Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 13 мая 2011 г.
резолютивная часть оглашена 28 апреля 2011 года
изготовлено в полном объёме 13 мая 2011 года
г. Ижевск
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует); - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции - кворум соблюден,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2011-42Р, возбуждённое в отношении ООО "Торговая сеть 3 марта" по факту распространения рекламы торговой сети "3-МартА" в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
представителей ООО "Торговая сеть 3 марта":
, действующей на основании доверенности N 4 от 11.04.2011 г.;
представителя ООО "НР" - , действующей на основании доверенности N 14 от 25.04.2011 г., установила:
С 01 февраля 2011 г. по 01 марта 2011 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) в отношении ООО "НР" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения указанным лицом законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории города Ижевска, за период июль 2010 года - январь 2011 года. В ходе данного мероприятия установлено, что в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., распространялась реклама торговой сети "3-МартА", имеющая следующий видеоряд: изображение логотипа торговой сети "3-МартА", мясорубки и денежной купюры номиналом в 500 рублей, слоганом "Сдай старую дверь и получи!", с указанием сайта компании и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Сдай старую дверь и получи пятьсот рублей третье марта точка ру".
Указанная реклама была размещена на основании договора N 0831068-10 на оказание рекламно-информационных услуг от 23.12.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и ООО "Торговая сеть 3 марта" (Заказчик).
В соответствии с представленным видеоматериалом, рассматриваемая реклама выходила в следующее время: 03.01.2011 г. в 11:15:39 часов, 11:51:26 часов, 12:14:44 часов, 12:51:37 часов, 13:13:54 часов, 14:15:05 часов, 15:15:26 часов; 15:16:44 часов, 16:09:08 часов, 17:57:13 часов, 23:50:38 часов, 23:50:53 часов; 11.01.2011 г. в 08:47:44 часов, в 09:53:40 часов, в 10:21:44 часов, в 13:58:32 часов, 14:06:34 часов, 14:53:16 часов, в 15:10:25 часов, в 15:11:16 часов, в 15:43:06 часов, в 16:15:24 часов, в 20:51:11 часов, в 22:46:33 часов; 13.01.2011 г. в 13:58:25 часов, 14:13:11 часов, 14:57:51 часов, 15:52:13 часов, 16:13:53 часов; 14.01.2011 г. в 08:25:09 часов, в 08:43:40 часов, в 10:54:21 часов, в 11:23:28 часов, в 13:57:57 часов, в 15:10:24 часов, в 15:50:40 часов, в 16:09:16 часов, в 17:03:53 часов в 19:25:13 часов, в 20:50:25 часов.
18 марта 2011 г. Удмуртским УФАС России в адрес ООО "Торговая сеть 3 марта" был направлен запрос N СЮ 01-17-04/2025 о представлении документов и сведений, необходимых для установления наличия или отсутствия нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении указанной рекламы. В установленные сроки документы в Удмуртское УФАС России не представлены.
04 апреля 2011 г. Удмуртским УФАС России было возбуждено дело N СЮ 04-03/2011-42Р в отношении ООО "Торговая сеть 3 марта" по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - ООО "НР".
Рассмотрение дела N СЮ 04-03/2011-42Р было назначено на 28 апреля 2011 г.
Во исполнение определения о возбуждении дела N СЮ 04-03/2011-42Р ООО "Торговая сеть 3 марта" представило следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 18 N 002928400; копию решения N 1 от 19.09.2009; копию устава общества; копию свидетельства о внесении записи в ЕГРИП серия 18 N 002728821; копию договора N 35-11 от 20.12.2010 г.; копию договора N 0831068-10 на оказание рекламно-информационных услуг от 23.12.2010 г.; копию заказа на размещение рекламы N 000000000840 от 14.12.2010 г.; копию акта N 5 от 31.01.2011 г.; копию акта сдачи-приемки выполненных работ от 31.01.2011 г.; копию макета рекламы; копию приказа N 001 от 03.01.2011; копию платежного поручения N 966 от 29.12.2010 г.; копию договора N 127 от 18.02.2011 г.; копию договора N 127 от 28.02.2011 г.; копию заказа покупателя N 1280 от 18.02.2011 г. с приходно-кассовым ордером N 1772 от 18.02.2011 г.; копию заказа покупателя N 1503 от 28.02.2011 г. с приходно-кассовым ордером N 2088 от 28.02.2011 г. и письменные пояснения, согласно которым ИП и ООО "Торговая сеть 3 марта" входят в единый бренд "Торговая сеть 3 марта". Договор на изготовление и размещение рекламы был заключен от лица ООО "Торговая сеть 3 марта", реализация дверей розничным покупателям осуществлялась от лица ИП.
