Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 7 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя комиссии - Чечениной С.А.;
Членов комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф., рассмотрев материалы дела от 16.03.2011 N 06-03-11/04 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
представителя ГОУ Редакция газеты "Мурманский Вестник" по доверенности N 129 от 06 апреля 2011 года, представителя Акционерного коммерческого Сберегательный банка РФ (ОАО) по доверенности N 01-1/278-1189 от 12.10.2010, представителя открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" по доверенности N 5 от 18.01.2010 г., установила:
В газете "Мурманский Вестник" 05.02.2011 N 20(4913) и 12.02.2011 25(4918) на странице 23 размещалась реклама "Курсы валют в банках Мурманска.".
Реклама опубликована в виде таблицы.
В первом столбце перечислены валюты различных стран.
Во втором столбце - указан логотип "Сбербанк России", Мурманское отделение N 8627, адрес банка (пр.Ленина, 37) и ниже опубликованы курсы, по которым банк покупает и продает валюты различных стран.
В третьем столбце - указан логотип "Россельхозбанк", адреса банка: Мурманск, ул.Павлова, 11, пр. Ленина, 92 и ниже опубликованы курсы, по которым банк покупает и продает валюты различных стран.
В четвертом столбце опубликованы курсы валют, установленные Центральным Банком России.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая реклама, размещенная в газете "Мурманский Вестник" 05.02.2011 N 20(4913) и 12.02.2011 на странице 23, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение оказываемых Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) и Открытым акционерным обществом "Российский Сельскохозяйственный банк" услуг населению по покупке и продаже валюты, призвана формировать и поддерживать интерес к данным банкам и их услугам.
Во втором и третьем столбцах рекламы указаны средства индивидуализации юридического лица - логотип ОАО Россельхозбанк и логотип ОАО Сбербанк РФ.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму.
Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-99 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1997 г. N 97 // ИПК "Издательство стандартов", 1999) под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Организационно-правовая форма юридического лица определяет особый правовой режим организации деятельности юридического лица, т.е. соотношения прав юридического лица и его участников на имущество, обособленное за юридическим лицом, и порядка управления этим имуществом, извлечения и распределения прибыли и распределения убытков между участниками данной деятельности, осуществляемой за счет всего или части принадлежащего им имущества.
Требование законодательства содержать наименование или имя лица при рекламировании банковских, страховых и иных финансовых услуг служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
В нарушение нормы Закона о рекламе в рекламе "Курсы валют в банках Мурманска." отсутствует требуемое законодательством наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).
Исследовав представленные материалы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе (далее - Комиссия) считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона возложена на рекламораспространителя и рекламодателя.
Рекламораспространителем является ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник" (183032, г. Мурманск, пр.Кирова, 46, Свидетельство о регистрации средства массовой информации N II 0606 от 21.03.1997 г.), рекламодателями являются: Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО) (ИНН 7707083893, 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19), и Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488, почтовый адрес Банка: Гагаринский переулок, дом 3, Москва, Российская Федерация, 119034).
Представитель Государственного областного учреждения "Редакция газеты "Мурманский вестник" в ходе заседания пояснила, что реклама курсов валют в выпусках газеты "Мурманский вестник" производилась на основании Договоров: N 22/1 от 01.10.2010 года с ОАО "Сбербанк России" и б/н от 01.10.2010 года с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк". В соответствии с достигнутой договоренностью, публикация производилась в рамках предоставляемого банками материала.
не представила макет рекламы, согласованный с банками и пояснила, что редакция газеты вела с банками переписку с помощью электронной почты и были ли макеты согласованы, затрудняется ответить. Переписка с банками представлена не была.
Из письменных объяснений ОАО "РоссельхозБанк" следует, что Логотип для размещения в газете "Мурманский вестник" и данные курсов валют предварительно согласовывались обеими сторонами, в рамках Договора в рабочем порядке.
ОАО "РоссельхозБанк" представил на заседание Комиссии макет рекламы для публикации, который подписан в одностороннем порядке, самим банком и без указания даты.
