Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 16 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления - Никуйко Ирина Борисовна,
Члены Комиссии - главный государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы - Алимова Елена Владимировна,
- специалист 1 разряда отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы - Ивоняк Дмитрий Юрьевич
рассмотрев дело N 11-03-21-02/219, возбуждённое по признакам нарушения ч.3 ст.21. ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (ФЗ "О рекламе") в отношении ООО "Семья - маркет" (.)
в присутствии представителя по доверенности от ООО "Семья-маркет" от 01.01.2011 г., установила:
Специалистами Волгоградского УФАС России по собственной инициативе был проведен мониторинг рекламы сети магазинов "Семья". По результатам мониторинга установлен факт распространения рекламы алкогольной продукции в рекламном буклете "Обвал цен. Ценорез. Лови момент. Всего 5 дней. Срок действия акции с 21.02.2011-06.03.2011". На странице 5 буклета расположена реклама коньяка ("Киновский", "Старейшина", "Дукат пятилетний"), водки ("Парламент", "Северная Федерация Премиум Кедровая", "Зелена марка", "Двойная белая"), домашнего вина ("Изабелла"), алкогольного напитка ("Фанки Джуз"). На 7 странице буклета расположена реклама пива ("Олд Бобби", "Волжанин", "Клинское").
Обозначенные информационные сообщения обладают всеми квалифицирующими признаками рекламы, закрепленными п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", поскольку адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования (алкогольной продукции, пиво, реализуемые через сеть магазинов "Семья")
Частью 3 Статьи 21 ФЗ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного употребления в каждом случае. Такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 % рекламной площади.
Реклама алкогольной продукции в рекламном буклете сети магазинов "Семья" (срок действия акции "Обвал цен" с 20.02.2011-24.02.2011г.г.), на страницах 5, 7 формально содержит предупреждающую надпись, однако изображения тар того или иного алкогольного напитка или пива частично, а в некоторых случаях полностью (н-р, реклама пива "Олд Бобби", водка "Парламент") закрывают текст предупреждения. Кроме этого на странице 5 данного буклета, расположена реклама коньяка "Старейшина", ценник, расположенный на данной рекламе, свидетельствующий об акции на данный алкогольный продукт, искажает смысл предупредительной надписи, вследствие чего предупреждение выглядит следующим образом: "Употребление алкоголя вашему здоровью".
Законодательством Российской Федерации, строго регламентировано, какой процент площади рекламы должен быть отведен предупреждающей надписи (ч. 3 ст. 21. ч. 3 ст. 22, ФЗ "О рекламе"), она должна быть читаема, что в рассматриваемой ситуации невозможно.
С учетом изложенного, предупреждающая надпись формально присутствовала в рекламном буклете, однако форма представления предупреждающей надписи такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
В соответствии со ст.38 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., за нарушение требований, установленных ч.3 ст.21. ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе" ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно письма ООО "Семья-маркет" рекламодателем рассматриваемой информации об алкогольной продукции и пиве являлось ООО "Семья - маркет", рекламораспространителем и рекламопроизводителем - физическое лицо И. по договору возмездного оказания рекламных услуг N 12 от 04.02.2011 г. Исходя из условий договора (п. 2.2.2), И. должна была обеспечить соответствие разработанных рекламных материалов требованиям рекламного законодательства. До начала распространения таких материалов - согласовать их с ООО "Семья - маркет" (п. 2.2.3). Однако, по заявлению ООО "Семья - маркет", подтвержденному в ходе рассмотрения дела N 11-03-21-02/218 гр. И., последнее условие договора исполнителем было нарушено, материал вышел без согласования с Заказчиком.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рассматриваемая реклама алкогольной продукции и реклама пива является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением требований ч. 3 ст. 21, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе" в части обязательного сопровождения рекламы указанного вида товаров предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкоголя/ пива.
Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу алкогольной продукции, рекламу пива, распространенную в феврале 2011 г. в рекламном буклете магазинов "Семья" "Обвал цен. Ценорез. Лови момент. Всего 5 дней. Срок действия акции с 21.02.2011-06.03.2011" на странице 5 (реклама коньяка "Киновский", "Старейшина", "Дукат пятилетний", водки "Парламент", "Северная Федерация Премиум Кедровая", "Зелена марка", "Двойная белая", домашнего вина "Изабелла", алкогольного напитка "Фанки Джуз", на 7 странице (реклама пива "Олд Бобби", "Волжанин", "Клинское"), ненадлежащей, нарушающей требования ч. 3 ст. 21, ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Семья-маркет" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 16 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016