На заседании Комиссии, состоявшемся 28 апреля 2011 г., представитель ООО "Торговая сеть 3 марта" пояснил, что рассматриваемый ролик торговой сети "3-МартА" был изготовлен на основании договора N 35-11 от 20.12.2010 г., заключенного между ООО "Торговая сеть 3 марта" и ИП. В связи с новогодними праздниками, изготовленный ролик обществом согласован не был, а был сразу передан. в ООО "НР".
Также из пояснений ООО "Торговая сеть 3 марта" следует, что только при покупке полного комплекта дверей покупателю предоставляется скидка в размере 500 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., распространялась реклама группы компаний "Таймас", имеющая следующий видеоряд: изображение логотипа торговой сети "3-МартА", мясорубки и денежной купюры номиналом в 500 рублей, слоганом "Сдай старую дверь и получи!", с указанием сайта компании и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Сдай старую дверь и получи пятьсот рублей третье марта точка ру".
В соответствии с представленным видеоматериалом, рассматриваемая реклама выходила в следующее время: 03.01.2011 г. в 11:15:39 часов, 11:51:26 часов, 12:14:44 часов, 12:51:37 часов, 13:13:54 часов, 14:15:05 часов, 15:15:26 часов; 15:16:44 часов, 16:09:08 часов, 17:57:13 часов, 23:50:38 часов, 23:50:53 часов; 11.01.2011 г. в 08:47:44 часов, в 09:53:40 часов, в 10:21:44 часов, в 13:58:32 часов, 14:06:34 часов, 14:53:16 часов, в 15:10:25 часов, в 15:11:16 часов, в 15:43:06 часов, в 16:15:24 часов, в 20:51:11 часов, в 22:46:33 часов; 13.01.2011 г. в 13:58:25 часов, 14:13:11 часов, 14:57:51 часов, 15:52:13 часов, 16:13:53 часов; 14.01.2011 г. в 08:25:09 часов, в 08:43:40 часов, в 10:54:21 часов, в 11:23:28 часов, в 13:57:57 часов, в 15:10:24 часов, в 15:50:40 часов, в 16:09:16 часов, в 17:03:53 часов в 19:25:13 часов, в 20:50:25 часов.
Согласно п. 1) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение, распространяемое в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., адресовано неопределенному кругу лиц - потенциальным зрителям телеканала, направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - торговой сети "3-МартА", а также к акции "Сдай старую дверь и получи пятьсот рублей", формирует и поддерживает интерес к данным объектам, следовательно, является рекламой торговой сети "3-МартА", а также указанной выше акции.
Данная реклама распространялась в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска, на основании договора N 0831068-10 на оказание рекламно-информационных услуг от 23.12.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и ООО "Торговая сеть 3 марта" (Заказчик). Согласно данного договора, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в размещении рекламно-информационного материала, предоставленных Заказчиком в эфир Телеканала, а Заказчик в свою очередь, обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в объеме и в сроки, указанные в Договоре.
На основании указанного договора рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Торговая сеть 3 марта", как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы "Сдай старую дверь и получи пятьсот рублей третье марта точка ру" для последующего распространения в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска.
Рекламораспространителем данной рекламы является ООО "НР", которое непосредственно осуществило распространение рассматриваемой рекламы в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска.