В предмете договора о порядке публикаций в газете "Мурманский вестник" курсов валют б/н от 01.10.2010 г, заключенного между ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник" и ОАО "РоссельхозБанк" указано: 1.1Редакция обязуется в течение времени действия договора регулярно (3 раза в неделю - по вторникам, четвергам и субботам) публиковать на последней полосе газеты курсы валют в обменных пунктах Заказчика с указанием их адресов, утвержденных логотипов и фирменных знаков Заказчика.1.2.Заказчик обязуется своевременно (не позднее 12 часов дня, предыдущего дню выхода газеты с курсами валют, т.е. в понедельник, вторник, пятницу) предоставлять Редакции предназначенную к печати информацию и своевременно производить оплату публикаций.
Как видно из текста договора стороны не договаривались указывать наименование организации, более того ОАО "РоссельхозБанк" согласно части 1.2 договора, три раза в неделю должен был предоставлять информацию, предназначенную к печати.
Таким образом, ОАО "РоссельхозБанк" имело возможность не допустить размещение рекламы в газете "Мурманский вестник" с нарушением рекламного законодательства, но не отнеслось к своим обязанностям с должной ответственностью.
Из письменных объяснений ОАО "Сбербанк России" следует, что Банк предоставил Редакции газеты макет Логотипа (приложениеN1 к договору), содержащий все необходимые данные. Размещение в газете неправильного макета Банка было допущено в двух номерах газеты. По мнению ОАО "Сбербанк России" произошедшее отступление от предъявляемых требований к рекламе произошло вследствие технической (корректорской) ошибки при подготовке выпуска газеты.
Комиссия изучила последующий номер газеты "Мурманский вестник" N26(4919) от 15 февраля 2011 года, в котором выявила аналогичное нарушение рекламного законодательства со стороны ОАО "Сбербанк России", ОАО "РоссельхозБанк" и ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник", соответственно утверждение ОАО "Сбербанка России" о том, что нарушение было допущено в двух номерах газеты безосновательно.
Макет рекламы, согласованный исполняющим обязанности редактором ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник" и заместителем управляющего Мурманского отделения N 8627 ОАО "Сбербанк России" был представлен в заседание Комиссии.
Согласно пункту 3.2 договора, заключенного между ООО "Сбербанк России" и ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник" досрочное расторжение одной из сторон возможно только вследствие нарушения договорных обязательств другой стороной.
В материалах дела отсутствует сведения о расторжении договора сторонами, однако имеется акт N 00000220 от 28.02.2011 г. об оказании услуг (даты публикации 1,3,5,8,10,12,15,17,19,22,26 февраля), подписанный сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
Оказание финансовых услуг представляет собой один из самых серьезных лицензионных видов деятельности на рынке услуг. Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. Профессиональные участники финансового рынка в связи с этим обязаны в силу закона предпринять все необходимые меры для обеспечения своей добросовестности, интересов потребителей и оправдания их доверия.
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования Закона о рекламе предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, ОДО, АО, ЗАО и иные).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламную статью "Курсы валют в банках Мурманска." размещенную в газете "Мурманский Вестник" 05.02.2011 N 20(4913) и 12.02.2011 г. 25(4918) на странице 23, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 закона от 13. 03. 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе". Реклама банковских страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).
2. Выдать предписание ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник", АК Сберегательному банку РФ (ОАО) и ОАО "РоссельхозБанк" по устранению нарушения части 1 статьи 28.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник", Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) и Открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк".
Результативная часть решения была 07.04.2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель комиссии: С.А. Чеченина
Члены комиссии: С.В. Мороз, К.Ф. Воронина
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
07.04.2011 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя комиссии - Чечениной С.А.,
членов комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф.,
на основании своего решения от 07.04.2011 года по делу N 06-03-11/04 о признании рекламной статьи "Курсы валют в банках Мурманска.", В газете "Мурманский Вестник" 05.02.2011 N20(4913) и 12.02.2011 25(4918) на странице 23 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю - ГОУ "Редакция газеты "Мурманский Вестник" (183032, г. Мурманск, пр.Кирова, 46) и рекламодателям - Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (ОАО)(ИНН 7707083893, 117997,
г. Москва, ул. Вавилова, д.19), и Открытому акционерному обществу "Российский Сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488, почтовый адрес Банка: Гагаринский переулок, дом 3, Москва, Российская Федерация, 119034) прекратить размещение рекламы без указания наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги (для юридического лица - наименование) и обеспечить соблюдение части 1 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: С.А.Чеченина
Члены комиссии: С.В.Мороз, К.Ф.Воронин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 7 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016