НПЗ ОАО "ГАЗПРОМНЕФТЬ". ЗАО "Газпромнефть-Аэро" является сбытовым предприятием ОАО "ГАЗПРОМНЕФТЬ". Таким образом, можно считать ЗАО "Газпромнефть-Аэро" началом цепочки.
Производитель |
ОАО "ГАЗПРОМНЕФТЬ" |
ЗАО "Газпромнефть-Аэро" | |
Посредник |
ООО "АэропортФьюэлСервис" |
Получатель |
ЗАО "ТЗК-АВИА" |
3. ООО "Башнефть-Юг" осуществляло закупки топлива для реализации ЗАО "ТЗК-АВИА" у ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест", ООО "Омнитрейд", ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО". ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест" и ООО "Нефтегазиндустрия" являются давальцами при переработке давальческого сырья на базе ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" и считаются производителями. ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" также считается производителем. ООО "Омнитрейд" закупало авиакеросин для продажи ООО "Башнефть-Юг" у ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО".
Производитель |
ООО "Нефтегазиндустрия" |
ООО "ЛУКОЙЛ- Волгограднефтепереработка" |
ООО "ЛУКОЙЛ- Волгограднефтепереработка" |
Нефтегазиндустрия-Инвест |
ЛУКОЙЛ-АЭРО |
ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" |
|
Посредник |
ООО "Башнефть-Юг" |
ООО "Омнитрейд" |
ООО "Башнефть-Юг" |
ООО "Башнефть-Юг" | |||
Получатель |
ЗАО "ТЗК-АВИА" |
16.12.2010 в Ростовское УФАС России поступило обращение Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области о согласованных действиях ЗАО "ТЗК-АВИА" и поставщиков авиационного керосина.
В связи с изложенным Ростовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ЗАО "ТЗК-АВИА" и его поставщиков ООО "Башнефть-Юг", ООО "Капитал-Юг", ООО "АэропортФьюэлСервис".
Определением по делу N 1489/05 о выделении дел в отдельное производство от 16.03.2011 (исх. N 2619/05 от 18.03.2011) в отдельное производство было выделено дело в отношении ЗАО "ТЗК-АВИА" и ООО "Капитал-Юг" по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в 2009-2010 году ЗАО "ТЗК-АВИА" закупало авиакеросин у своих поставщиков по следующим ценам.
Дата поставки |
Поставщик |
Цена, руб./т. с НДС |
Дата поставки |
Поставщик |
Цена, руб./т. с НДС |
23.1.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15120 |
23.1.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18350 |
25.1.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15120 |
23.1.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
18.2.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16750 |
27.1.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
22.2.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16750 |
29.1.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18350 |
28.2.09 |
ООО "Югнефтьпродукт" |
16400 |
29.1.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18350 |
18.3.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16450 |
31.1.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18350 |
22.3.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16450 |
14.2.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18500 |
1.4.09 |
ООО "Югнефтьпродукт" |
16800 |
14.2.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18500 |
1.4.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16450 |
21.2.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18500 |
2.4.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16450 |
9.3.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
3.4.09 |
ООО "Югнефтьпродукт" |
16800 |
17.3.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18500 |
10.4.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15700 |
19.3.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18500 |
14.4.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15700 |
3.4.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
14.4.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15717 |
6.4.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
1.5.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15700 |
16.4.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
1.5.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15700 |
16.4.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
2.5.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
15700 |
18.4.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18500 |
23.5.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14900 |
30.4.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18500 |
28.5.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14900 |
5.5.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18581 |
2.6.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14900 |
17.5.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18800 |
5.6.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14900 |
17.5.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18800 |
11.6.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14350 |
18.5.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18800 |
11.6.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14350 |
20.5.10 |
ООО "Капитал-Юг" |
18800 |
13.6.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14350 |
22.5.10 |
ООО "Капитал-Юг" |
18800 |
22.6.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14350 |
25.5.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18800 |
23.6.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14350 |
25.5.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18800 |
13.7.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
26.5.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18800 |
14.7.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
14324 |
30.5.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18800 |
17.7.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16245 |
