Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 12 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии - руководителя управления Никитина, членов комиссии: заместителя начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства И.Н. Гритчина, государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства А.О. Долженко,
рассмотрев дело N29, возбужденное 11.04.2011 года по признакам нарушения Министерством имущественных отношений Ставропольского края требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в не проведении торгов при заключении договора аренды зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Ставропольского края с ОАО "Южная телекоммуникационная компания" N 2768 от 30.06.2008 г., не подпадающих под исключения частей 1 и 3 ст. 17.1 и части 4 ст. 53 ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Приказом руководителя Ставропольского УФАС России от 11.04.2011 года N 226 возбуждено дело N29 по признакам нарушения Министерством имущественных отношений Ставропольского края требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в не проведении торгов при заключении договора аренды зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Ставропольского края с ОАО "Южная телекоммуникационная компания" N 2768 от 30.06.2008 г., не подпадающих под исключения частей 1 и 3 ст. 17.1 и части 4 ст. 53 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании Приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 декабря 2010 г. N815 сотрудниками отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства была проведена проверка в отношении Министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее по тексту Министерство).
По итогам проверки установлено, что в действиях Министерства имущественных отношений Ставропольского края по продлению договора N2768 от 30.06.2008 г.о передаче в аренду ОАО "Мегафон" Региональному отделению Кавказского филиала ОАО "Южная телекоммуникационная компания" усматриваются признаки нарушения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Министерства имущественных отношений Ставропольского края настоящего дела.
Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности <***> ходатайствовал о прекращении производства по делу N29 в связи с отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях. При этом <***> пояснил, что между Министерством и ОАО "Южная телекоммуникационная компа-ния" заключен договор на сдачу в аренду зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Ставропольского края от 30.06.2008 г. N 2786 (далее - договор аренды). В соответствии с пунктом 6.5. договора аренды в случае, "если Арендатор про-должает пользоваться имуществом после истечения срока договора, при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок". Министерством края дополнительные соглашения о продлении договоров аренды не заключались. Согласно установленному статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федера-ции общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие за-кона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до вве-дения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обя-занностям, возникшим после введения его в действие. Договор аренды заключен до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", до 02.07.2008 (далее - Закон), в связи с чем. действие Зако-на не применяется к ранее возникшим правам и обязанностям, т.е. к договорному пра-воотношению в целом. В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федера-ции, если после заключения договора принят закон, устанавливающий правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности <***> Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Министерства имущественных отношений Ставропольского края нарушений требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края был заключен договор аренды зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Ставропольского края с ОАО "Южная телекоммуникационная компа-ния" N2786 от 30.06.2008 г.
30 января 2009 года данный договор был продлён на неопределённый срок путём направления Министерством в адрес ОАО "Южная телекоммуникационная компа-ния" письма N6327/11 о продлении договора аренды.
В последующем данный договор пролонгировался на основании ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" на 2010 год, путём заключения дополнительного соглашения от 01.03.2010.
Комиссия отклоняет доводы представителя Министерства о том, что договор аренды не продлялся, а в соответствии с п. 6.5 договора аренды от 30.06.2008 г. N 2786 был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, в виду следующего.
Договор на сдачу в аренду зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Ставропольского края от 30.06.2008 г. N2786 был заключен на определенный срок, с 01.01.2008 по 30.12.2008. В соответствии с условиями договора продление осуществлялось автоматически по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон об отказе от продления. Таким образом, фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 информационного письма от 16.02.2001 N59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"" разъяснил, что продление срока действия договора аренды является новым договором аренды.
Особенности заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество указанных в п.п. 1-13 настоящей статьи.
В июле 2009 г. были внесены изменения в ч. 4 ст. 53 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которыми, до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"- к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
ОАО "Южная телекоммуникационная компания" не является субъектом малого или среднего предпринимательства, и не подпадает под исключения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем у Министерства имущественных отношений Ставропольского края отсутствовали правовые основания для продления договора аренды N 2768 от 30.06.2008 г. без проведения торгов в порядке, определенном статьёй 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Министерство имущественных отношений Ставропольского края нарушившим нормы антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Министерству имущественных отношений Ставропольского края предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции").
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016