Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 29 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 15.04.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 29.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 223-11-а по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
01.02.2011 г. (вх. N 1223-11) в адрес Пермского УФАС России поступило заявление ОАО "КС-Прикамье" о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Кизеловского городского поселения (далее - администрация) и ООО "Водоресурс" при заключении договора аренды муниципального имущества.
По мнению заявителя, Администрацией при смене оператора, обслуживающего водоподъем N 2, N 3 "Ключи" водовода "Кизел-Ключи" водозабора "Красный камень" на ООО "Водоресурс" была нарушена ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, так как муниципальное имущество было передано указанному хозяйствующему субъекту без проведения соответствующей процедуры торгов.
Из письменных пояснений, представленных Администрацией в материалы дела (вх. N 5010-11 от 13.04.2011 г.) следует, что на сегодняшний день договор с ООО "Гешафт", заключенный по итогам проведения 16.07.2010 г. открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - объектов систем водоснабжения Кизеловского городского поселения, не расторгнут.
Имущество от ООО "Гешафт" по акту приема-передачи не принималось.
Исполняющим обязанности Главы администрации Кизеловского городского поселения И.Ю. Пихтовниковым в нарушение ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и Приказа ФАС России N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды." введен оператор ООО "Водоресурс".
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения, в том числе, договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 г N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС N 67).
Указанный порядок принят ФАС России во исполнение ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, которой установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.
2. 16.07.2010 г. Администрацией Кизеловского городского поселения был проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества - объектов систем водоснабжения Кизеловского городского поселения (согласно Извещению).
Так, для участия в данном конкурсе было подано пять заявок: ООО "Водоресурс", ООО "Весна", ООО "Гешафт", ООО "Рубин-М", ООО "ЭКО Лайф".
Заявки ООО "Водоресурс", ООО "Рубин-М", ООО "ЭКО Лайф" к участию в конкурсе не допущены.
Вместе с тем, при допуске участников к конкурсу были допущены нарушения, в том числе, антимонопольного законодательства, что явилось основанием для возбуждения дела N 1018-10-а.
По итогам рассмотрения которого 15.03.2011 г. Пермским УФАС России было вынесено решение о признании факта нарушения Администрацией Кизеловского городского поселения и Комиссией по размещению заказа на проведение конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при организации и проведении 16.07.2010 г. конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - объектов систем водоснабжения Кизеловского городского поселения, выразившегося, в том числе, в необоснованном ограничении доступа к участию в торгах ООО "Рубин-М", что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг в сфере водоснабжения в границах Пермского края.
3. Как было указано ранее, ООО "Водоресурс" не было допущено конкурсной комиссией до участия в тогах.
Победителем признано ООО "Гешафт" с которым 25.10.2010 г. Администрацией был заключен договор аренды N 70 муниципального имущества, а именно: водозабор "Ключи" (незавершенный строительством объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел") и водозабор "Красный камень" в целях оказания услуг по водоснабжению населения и организации Кизеловского городского поселения.
Договор заключен на срок до 26 октября 2015 г.
Однако, из заявления ОАО "КС-Прикамье", а также по имеющейся в материалах дела информации и документов следует, что на сегодняшний день Администрацией Кизеловского городского поселения муниципальное имущество, являющееся предметом данных торгов, в отношении которого был заключен договор аренды с ООО "Гешафт" было передано ООО "Водоресурс" без проведения процедуры торгов.
Так, Администрацией Кизеловского городского поселения в адрес ООО "Гешафт", ОАО "КС-Прикамье", начальнику государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, Кизеловского городского поселения, Кизеловского муниципального района, МЧС по Пермскому краю, Прокурору г. Кизела, было направлено уведомление от 19.01.2011 г. N 77 о расторжении договорных обязательства с ООО "Гешафт" с 12-00 час. 19.01.2011 г.
В данном уведомлении также содержится указание на то, что с 12-00 час. 19.01.2011 г. администрация вводит на обслуживание водоподъема N 2, N 3 "Ключи", водовода "Кизел-Ключи", водозабора "Красный камень" оператора ООО "Водоресурс".