2.6.10 |
ООО "Капитал-Юг" |
18800 |
27.7.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
3.6.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18800 |
29.7.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
3.6.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18800 |
31.7.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
23.6.10 |
ООО "Капитал-Юг" |
18800 |
2.8.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
29.6.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18800 |
13.8.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
1.7.10 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18800 |
13.8.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
10.7.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18800 |
14.8.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
26.7.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
19038 |
14.8.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
14.8.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18629 |
17.8.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
16.8.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
18200 |
23.8.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
18.8.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
18200 |
2.9.09 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
16250 |
18.8.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18400 |
19.9.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
17800 |
31.8.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
19168 |
19.9.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
17500 |
31.8.10 |
ООО "АФС" |
18800 |
19.9.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
17500 |
15.9.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
18000 |
23.9.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
17800 |
19.9.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
18000 |
29.9.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
17800 |
21.9.10 |
ООО "Капитал-Юг" |
18600 |
29.9.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18500 |
21.9.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18550 |
2.10.09 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
25.9.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18550 |
2.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18500 |
27.9.10 |
ООО "Капитал-Юг" |
18600 |
7.10.09 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
11.10.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
18000 |
9.10.09 |
ЗАО "Интерджет групп" |
18500 |
28.10.10 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18550 |
10.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18255 |
20.11.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
19500 |
11.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18100 |
17.12.10 |
ООО "Капитал-Юг" |
23500 |
12.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18100 |
19.12.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
20900 |
19.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18100 |
22.12.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
20900 |
20.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18100 |
26.12.10 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
20900 |
23.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18100 |
3.1.11 |
ООО "Капитал-Юг" |
23500 |
23.10.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
9.1.11 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
20900 |
30.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18100 |
21.1.11 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
23200 |
31.10.09 |
ООО "Капитал-Юг" |
18100 |
24.1.11 |
ООО "Лукойл-Аэро" |
23200 |
31.10.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
|
||
1.11.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
|
||
27.11.09 |
ООО "Омнитрейд" |
18100 |
|
||
28.11.09 |
ООО "Омнитрейд" |
18100 |
|
||
29.11.09 |
ООО "Омнитрейд" |
18100 |
|
||
1.12.09 |
ООО "Омнитрейд" |
18100 |
|
||
4.12.09 |
ООО "Омнитрейд" |
18100 |
|
||
16.12.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
|
||
17.12.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
|
||
22.12.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
|
||
27.12.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
|
||
31.12.09 |
ООО "Башнефть-Юг" |
18100 |
|
С января 2009 года по август 2009 года более 90% всего топлива ЗАО "ТЗК-АВИА" закупало у ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" на условиях отсрочки оплаты 20 дней.
Согласно пояснениям ЗАО "ТЗК-АВИА" (исх. N 280 от 04.04.2011) причиной отказа от закупки авиакеросина у ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" с сентября 2009 года явилось требование поставщика представить обеспечение обязательств по оплате в виде: банковской гарантии, поручительства третьих лиц, залога основных средств, залога ликвидных ценных бумаг. В соответствии с письмом ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (исх. N 01-886-исх от 25.02.2009) указанное требование было необходимо для определения возможности сохранения предоставляемой отсрочки платежей при дальнейшей отгрузке продукции.
ЗАО "ТЗК-АВИА" получило 09.09.2009 письмо ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (исх. N 01-4276-исх от 09.09.2009) о том, что ЗАО "ТЗК-АВИА" необходимо заключить договор залога имущества для сохранения отсрочки платежа при отгрузке ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" авиатоплива в адрес ЗАО "ТЗК-АВИА".
Однако, начиная с середины сентября 2009 года, ЗАО "ТЗК-АВИА" отказалось от услуг ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" и начало закупать авиатопливо у ООО "Капитал-Юг" дороже на 1 550 руб. за одну тонну.