Видеоролик торговой сети "3 МартА" был изготовлен на основании договора N 35-11 от 20.12.2010 г., заключенного между ООО "Торговая сеть 3 марта" (Заказчик) и ИП (Исполнитель), согласно которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства в период действия договора, выполнить работы по изготовлению аудивизуального произведения для Заказчика, в соответствии с согласным сторонами брифом (техническим заданием), а Заказчик обязуется принять эти работы и оплатить их. Комиссией Удмуртского УФАС России отклоняется довод ООО "Торговая сеть 3 марта" о том, что изготовленный ролик торговой сети "3-МартА" был передан непосредственно в ООО "НР" ИП без предварительного согласования ООО "Торговая сеть 3 марта", поскольку в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие данный факт, а также в договоре по изготовлению аудивизуального произведения N 35-11 от 20.12.2010 г. у ИП не прописано в обязательствах передать изготовленный ролик в ООО "НР" на размещение в телепрограммах.
Согласно акту N 5 от 31.01.2011 г. ООО "Торговая сеть 3 марта" приняло услуги по договору N 35-11 от 20.12.2010 г,. заключенному с ИП, претензий по объему, качеству и срокам Общество к Индивидуальному предпринимателю не имеет.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемое рекламное сообщение содержит следующий видеоряд: изображение логотипа торговой сети "3-МартА", мясорубки и денежной купюры номиналом в 500 рублей, слоганом "Сдай старую дверь и получи!", с указанием сайта компании и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Сдай старую дверь и получи пятьсот рублей третье марта точка ру".
Согласно Приказа N 001 от 03.01.2011 г., представленному ООО "Торговая сеть 3 марта": в период с 03.01.2011 г. по 03.03.2011 г. во всех магазинах торговой сети "3-МартА" проходит акция под названием "Программа утилизации межкомнатных дверей". Согласно условиям акции, при покупке полного комплекта дверей (дверь 1 шт., стойка короба - 2,5 шт., наличник - 5 шт, петли 2 шт, ручка 1 шт.) покупателю предоставляются: гарантированная скидка 500 (Пятьсот) руб.; бесплатная услуга по демонтажу, вывозу и утилизации старого полотна.
Таким образом, в рекламе торговой сети "3-МартА" содержится информация о возможности получения 500 рублей при условии сдачи старой двери, однако отсутствует информация о сроках проведения данного мероприятия, а также условия действия акции, такого как - скидка в 500 руб. предоставляется только лишь при покупке полного комплекта дверей (дверь 1 шт., стойка короба - 2,5 шт., наличник - 5 шт, петли 2 шт, ручка 1 шт.), что может исказить смысл информации и ввести потребителей в заблуждение.
Информация о сроках проведения данного мероприятия, а также о необходимости покупки полного комплекта дверей для получения скидки в 500 руб., является существенной, и ее отсутствие искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рассматриваемой рекламы.
Следовательно, отсутствие в рекламе вышеуказанной информации, является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, ООО "Торговая сеть 3 марта", определив объект рекламирования торговой сети "3-Марта" с отсутствием части существенной информации о сроках проведения акции, а также о необходимости покупки полного комплекта дверей для получения скидки в 500 руб., для последующего размещения в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска, нарушило требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Принимая во внимание то обстоятельство, что до рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства РФ о рекламе со стороны ООО "Торговая сеть 3 марта" представлены не были, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Торговая сеть 3 марта" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в соответствии с пп. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пп. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.55, пп. 3.55.1-3.55.6, п.3.56, пп.3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия решила:
1. Признать рекламу группы компаний "Таймас", распространяемую в телепрограммах "ТНТ" и "Новый регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., имеющей следующий видеоряд: изображение логотипа торговой сети "3-МартА", мясорубки и денежной купюры номиналом в 500 рублей, слоганом "Сдай старую дверь и получи!", с указанием сайта компании и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Сдай старую дверь и получи пятьсот рублей третье марта точка ру",
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "Торговая сеть 3 марта" рекламодателем, нарушившим ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ООО "Торговая сеть 3 марта" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Торговая сеть 3 марта" и виновного должностного лица Общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписание могут быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 13 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016