Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 5 мая 2011 г.
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе:
-Бутузовой Т.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии Управления;
-Володина В.А. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, заместителя председателя Комиссии Управления;
-Шмелевой И.Ю. - заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, заместителя председателя Комиссии Управления;
-Михейкиной А.Д. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии Управления;
при участии со стороны уполномоченного органа - Управления по размещению государственного заказ Пензенской области:
- - представителя по доверенности от 25.03.2011 N 1583;
со стороны государственного заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области:
- - представителя по доверенности от 14.01.2011 N 163;
- - представителя по доверенности от 25.04.2011 N 3955;
со стороны подателя жалобы, ООО "ФармЛига", поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя общества;
со стороны Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Пензенской области - ,
рассмотрев жалобу ООО "ФармЛига" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области при проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуги по обеспечению лекарственными средствами (противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими средствами) граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2011 году" (извещение N 0155200002211000407 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 18.04.2011) (далее - Открытый аукцион в электронной форме), проводимого уполномоченным органом - Управлением по размещению государственного заказа Пензенской области на сайте оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
На Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 18 апреля 2011 года уполномоченным органом - Управлением по размещению государственного заказа Пензенской области (далее - Уполномоченный орган) размещено извещение N 0155200002211000407 о проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуги по обеспечению лекарственными средствами (противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими средствами) граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2011 году" (далее - ОАЭФ) для нужд государственного заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области (далее - Заказчик), проводимого на сайте оператора Электронной Торговой Площадки "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 317 051,75 рублей.
В Пензенское УФАС России 28 апреля 2011 года поступила жалоба ООО "ФармЛига" на действия Заказчика при проведении ОАЭФ.
Из содержания жалобы ООО "ФармЛига" следует, что документацией об аукционе установлено в качестве требований к оказываемым услугам, условия поставки, приемки, хранения лекарственных средств, а также условия по организации отпуска лекарственных препаратов в указанных в документации об аукционе населенных пунктах, кроме того, требования к формированию отчета об отпущенных лекарственных препаратах, предоставлению отчетности государственному заказчику, организации и обеспечению учета и хранению подлинников рецептов.
По мнению заявителя, соединение в одном аукционе (лоте) услуг на поставку лекарственных средств (оптовая торговля) и их отпуск гражданам (розничная торговля) ведет к искусственному ограничению конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в аукционе. Включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов влечет за собой ограничение конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Аукцион (лот) не только включены лекарственные препараты, имеющие различное МНН, но и лекарственные препараты, включенные в различные группы Перечня, а именно в группу XXX, XVII (летрозол) и группу XVIII (тамоксифен, циклоспорин, этопозид) Перечня.
Помимо этого в состав указанного лота включены лекарственные препараты, по МНН которых зарегистрировано только по одному торговому наименованию (бевацизумаб, гозерелин, инфликсимаб, капецитабин, ритуксимаб, трастузумаб), что противоречит совместному письму Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31 октября 2007 года N 16811-АП/Д04/8035-ВС/ИА/20555 "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения" (далее - Письмо).
Податель жалобы считает, что в нарушение части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в документации об аукционе не указаны требования к отчетам об отпущенных лекарственных средствах и рецептов, принятых на отсроченное обслуживание, в том числе перечень информации, который должен в себя включать указанный отчет. Отсутствие указанной информации создает преимущественные условия участия в торгах организациям, которые ранее осуществляли отпуск лекарственных средств отдельным (льготным) категориям граждан.
Вышеуказанные нарушения законодательства о размещении заказов по мнению заявителя могут привести к тому, что на участие в аукционе подаст заявки ограниченное количество участников.
С доводами, указанными в жалобе ООО "ФармЛига" Уполномоченный орган не согласен, возражения представлены в отзыве на жалобу от 04.05.2011 N 2202.
Возражения государственного заказчика по доводам жалобы представлены в отзыве от 03.05.2011 N 4215.
Изучив представленные материалы, заслушав представителей, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что размещение государственного заказа осуществлено в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 30.12.2010 N 1198 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконур на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов", в соответствии с которым Пензенской области предусмотрены средства в виде субвенции на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги.
Указал, что предметом открытого аукциона в электронной форме является оказание услуги по обеспечению лекарственными средствами (противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими средствами) граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2011 году, а не поставка товара.