Согласно письму ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (исх. N 01-1717-исх от 01.07.2011) компания готова была поставлять авиакеросин ЗАО "ТЗК-АВИА" на условиях предоплаты с сентября 2009 года по август 2010 года по ценам значительно ниже, чем цены поставщиков ЗАО "ТЗК-АВИА" в тот период.
Расчет, проведенный Комиссией, показал, что если бы ЗАО "ТЗК-АВИА" закупало весь необходимый объем авиатоплива в сентябре 2009 года - июле 2010 года у ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО", то экономия денежных средств составила бы 19 789 458 руб.
ЗАО "ТЗК-АВИА" пояснило (исх. N 66 от 31.01.2011), что не располагает информацией о том, какая из компаний-поставщиков является производителем авиатоплива и критерием отбора поставщиков служит не только цена закупаемого авиатоплива, но и условия поставки, а именно: предоставление отсрочки платежей, территориальное расположение железнодорожных станций отправления авиатоплива компаний поставщиков, сроки и объемы поставки.
В ходе рассмотрения дела представители ЗАО "ТЗК-АВИА" не упоминали случаев срыва поставок ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО". В соответствии с пояснениями претензий к качеству работы ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" в рамках договорных отношений у ЗАО "ТЗК-АВИА" не возникло.
В ходе рассмотрения дела Комиссия провела анализ экономической обоснованности использования ЗАО "ТЗК-АВИА" товарного кредита (отсрочки оплаты авиакеросина), предоставляемого поставщиками в сентябре 2009 года - июле 2010 года.
Сравнение цен поставщиков, работающих с отсрочкой платежа и цен ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" на условиях предоплаты за период с сентября 2009 года по июль 2010 года показало, что ЗАО "ТЗК-АВИА" получало товарный кредит под 5% в месяц или 60% годовых.
Комиссия установила, что ЗАО "ТЗК-АВИА" 06.11.2009 заключило с ОАО АКБ "Сбербанк России" договор N 452/12145 об открытии возобновляемой кредитной линии на следующих условиях: лимит кредитной линии составляет 20 000 000 руб., ставка 14,25% годовых, проценты начисляются не менее чем за 3 месяца. Таким образом, в случае отсутствия необходимого объема денежных средств для приобретения авиатоплива по предоплате ЗАО "ТЗК-АВИА" имело возможность взять кредит на приобретение авиатоплива по ставке 3,56% в месяц, то есть дешевле, чем приобретать авиакеросин у поставщиков с отсрочкой платежа.
В случае использования заемных средств экономия ЗАО "ТЗК-АВИА" на процентах составила бы около 10 260 000 руб. за период с сентября 2009 года по июль 2010 года.
В соответствии с представленной ЗАО "ТЗК-АВИА" (исх. N 280 от 04.04.2011) справкой о наличии свободных денежных средств и кредитных ресурсов в 2009-2010 годах помесячно ЗАО "ТЗК-АВИА" имело возможность использовать заемные средства для приобретения авиакеросина на условиях предоплаты.
Таким образом, использование товарного кредита экономически невыгодно для ЗАО "ТЗК-АВИА".
В ходе рассмотрения дела Комиссией было отмечено, что с октября 2009 года цены поставщиков ЗАО "ТЗК-АВИА" изменялись синхронно.
Так, с 02.10.2009 по 09.10.2009 у ЗАО "Интерджет групп" и ООО "Капитал-Юг" цена закупки составляла 18 500 руб./т. с НДС.
В период с 11.10.2009 по 31.12.2009 цены поставщиков ООО "Капитал-Юг", ООО "Башнефть-Юг", ООО "Омнитрейд" были одинаковыми и составляли 18 100 руб./т. с НДС.
