Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 16 мая 2011 г.
резолютивная часть оглашена 28 апреля 2011 года
изготовлено в полном объёме 16 мая 2011 года
г. Ижевск
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует); - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции - кворум соблюден,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2011-44Р, возбуждённое в отношении ООО "НР" и ИП по факту распространения рекламы мебельного салона "ДАРДИ" в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., с признаками нарушения статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
представителя ООО "НР" - , действующей на основании доверенности N 14 от 25.04.2011 г.; , установила:
С 01 февраля 2011 г. по 01 марта 2011 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) в отношении ООО "НР" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения указанным лицом законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории города Ижевска, за период июль 2010 года - январь 2011 года.
В ходе данного мероприятия установлено, что в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., распространялась реклама мебельного салона "DARDI", имеющая следующий видеоряд: на синем фоне текст "новый год время волшебства кухни, мягкая, корпусная, офисная мебель DARDI т.52-92-15", с изображением дивана, платяного шкафа и Торгового центра "Коста Бланка" с указанием адреса, сайта и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Новый год время волшебства закажи кухню мягкую или корпусную мебель и получи новогодний подарок от мебельного салона DARDI мы не учимся мы уже волшебники".
Указанная реклама была размещена на основании договора N 0837713-10 на оказание рекламно-информационных услуг от 31.08.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и (Заказчик).
В соответствии с представленным видеоматериалом, рассматриваемая реклама выходила в следующее время: 03.01.2011 г. в 09:23:06 часов, 09:51:56 часов, 10:12:32 часов, 10:45:29 часов, 14:52:07 часов, 15:51:26 часов, 16:51:13 часов, 21:39:16 часов, 23:08:45 часов; 11.01.2011 г. в 07:50:57 часов, в 09:52:55 часов, в 10:54:16 часов, в 11:20:18 часов, в 14:05:44 часов, в 14:52:46 часов, в 15:42:46 часов, в 16:14:54 часов, в 16:34:42 часов, в 20:50:51 часов, в 22:07:16 часов; 13.01.2011 г. в 14:12:11 часов, 14:57:20 часов, 15:51:33 часов, 16:13:13 часов, 16:37:10 часов; 14.01.2011 г. в 07:44:01 часов, в 04:19:35 часов, в 10:54:06 часов, в 11:23:08 часов, в 14:08:22 часов, в 14:52:20 часов, в 15:49:49 часов, в 16:08:46 часов, в 16:32:48 часов, в 20:09:13 часов, в 20:50:25 часов.
18 марта 2011 г. Удмуртским УФАС России был направлен запрос N СЮ 01-17-04/2025 в адрес ИП о представлении документов и сведений, необходимых для установления наличия или отсутствия нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении указанной рекламы.
На указанный запрос ИП представлены следующие документы: копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия 18 N 1139913; копия свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серия 18 N 002425856; копия договора N 083713-10 на оказание рекламно- информационных услуг от 31.08.2010 г.; копия договора N 0821121-10 на производство аудивизуального произведения от 20.10.2010 г.; копия заказа на размещение рекламы N 000000000352 от 31.08.2010 г.; копия заказа на размещение рекламы N 000000000375 от 06.09.2010 г.; копия заказа на размещение рекламы N 000000000836 от 14.12.2010 г.; копия акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 18.01.2010 г. к договору на оказание рекламно- информационных услуг N 083713-10 от 31.08.2010 г.; копия акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 31.01.2010 г. к договору на производство аудивизуального произведения N 0821121-10 от 20.10.2010 г.; копия акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 31.01.2010 г. к договору на оказание рекламно- информационных услуг N 083713-10 от 31.08.2010 г.; копия платежного поручения N 171 от 30.11.2010 г.; копия квитанции к приходно-кассовому ордеру N 484 от 02.12.2010 г. с копией кассового чека N 1537412; копия предложения пакета "Засоли"; копия информационного листа, содержащего условия о проведении акции; копия видеоролика; уведомление о невозможности ИП представить копию чека и приходно-кассовый ордер на сумму 24 000 руб. ввиду утери.
04 апреля 2011 г. Удмуртским УФАС России было возбуждено дело N СЮ 04-03/2011-44Р в отношении ООО "НР" и ИП по признакам нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", по факту распространения на телеканале "ТНТ-Новый Регион" рекламы мебельного салона "DARDI", содержащей информацию о том, что при заказе кухни, мягкой или корпусной мебели покупатель получает подарок от мебельного салона, без указания сроков выдачи подарков, сведений об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве подарков, сроках, месте и порядке их получения.