Также, Администрацией Кизеловского городского поселения было направлено еще одно уведомление от 24.01.2011 г. N 97 адрес ООО "Гешафт", в котором указывалось: "в связи с расторжением с Вами 19.01.2011 г. в одностороннем порядке обязательств по договору аренды муниципальной собственности N 70 от 26.10.2010 г., в целях предупреждения аварийных и чрезвычайных ситуаций в системах водоснабжения и теплоснабжения, ООО "Гешафт" необходимо обеспечить 25.01.2011 г. представителя, для передачи арендованного муниципального имущества собственнику".
Кроме того, Администрацией Кизеловского городского поселения было издано распоряжение от 19.01.2011 г. N 6 "О предотвращении аварийных и чрезвычайных ситуаций в системах тепло и водоснабжения на территории Кизеловского городского поселения", где указано:
а) с 12-00 час. 19.01.2011 г. сменить оператора обслуживающего незавершенный строительный объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" с ООО "Гешафт" на ООО "Водресурс".
б) сектору по финансам, экономике и муниципальной собственности подготовить и представить на согласование договор аренды муниципальной собственности - незавершенный строительством объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" с ООО "Водоресурс";
в) заключить договор аренды муниципальной собственности - незавершенный строительством объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" с ООО "Водоресурс" в срок не позднее 19.01.2011 г.;
г) рекомендовать руководителю ООО "Водоресурс":
- ввести операторов на незавершенный строительством объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" без прерывания технологического процесса подачи воды;
- доступ сотрудников ООО "Гешафт" на незавершенный строительством объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" запретить, доступ обеспечить лишь с представителями администрации Кизеловского городского поселения по письменному подтверждению.
Распоряжение содержит указания на неисполнение ООО "Гешафт" своих договорных обязательств по договору аренды муниципального имущества N 70 от 26.10.2010 г. и создания условий для введения ограничения на водоподъеме N 3 "Ключи" с 24.01.2011 г.
Также в Распоряжении администрация указывает на то, что оно принято в целях предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций в системах тепло и водоснабжения.
Однако, доказательств наступления указанных чрезвычайных ситуаций в материалы рассматриваемого дела Администрацией не представлено.
Также в Пермском УФАС России отсутствуют доказательства неисполнения ООО "Гешафт" своих договорных обязательств по договору аренды.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей."
Таким образом, чрезвычайная ситуация должна уже сложиться на соответствующей территории и носит она техногенный или природный характер.
Доказательств, свидетельствующих о факте уже сложившейся чрезвычайной ситуации, а не о возможности ее наступления, в материалы дела Администрацией не представлено.
Изложенные в Распоряжении обстоятельства не относятся к чрезвычайной ситуации, а являются лишь предполагаемыми негативными последствиями.
19.01.2011 г. между Администрацией Кизеловского городского поселения и ООО "Водоресурс" был заключен договор аренды муниципального имущества: незавершенный строительный объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", протяженностью 18264,57 п.м., расположенный по адресу: Пермский край, г. Губаха, пос. Углеуральский-г. Кизел, и водозабор "Красный камень" (комплекс), литера А, Б, общая площадь 102,5 кв.м., адрес объекта: Кизеловское г/п, пос. Шахты им. Ленина, в целях оказания услуг по водоснабжению населения и организации Кизеловского городского поселения.
Срок заключенного договора до 15 мая 2011 г.
4. Необходимо отметить, что наряду с ООО "Водоресурс" в конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества участвовали и иные хозяйствующие субъекты, предложившие лучшие условия, чем ООО "Водоресурс", в том числе, ООО "Весна".
Согласно положениям конкурсной документации были условиями следующие критерии:
1) цена договора
начальное значение критерия - 475.355,73 руб. в месяц; коэффициент значимости критерия - 0,4; изменение начального значения - увеличение;
2) цена на товар (услугу), производимые (оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору.