С 14.02.2010 по 30.04.2010 ООО "Башнефть-Юг" и ЗАО "Интерджет групп" продавали топливо ЗАО "ТЗК-АВИА" по цене 18 500 руб./т. с НДС.
Цена поставщиков ООО "Башнефть-Юг", ООО "Капитал-Юг", ЗАО "Интерджет групп" с 17.05.2010 по 10.07.2010 составляла 18 800 руб./т. с НДС.
Указанное выше единообразие цен является нетипичным для оптового рынка продажи авиакеросина, поскольку цена сделки по купли-продажи керосина не является публичной, цена поставки включает в себя затраты на доставку топлива.
Иными словами, у всех поставщиков различные затраты на приобретение и доставку авиакеросина, поскольку, как показала проверка, поставка нефтепродуктов осуществлялась с различных нефтеперерабатывающих заводов в Краснодарском крае, Волгоградской области и прочих регионов. Цены на данном рынке являются договорными и непубличными. Таким образом, объективные рыночные предпосылки для установления одинаковых цен у разных продавцов авиакеросина отсутствуют.
Анализ объемов закупок авиакеросина ЗАО "ТЗК-АВИА" в 2009-2010 годах показал, что в январе - августе 2009 года компания закупала более 90% авиакеросина у ОАО "ЛУКОЙЛ-АЭРО". В период с сентября 2009 года по июль 2010 года более 40% всего объема закупленного топлива приходилось на ЗАО "Интерджет групп", доли ООО "Капитал-Юг" и ООО "Башнефть-Юг" составляли около 30% для каждой компании.
Начиная с августа 2010 года по январь 2011 года больше всего топлива ЗАО "ТЗК-АВИА" закупало у ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" - 42%, остальное топливо ЗАО "ТЗК-АВИА" приобретало у перепродавцов ООО "Капитал-Юг" (31%) и ООО "Башнефть-Юг" (23%).
Объем закупок ЗАО "ТЗК-АВИА", т. |
Лукойл- Аэро |
Югнефть- продукт |
Капитал- Юг |
Интерджет групп |
Башнефть- Юг |
Омнитрейд |
АФС |
янв.09 |
514,04 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
фев.09 |
517,07 |
199,40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
мар.09 |
579,73 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
апр.09 |
765,05 |
749,67 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
май.09 |
1421,66 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
июн.09 |
2491,80 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
июл.09 |
1947,06 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
авг.09 |
1790,26 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
сен.09 |
291,22 |
0 |
1263,81 |
0 |
0 |
0 |
0 |
окт.09 |
0,00 |
0 |
2043,52 |
892,21 |
241,34 |
0 |
0 |
ноя.09 |
0 |
0 |
0 |
0 |
109,80 |
417,15 |
0 |
дек.09 |
0 |
0 |
0 |
0 |
462,76 |
245,24 |
0 |
янв.10 |
0 |
0 |
0 |
1967,98 |
0 |
0 |
0 |
фев.10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
465,62 |
0 |
0 |
мар.10 |
0 |
0 |
0 |
56,99 |
477,45 |
0 |
0 |
апр.10 |
0 |
0 |
0 |
1049,42 |
451,59 |
0 |
0 |
май.10 |
0 |
0 |
172,05 |
1770,09 |
937,21 |
0 |
0 |
июн.10 |
0 |
0 |
837,32 |
295,29 |
474,36 |
0 |
0 |
июл.10 |
0 |
0 |
0 |
231,60 |
459,36 |
0 |
0 |
авг.10 |
670,99 |
0 |
0 |
0 |
472,19 |
0 |
285,37 |
сен.10 |
800,10 |
0 |
519,36 |
0 |
911,92 |
0 |
0 |
окт.10 |
522,17 |
0 |
0 |
0 |
474,02 |
0 |
0 |
ноя.10 |
399,61 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
дек.10 |
457,39 |
0 |
450,87 |
0 |
0 |
0 |
0 |
янв.11 |
543,09 |
0 |
1564,89 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В ходе рассмотрения дела на основании приказа Ростовского УФАС России от 09.02.2011 N 68 была проведена выездная проверка в отношении ЗАО "ТЗК-АВИА".
