Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 20 апреля 2011 г.
(решение изготовлено в полном объеме 29.04.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., с участием:
- от ОАО "Ростелеком" (правопреемник ОАО "Центртелеком") - <_>
рассмотрев 01 апреля 2011 года дело N 03-03/17-10 о нарушении ОАО "Центртелеком" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Далее также антимонопольный орган) поступило из ФАС России обращение <_> о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Центртелеком", выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном взимании денежных средств.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ОАО "Центртелеком" - ликвидирован путем присоединения к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
В ходе предварительного рассмотрения дела в действиях ОАО "Центртелеком" установлен ряд нарушений, в частности Общество без согласия потребителей при звонке по номеру 09, рекламировало услуги собственной платной справочной службы 009.
В заседании комиссии представитель ответчика с вменяемым нарушением не согласился, пояснил, что ошибочно полагал, что дело возбуждено в связи с иными обстоятельствами, просил рассмотрение отложить. Комиссия отклонила данное ходатайство, исходя из того, что приказ и определение о возбуждении дела были своевременно направлены в адрес ответчика, кроме того, дополнительно приказ был вручен данному представителю лично, под подпись, ответчик имел возможность ознакомиться с материалами дела заблаговременно для уяснения полного существа нарушения. Кроме того, не понимание сути нарушения не лишает ответчика возможности обжаловать итоговый комиссионный акт - решение по делу.
Принимая решение о признании ОАО "Ростелеком" нарушившим, антимонопольный орган исходит из следующего.
Действия, рассмотренные комиссией, были совершены ОАО "Центртелеком", т.е. до ликвидации путем присоединения. ОАО "Ростелеком" является универсальным правопреемником ОАО "Центртелеком".
ОАО "Центртелеком" Приказом ФАС России N50 от 09.03.2006 г. включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% с долей более 65% на рынке оказания услуг местной телефонной связи.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Центртелеком" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг местной телефонной связи.
Отношения в сфере оказания услуг связи регулируются Федеральным законом N126-ФЗ "О связи", Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи"
В соответствии с п. 3 ст. 46 данного закона оператор связи в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания, аналогичная норма закреплена в п. 15 Правил оказания услуг связи.
Таким образом, любой оператор связи обязан иметь справочную службу, услуги которой для абонентов данного оператора являются бесплатными. Данные услуги он обязан оказывать в силу закона. Перечень информации, которая должна предоставляться бесплатной справочной службой приведен в Правилах оказания услуг связи, в соответствии с п. 15 которого Оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
а) выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица), о тарифах на услуги местной телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента и о местном времени;
б) вызов бюро ремонта сети местной телефонной связи;
в) прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию услугами телефонной связи;
г) предоставление информации, связанной с оказанием универсальных услуг связи.
Во исполнение данной обязанности между ОАО "Центртелеком" и ООО "Единая справочная служба" заключен договор N410/10-ГД от 27 февраля 2010 г., в соответствии с которым ОАО "Центртелеком" (Принципал) поручает, а ООО "Единая справочная служба" (Агент) осуществляет необходимые фактические и юридические действия, направленные на информирование Абонентов (оказанию справочных услуг). Перечень услуг согласован сторонами в Приложении N1 к данному договору. В соответствии сданным приложением предоставляются номера телефонов только определенных субъектов, а именно: экстренные службы, аварийные службы, медицина и здоровье, городские власти и силовые структуры, социальная защита населения, транспорт, информация ОАО "Центртелеком", правила набора междугородних и международных номеров. Информация о коммерческих организациях по данному номеру не предоставляется.
При обращении абонентов за информацией о коммерческих организациях по номеру "09" предоставление справки не осуществлялось, а обратившемуся рекомендовали позвонить по номеру коммерческой справочной службы 009, при этом оператор указывал, что по данному номеру абонент может получить необходимую полную информацию.
Таким образом, ОАО "Центртелеком" при обращении абонентов в бесплатную справочную службу, предоставлял им информацию, не являющуюся справочной услугой, а именно о том, что необходимую абоненту информацию он может получить в платной справочной службе 009. Данная информация носила рекламный характер, так как направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию к нему интереса.
Факты распространения подобной информации рекламного характера зафиксированы Актом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 декабря 2010 г., а также аудиозаписями звонков в бесплатную справочную службу 09, представленных оператором связи по запросу антимонопольного органа.
<_> является абонентом ОАО "Центртелеком", абонентский номер 57-22-16. Антимонопольным органом получены распечатки вызовов с данного абонентского номера по телефонам 09, 009.