Тариф на поставку воды водоснабжающему предприятию Кизеловского городского поселения.
Начальное значение критерия - 10 руб./куб.м., коэффициент значимости критерия - 0,4; изменение начального критерия - уменьшение;
3) объем производства товара (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которые передаются по договору
Объем оказываемых услуг по водоснабжению в год.
Начальное значение критерия - 2 950,0 тыс. куб.м., коэффициент значимости критерия - 0,2; изменение начального критерия - увеличение.
Так, ООО "Рубин-М" предложило:
- по начальному размеру арендной платы - 475.355,73 руб. в месяц
- по цене на товар: 9,92 руб./куб.м.,
- по объему производства товара - 3 500 тыс. куб.м.
ООО "Весна":
- по начальному размеру арендной платы - 475.355,75 руб. в месяц;
- по цене на товар предложило: 10, 0 руб./куб.м.;
- по объему производства товара - 2 950 тыс. куб.м.
ООО "Эко Лайф":
- по начальному размеру арендной платы - 475.355,73 руб. в месяц;
- по цене на товар предложило: 9,87 руб./куб.м.;
- по объему производства товара - 3 860 тыс. куб.м.
ООО "Водоресурс", в свою очередь, было предложено следующее:
- по начальному размеру арендной платы - 475.355,73 руб. в месяц.
Иного данной организацией не предложено, по сравнению с иными участниками данных торгов.
Таким образом, выбор Администрацией Кизеловского городского поселения именно ООО "Водоресурс" для обслуживания муниципального имущества и заключения договора аренды без проведения каких-либо конкурентных процедур, среди прочих участников конкурса, является неправомерным, необоснованным и противоречит антимонопольному законодательству.
5. Рынок водоснабжения на территории Кизеловского городского поселения является конкурентным, имеются и иные, помимо ООО "Водоресурс", хозяйствующие субъекты способные осуществлять услуги, являющиеся предметом договора аренды от 19.01.201г., в том числе хозяйствующие субъекты, участвующие ранее в торгах на аренду муниципального имущества: ООО "Гешафт", ООО "Рубин-М", ООО "ЭКО Лайф", ООО "Весна".
Кроме того, рынок водоснабжения не ограничен территорией отдельного муниципального образования, в данном случае территорией Кизеловского городского поселения, на данный рынок могут придти и иные организации (хозяйствующие субъекты), которые осуществляют услуги по водоснабжению в других муниципальных образованиях Пермского края.
Однако, договор аренды муниципального имущества заключен Администрацией именно с ООО "Водоресурс", а другие хозяйствующие субъекты, действующие на аналогичном рынке, не имели возможности заключения договоров, ввиду бездействия Администрации путем не проведения конкурсных процедур.
6. Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 гг. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Администрация и ООО "Водоресурс" осуществляются согласованные действия, заранее известные каждому из них, результат которых соответствует интересу сторон - не допустить иных хозяйствующих субъектов на рынок по водоснабжению в границах Кизеловского городского поселения, которые выразились, в том числе в:
- направлении в адрес ООО "Гешафт" уведомления от 19.01.2011 г. N 77 о расторжении договорных обязательства с ООО "Гешафт" с 12-00 час. 19.01.2011 г., которое содержало указания на то, что с 12-00 час. 19.01.2011 г. администрация вводит на обслуживание водоподъема N 2, N 3 "Ключи", водовода "Кизел-Ключи", водозабора "Красный камень" оператора ООО "Водоресурс";
- издании Администрацией Распоряжения 19.01.2011 г. N 6 "О предотвращении аварийных и чрезвычайных ситуаций в системах тепло и водоснабжения на территории Кизеловского городского поселения", которым определен ООО "Водоресурс" как оператор обслуживающий незавершенный строительный объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень";
- заключении 19.01.2011 г. Администрацией договора аренды муниципальной собственности - незавершенный строительством объект: "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" с ООО "Водоресурс".