Предметом проверки явилось исследование переписки ЗАО "ТЗК-АВИА" с поставщиками авиакеросина для рассмотрения по существу дела N 1489/05, возбужденного в отношении ЗАО "ТЗК-АВИА", ООО "Башнефть-Юг", ООО "Капитал-Юг", ООО "АэропортФьюэлСервис" по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе проведения проверки были изучены журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции ЗАО "ТЗК-АВИА" за 2009-2011 годы, письма ЗАО "ТЗК-АВИА" в адрес поставщиков авиакеросина с предложением заключения договора на поставку авиакеросина за 2009-2011 годы, заявки ЗАО "ТЗК-АВИА" на поставку авиакеросина по действующим договорам за 2009-2011 годы, а также письма поставщиков авиатоплива в адрес ЗАО "ТЗК-АВИА".
Как правило, заявки ЗАО "ТЗК-АВИА" в адрес поставщиков авиакеросина не содержали информации о стоимости поставляемого авиакеросина. Однако часть заявок ЗАО "ТЗК-АВИА" в адрес ООО "Башнефть-Юг" содержала информацию о цене закупаемого топлива: заявка на апрель 2010 года - 18500 руб./т., заявка на май 2010 года - 18800 руб./т., заявка на июль 2010 года - 18800 руб./т., заявка на август 2010 года - 18400 руб./т., заявка на сентябрь 2010 года - 18550 руб./т., заявка на октябрь 2010 года - 18550 руб./т.
Цена фиксировалась и в заявках в адрес ЗАО "Интерджет Групп": на сентябрь 2009 г. - 18500 руб./т., на октябрь 2009 г. - 18500 руб./т., на январь 2010 г. - 18350 руб./т., на февраль 2010 г. - 18500 руб./т., на март 2010 г. - 18500 руб./т., на апрель 2010 г. - 18500 руб./т., на май 2010 г. - 18800 руб./т., на июнь 2010 г. - 18800 руб./т.
Установлено, что представители нефтяных компаний обращались в ЗАО "ТЗК-АВИА" с предложением о заключении контрактов на поставку авиатоплива в 2009 году. Так, ООО "РН-Аэро" (входит в группу лиц ОАО "НК "Роснефть") обращалось (исх. N 1121 от 22.06.2009) к ЗАО "ТЗК-АВИА" с предложением заключения договора поставки авиакеросина. Письменный ответ ЗАО "ТЗК-АВИА" не это предложение не направляло.
Письмом от 26.08.2009 N 4/ТЗК-198 ОАО "ТАИФ-НК" также обращалось к ЗАО "ТЗК-АВИА" с предложением поставки авиакеросина собственного производства. Также ОАО "ТАИФ-НК" информировало ЗАО "ТЗК-АВИА" о возможности приобретения авиатоплива также через электронную торговую площадку ONLINECONTRACT (www.onlinecontract.ru). Письменного ответа на это предложение ЗАО "ТЗК-АВИА" не направляло.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО "ТЗК-АВИА" не было заинтересовано в поиске более выгодных поставщиков, минуя посредников.
Комиссия установила, что ЗАО "ТЗК-АВИА" на основании договоров осуществляет услуги по хранению авиатоплива. Авиакомпания ОАО "ДОНАВИА" является крупнейшим хранителем авиатоплива у ЗАО "ТЗК-АВИА". ОАО "ДОНАВИА" самостоятельно закупает авиатопливо, минуя ЗАО "ТЗК-АВИА". Деятельность ОАО "ДОНАВИА" по приобретению авиакеросина может быть сравнима с деятельностью ЗАО "ТЗК-АВИА", поскольку объемы закупок компаний сопоставимы, транспортные затраты на доставку топлива одинаковы.