Из представленной распечатки следует, что <_> обращался в ОАО "Центртелеком", затем, не получив необходимой информации, обращался по телефону 009, кратко подобные факты приведены в таблице:
09 |
009 |
07.09.2010 г. 9:40, 9:42 |
07.09.2010 г. 09:42 |
07.09.2010 г. 11:21 |
07.09.2010 г. 11:22 |
21.09.2010 г. 09:58 |
21.09.2010 г. 09:58 |
24.09.2010г.10:32 |
24.09.2010 г. 10:32 |
29.09.2010 г. 09:45 |
29.09.2010 г. 09:45 |
29.09.2010 г. 13:19 |
29.09.2010 г. 13:24 |
08.10.2010 г. 16:52 |
08.10.2010 г. 16:53, 16:59 |
15.10.2010г.13:47 |
15.10.2010 г. 13:47 |
23.10.10 08:30, 08:37 |
23.10.2010 г. 08:37 |
Услуга, предоставляемая по номеру 009, является платной справочной службой ОАО "Центртелеком". В целях оказания данных услуг между ОАО "Центртелеком" и ООО "Единая справочная служба" заключен агентский договор N8549/08-ДО, в соответствии с которым агент (ООО "Единая справочная служба") обязуется от имени и за счет принципала (ОАО "Центртелеком") оказывать юридические и фактические действия по информированию Абонентов принципала.
Данные услуги носят самостоятельный характер по отношению к услугам бесплатной справочной службы "09", так как ОАО "Центртелеком" в силу закона не обязан их оказывать, самостоятельно определяет состав предоставляемой информации, стоимость услуги, порядок её оказания.
На территории Ярославской области оказанием платных справочных услуг занимаются следующие хозяйствующие субъекты:
- ООО "Ярком";
- ООО "Инфо-Ярославль";
- ООО "Ява";
- ООО "Инфоком справочная служба";
- ООО "Компасс Ярославия";
- ООО "Референт-Ярославль";
- ООО "Стройинфо Строительная Справочная Служба";
- ООО "Информационный центр Подати";
- ООО "Компасс Ярославия";
- ООО "Всё обо всём, справочно-информационный центр";
- ООО "Первая Городская Справочная Система";
- ООО "Единая справочная";
- ООО "Справочная служба Бизнес инфо".
Таким образом, рынок платных справочных услуг является высоко конкурентным, наряду с ОАО "Центртелеком" на нем действует ряд хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги сравнимые по цене, качеству, составу.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается недобросовестная конкуренция.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона N135-ФЗ "о защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
В данном случае, ОАО "Центртелеком", вопреки требованиям Закона о связи, Правил оказания услуг местной внутризоновой связи одновременно с оказанием бесплатных справочных услуг, обязательных в силу закона, предоставлял информацию рекламного характера, к справочной услуге не относящуюся. Тем самым указанный оператор без затрат на рекламу (в средствах массовой информации, уличную, и т.д.) продвигал собственную услугу платной справочной службы 009 среди целевой аудитории - лиц, нуждающихся в получении справки и обратившихся в справочную службу 09.
Конкуренты ОАО "Центртелеком" на рынке оказания платных справочных услуг, не являющиеся операторами связи, не имели возможности продвигать собственные справочные услуги таким образом, вынуждены в целях привлечения потребителей тратиться на рекламу в средствах массовой информации и на улицах, снижать цену оказываемых услуг, улучшать их качество.
Таким образом, в результате продвижения своей услуги "справочная служба 009" среди абонентов, обратившихся за получением справки по телефону 09, ОАО "Центртелеком" получал необоснованное конкурентное преимущество на рынке платных справочных услуг.
Действия ОАО "Центртелеком" по распространению среди абонентов, обратившихся за справкой по номеру 09, и не получивших исчерпывающего ответа, информации рекламного характера о возможности получения необходимой полной справки в коммерческой службе 009 противоречит требованиям ст. 46 Федерального закона "О связи", п. 15 Правил оказания услуг местной внутризоновой телефонной связи, дает ОАО "Центртелеком" необоснованные преимущества на рынке оказания платных справочных услуг, могут повлечь убытки в виде недополученной прибыли у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке предоставления платных справочных услуг, образуют нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На момент вынесения решения данное правонарушение не устранено. Антимонопольный орган полагает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать ОАО "Ростелеком" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать ОАО "Центртелеком" предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Завьялов М.Ф.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 03-03/17-11
20 апреля 2011 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 29.04.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 20.04.2011 по делу N 03-03/17-11 о нарушении ОАО "Ростелеком" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ПРЕДПИСЫВАЕТ
Открытому акционерному обществу междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" в срок до 17 мая прекратить недобросовестную конкуренцию, а именно распространение услуг рекламного характера относительно справочной службы "009" при обращении абонентов в справочную службу "09".
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 20 мая 2011 года.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
М.Ф.Завьялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016