В материалах дела имеется также лист согласования к указанному договору аренды из которого следует, что договор согласовывался несколькими должностными лицами Администрации, в частности заместителем Главы администрации по экономике, финансам и муниципальной собственности - З.В. Опанасюк было высказано замечание о том, что имеются нарушения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и Приказа ФАС России N 67, кроме того не расторгнут договор с ООО "Гешафт", а также указано требование исключить п. 2.1.2 договора аренды, который предусматривал такое право арендодателя как "увеличение цены на воду за 1 куб.м.
Данный пункт, в последствии был исключен.
Другие члены, проводившие согласование указали на необходимость расторжения договора с ООО "Гешафт" прежде чем передавать муниципальное имущество ООО "Водоресурс".
Однако, исполняющий обязанности Главы администрации Кизеловского городского поселения в замечаниях указал, что заключение договора аренды необходимо в целях предупреждения чрезвычайных и аварийных ситуаций в системах тепло- и водоснабжения и обеспечения пожарной безопасности, учитывая, что на территории поселения имеется только один оператор способный без прекращения цикла зайти на обслуживание объектов водоснабжения поселения при улови арендной платы 20000 руб.
Из вышеуказанного, а также из письменных пояснений, представленных Администрацией Кизеловского городского поселения следует, что решение о заключении договора аренды муниципального имущества от 19.01.2011 г. с ООО "Водоресурс" было принято без учета замечаний должностных лиц о нарушении антимонопольного законодательства, участвующих в согласовании, то есть единолично.
Таким образом, действия Администрации Кизеловского городского поселения и ООО "Водоресурс" нарушают ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающей запрет на совершение согласованных действий, что выразилось в ведении согласованных действий, заранее известных каждому из них, результаты которых соответствуют интересу сторон - не допустить иных хозяйствующих субъектов на рынок водоснабжения в границах Кизеловского городского поселения, путем заключения договора аренды на незавершенный строительством объект - "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" без проведения торгов, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Кизеловского городского поселения и ООО "Водоресурс" ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившихся в ведении согласованных действий, заранее известных каждому из них, результаты которых соответствуют интересу сторон - не допустить иных хозяйствующих субъектов на рынок водоснабжения в границах Кизеловского городского поселения, путем заключения договора аренды на незавершенный строительством объект - "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" без проведения торгов, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Администрации Кизеловского городского поселения предписание о принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке водоснабжения в границах Кизеловского городского поселения, в том числе, путем:
- отмены Распоряжения от 19.01.2011 г. N 6 "О предотвращении аварийных и чрезвычайных ситуаций в системах тепло и водоснабжения на территории Кизеловского городского поселения";
- совершения действий, направленных на изъятие муниципального имущества: незавершенный строительством объект - "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень", из незаконного владения и (или) пользования ООО "Водоресурс".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 223-11-а
15.04.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 15 апреля 2011 г. по делу N 223-11-а о нарушении Администрацией Кизеловского городского поселения (ул. Советская, 22, г. Кизел, Пермский край, 618350) и ООО "Водоресурс" (Заводское Шоссе, 1, г. Кизел, Пермский край, 618350) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Кизеловского городского поселения:
1,Прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ведении согласованных действий с ООО "Водоресурс", заранее известных каждому из них, результаты которых соответствуют интересу сторон - не допустить иных хозяйствующих субъектов на рынок водоснабжения в границах Кизеловского городского поселения, путем заключения договора аренды на незавершенный строительством объект - "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень" без проведения торгов, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно:
2. В срок до 17.06.2011 г. в рамках имеющихся полномочий принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке водоснабжения в границах Кизеловского городского поселения, в том числе, путем:
- отмены Распоряжения от 19.01.2011 г. N 6 "О предотвращении аварийных и чрезвычайных ситуаций в системах тепло и водоснабжения на территории Кизеловского городского поселения";
- совершения действий, направленных на изъятие муниципального имущества: незавершенный строительством объект - "Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел", водозабор "Красный камень", из незаконного владения и (или) пользования ООО "Водоресурс".
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 29 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016