Анализ поставок авиакеросина для нужд ОАО "ДОНАВИА" в 2009-2010 годах показал, что основным поставщиком являлось ООО "Капитал-Юг". Также ОАО "ДОНАВИА" закупало авиатопливо у ЗАО "Интерджет групп", ООО "РН-Аэро".
Сравнение цен поставок авиакеросина ЗАО "Капитал-Юг" в адрес ЗАО "ТЗК-АВИА" и ОАО "ДОНАВИА" показало следующее.
Продажа авиатоплива ЗАО "ТЗК-АВИА" |
Продажа авиатоплива ЗАО "ДОНАВИА" |
||||
Дата поставки |
Цена, руб./т. с НДС |
Условия оплаты |
Дата поставки |
Цена, руб./т. с НДС |
Условия оплаты |
19.09.2009 |
17 800 |
отсрочка платежа |
<_> |
<_> |
<_> |
30.10.2009 |
18 100 |
отсрочка платежа |
<_> |
<_> |
<_> |
20.05.2010 |
18 800 |
отсрочка платежа |
<_> |
<_> |
<_> |
23.06.2010 |
18 800 |
отсрочка платежа |
<_> |
<_> |
<_> |
Как видно из данных таблицы, ООО "Капитал-Юг" продавало в период с сентября 2009 года по июль 2010 года авиакеросин для ЗАО "ТЗК-АВИА" дороже, чем для ОАО "ДОНАВИА".
Отмечено, что начиная с августа 2010 года ЗАО "ТЗК-АВИА" трижды (исх. N 670 от 26.08.2010, исх. N 944 от 25.11.2010, исх. N 997 от 30.11.2010) обращалось к ОАО "ТАИФ-НК" с предложением заключить договор поставки авиатоплива.
Также ЗАО "ТЗК-АВИА" (исх. N 907/1 от 16.11.2010) обращалось к ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" с просьбой заключить договор поставки авиатоплива.
26 ноября 2010 года в ЗАО "ТЗК-АВИА" поступило письмо ФАС России (исх. N ЦА/40065 от 17.11.2010) о том, что в целях исключения из схемы закупок нефтепродуктов посредников-перепродавцов ФАС России считает необходимым обеспечить возможность заключения компаниями с государственным участием прямых договоров поставки нефтепродуктов с производителями нефтепродуктов.
Также в письме было отмечено, что недопустимо осуществление компаниями закупок нефтепродуктов с использованием цепочек перепродавцов. Указанная схема закупок, приводящая к увеличению цены товара на рынке, а также к иным негативным последствиям на рынке, на котором осуществляет свою деятельность компания, будет квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства в рамках возбуждения и рассмотрения дел.
1 декабря 2010 года ЗАО "ТЗК-АВИА" разослало предложения о заключении договора на поставку авиатоплива в адрес: ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", ОАО "ТНК-ВР", ОАО "НК "Роснефть", ООО "НефтеГазИндустрия", ОАО "Газпромнефть".
ЗАО "ТЗК-АВИА" 09.12.2010 разослало письма с просьбой направить в его адрес коммерческие предложения по поставке авиакеросина в адрес следующих поставщиков: ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест", ООО "Башнефть-Юг", ООО "РН-Аэро", ООО "Капитал-Юг", ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО", ОАО "НК "Роснефть", ЗАО "Интерджет Групп", ОАО "ТНК-ВР", ЗАО "Газпромнефть-Аэро", ОАО "Газпромнефть", ОАО "ТАИФ-НК", ООО "НефтеГазИндустрия".
До этого на протяжении 2009-2010 годов подобная практика направления запросов в адрес поставщиков установлена не была.
Переписка ЗАО "ТЗК-АВИА" с поставщиками авиатоплива в декабре 2010 года свидетельствует о желании ЗАО "ТЗК-АВИА" заключить договоры на поставку авиатоплива с большим количеством поставщиков, в том числе производителями авиакеросина.