Согласно документации и условиям государственного контракта уполномоченная организация обязана не только осуществить закупку медицинской продукции, но и организовать через аптеки отпуск данной продукции, ее доставку, хранение, осуществлять учет рецептов, устанавливать и сопровождать программное информационно технологическое обеспечение, осуществлять персонифицированный учет отпуска лекарственных средств, проводить мониторинг состояния обеспечения лекарствами граждан.
Предметом аукциона является не поставка медицинских препаратов, а оказание комплекса социальных услуг по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания населения.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" утвержден перечень лекарственных средств по международному непатентованному наименованию в разрезе фармакологических групп. Лот сформирован по фармакологической группе XVIII "Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства" в соответствии с действующим законодательством. Группа XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" является обобщенной, лекарственные препараты данной группы включены в лот по своим фармакологическим свойствам. Также сообщил, что формы отчетности, представляемые в рамках оказываемых услуг, утверждены федеральным законодательством.
Данные пояснения подтвердил представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Пензенской области.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация помимо прочего должна содержать сведения об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам услуг, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пункт 5 информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме (далее - Документация) устанавливает требования к качеству услуг: "Участник оказывает в 2011 году услуги по поставке, хранению и отпуску в необходимом объеме качественных лекарственных средств, указанных в Приложении N 1 к информационной карте открытого аукциона, в точном соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к информационной карте открытого аукциона), являющимся неотъемлемой частью заявки".
Приложение N 1 содержит перечень и количество лекарственных средств с указанием количества упаковок, МНН, доз и фасовки.
В Приложении N 2 "Техническое задание" указано основное содержание услуг, а также требования к их оказанию. В числе прочего пунктом 2.2 определено: "При отсутствии своих пунктов отпуска заключает договоры с аптечными организациями (учреждениями), которые как Пункт отпуска будут осуществлять отпуск лекарственных средств (ЛС) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной поддержки, в виде набора социальных услуг".
Разделом 3 Приложения "Качество отпуска лекарственных средств" определено: "Для обеспечения отпуска лекарственных средств по предмету настоящего аукциона участники размещения заказа могут привлекать аптечные учреждения (собственные/по договору субподряда), имеющие соответствующие действующие лицензии".
Пункт 8 информационной карты Документации устанавливает иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, а именно перечень видов отчетности, которую должен подготовить и передать исполнитель.
Пункт 22 информационной карты Документации устанавливает место оказания услуг: "Оказание услуг (доставка, хранение и отпуск лекарственных средств Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи) осуществляется Исполнителем через Пункты отпуска на основании предъявленных рецептов, выписанных в пределах утвержденной заявки. Место географии Пунктов отпуска и их минимальное количество указано в Приложении N 3 к информационной карте открытого аукциона".
Таким образом, Документация в части установления требований к качеству, техническим характеристикам услуг и иным показателям, связанным с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика не противоречит нормам Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной федеральной помощи" отдельные категории граждан обеспечиваются в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заранее не известно количество лекарственных средств, которое будет востребовано. Отпуск осуществляется через аптечную сеть по рецептам. В связи с этим необходимо оказание комплекса услуг, неразрывная цепочка по поставке, хранению, организации отпуска и учету лекарственных средств.
Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328) предусмотрено, что предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами (отпуск лекарственных средств) осуществляется через аптечную сеть по рецептам.
В соответствии с частью 2.1. статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, включая форму выпуска лекарственных средств (ампулы, таблетки и т.д.), начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, с учетом ограничений, установленных законодательством.
Совместное письмо Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 N 16811-АП7Д04/8035-ВС/ИА/20555 носит рекомендательный характер и не применимо в рассматриваемом случае.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" утвержден перечень лекарственных средств по международному непатентованному наименованию в разрезе фармакологических групп.
Представитель Заказчика пояснил, что лекарственные средства, предусмотренные к отпуску по рассматриваемому аукциону, могут поставляться любой фармацевтической организацией, так как не требуют дополнительных лицензий. Кроме того, для расширения круга потенциальных участников размещение заказа на оказание услуг по поставке и отпуску лекарственных средств льготным категориям граждан было проведено несколько аукционов.
Таким образом, поставка и отпуск лекарственных средств в рассматриваемом случае является технологически и функционально взаимосвязанным. Объединение Заказчиком в одном лоте поставки лекарственных средств и их отпуска является необходимым для своевременного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами.
На заседание Комиссии Управления заявителем не представлены документы, подтверждающие что требования к услугам влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "ФармЛига" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области необоснованной.
2. Оператору электронной площадки снять ограничение по приостановлению размещения вышеуказанного заказа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 5 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016