ЗАО "ТЗК-АВИА" с декабря 2010 года приступило к закупке нефтепродуктов через товарную биржу. ЗАО "ТЗК-АВИА" заключило договор от 07.12.2010 N ДП-00219 с ООО "Солид - товарные рынки", оказывающим услуги на товарных рынках (брокер).
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отказ ЗАО "ТЗК-АВИА" в сентябре 2009 года от продолжения договорных отношений по поставке авиакеросина с ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" экономически необоснован. Расчеты, проведенные Комиссией, показали, что приобретение авиатоплива в кредит значительно дешевле товарного кредита поставщиков-посредников.
Сравнительный анализ закупочных цен ЗАО "ТЗК-АВИА" и ОАО "ДОНАВИА" в период с сентября 2009 года по июль 2010 года показал, что цены закупки ЗАО "ТЗК-АВИА" были завышены.
У каждого из поставщиков различные затраты на приобретение и доставку авиакеросина. Цены на данном рынке являются договорными и непубличными. Таким образом, объективные рыночные предпосылки для установления одинаковых цен у разных продавцов авиакеросина отсутствуют.
Практика ЗАО "ТЗК-АВИА" установления единых цен закупки авиатоплива для различных поставщиков не соответствует общей практике оптового рынка авиакеросина.
Единственным объединяющим поставщиков элементом является покупатель - ЗАО "ТЗК-АВИА". Как показала проверка ЗАО "ТЗК-АВИА" в период с сентября 2009 года по июль 2010 года ЗАО "ТЗК-АВИА" устанавливало одинаковые цены закупки авиатоплива для ОАО "Капитал-Юг", ЗАО "Интерджет групп", ООО "Башнефть-Юг" и ООО "Омнитрейд".
Своими действиями по установлению и поддержанию цен ЗАО "ТЗК-АВИА" устранило конкуренцию на оптовом рынке авиатоплива, лишив компании возможности конкурировать за счет цены товара.
В рамках данного дела рассматриваются действия ЗАО "ТЗК-АВИА" и ООО "Капитал-Юг". Обе компании являются участниками оптового рынка авиакеросина, поскольку занимаются куплей-продажей авиационного керосина.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" одним из признаков ограничения конкуренции является рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
ООО "Капитал-Юг" и ЗАО "ТЗК-АВИА", заключив соглашение по продаже авиакеросина по цене, превышающей конкурентный уровень, ограничили конкуренцию, что привело к завышению цены приобретения авиатоплива ЗАО "ТЗК-АВИА".
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
Стоит отметить, что цена 1 тонны авиакеросина, продаваемого ЗАО "ТЗК-АВИА" авиакомпаниям в период с сентября 2009 года по июль 2010 года выросла на 13,6%. Таким образом, экономически необоснованное завышение цен за счет соглашения между ЗАО "ТЗК-АВИА" и ООО "Капитал-Юг" на оптовом рынке авиационного керосина привело к росту цен реализации авиационного керосина в аэропорте г. Ростова-на-Дону.
В августе 2010 года цены закупки авиакеросина ЗАО "ТЗК-АВИА" снова стали различными, тем самым ЗАО "ТЗК-АВИА" имело возможность выбирать поставщиков исходя из цены поставляемого товара. Среди поставщиков ЗАО "ТЗК-АВИА" снова появилось ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО".
Таким образом, нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ЗАО "ТЗК-АВИА" и ООО "Капитал-Юг" было устранено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ЗАО "ТЗК-АВИА", ООО "Капитал-Юг" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения соглашения, которое приводит или может привести к установлению и поддержанию цен на авиатопливо.
2. Дело в отношении ЗАО "ТЗК-АВИА" и ООО "Капитал-Юг" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Предписание не выдавать.
Председатель комиссии Е.Г. Молчанов
Члены комиссии: Н.А. Кожемяко, П.П. Воронцов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 20 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016