Рассмотрение дела N СЮ 04-03/2011-44Р было назначено на 28 апреля 2011 г.
Во исполнение пункта 5 определения о возбуждении дела ООО "НР" представило копию должностной инструкции от 03.03.2008 г, копию приказа N 126-к от 01.09.2010 г., копию заявки на производство рекламы, а также письменные пояснения, согласно которым 20.11.2010 г. между ООО "НР" (Исполнитель) и ИП (Заказчик) был заключен договор на производство аудивизуального произведения N 0821121-10. По условиям данного договора Исполнитель принял на себя обязательство изготовить аудиовизуальное произведение - динамичную заставку, хронометражем 10 секунд. Пункт 6.4. Договора гласит, что Заказчик является рекламодателем и несёт полную правовую ответственность за содержание и достоверность информации, содержащейся в видеопродукции и риск возможных убытков. 23.11.2010 г. Заказчиком была предоставлена информация для производства динамичной заставки и утверждена заявка на производство (техническое задание). При устной беседе, Заказчику было разъяснено, что предоставленная им рекламная информация содержит стимулирующее мероприятие, поэтому ему необходимо представить и указать в динамичной заставке сроки проведения мероприятия, а также источник информации об организаторе, правилах проведения мероприятия, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения. Данные разъяснения при производстве динамичной заставки ИП учтены не были. В январе 2011 г. в эфире телеканала "ТНТ-Новый Регион" на основании договора N 083713-10 от 31.08.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и ИП (Заказчик) была размещена реклама мебельного салона "DARDI" с нарушением ст. 9 ФЗ "О рекламе". Так п. 6.1.2. Договора предусматривает, что Заказчик полностью за свой счет несет ответственность за достоверность содержания информации, используемой с его ведома, и ее соответствие фактическому положению дел и действующему законодательству. Нарушения в рассматриваемой рекламе были вызваны неисполнением ИП рекомендаций и прямых указаний ООО "НР" на предмет обязательного содержания в рекламе мебельного салона "DARDI" информации, предъявляемой ФЗ "О рекламе" к проведению стимулирующего мероприятия, а также неисполнением своих должностных обязанностей заместителем директора по производству Согласно п. 2.8. должностной инструкции, заместитель директора по производству ООО "НР" осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в области контроля за соблюдением требований рекламного законодательства, выдачу рекламного материала в эфир. Согласно приказу N 126-К от 01.09.2010 г., заместитель директора по производству назначен ответственным лицом за соблюдение требований рекламного законодательства и выдачу рекламных материалов в эфир. Заместитель директора по производству должен был передать перед тем как выпустить рекламные материалы в эфир телеканала "ТНТ-Новый Регион", осуществить первичный контроль рекламы, затем передать на проверку и утверждение юрисконсульту, а после проведенных вышеуказанных действий и необходимых согласований передать программному редактору для включения в эфирную путевку. Данные действия со стороны заместителя директора по производству произведены не были.
Следствием неисполнения своих должностных обязанностей. явилось распространение в эфире телеканала "ТНТ-Новый Регион" не соответствующего законодательству о рекламе рекламного ролика мебельного салона "DARDI". О допущенных нарушениях директор ООО "НР" не знал и был поставлен в известность только при получении выданного Удмуртским УФАС России акта проверки.
На заседании Комиссии, состоявшемся 28 апреля 2011 г., ИП пояснила, что в период с 01.01.2011 г. по 31.01.2011 г. в мебельном салоне "DARDI", расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 161, проходила акция под названием: "каждому покупателю подарок". Подарки выдавались всем без исключения, в виде бутылки шампанского, при заключении договора на изготовление мебели. Информация о предоставлении подарков располагалась возле рабочего стола в салоне "DARDI". Информация о сроках проведения указанной акции в рассматриваемой рекламе, распространяемой на телеканале "ТНТ-Новый Регион" не была указана в связи с тем, что ИП не знала, сколько продлится данная акция.
Рассматриваемый рекламный ролик был изготовлен ООО "НР" за счет средств ИП.
Представитель ООО "НР", на заседании Комиссии, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в материалы дела.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., распространялась реклама мебельного салона "DARDI", имеющая следующий видеоряд: на синем фоне текст "новый год время волшебства кухни, мягкая, корпусная, офисная мебель DARDI т.52-92-15", с изображением дивана, платяного шкафа и Торгового центра "Коста Бланка" с указанием адреса, сайта и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Новый год время волшебства закажи кухню мягкую или корпусную мебель и получи новогодний подарок от мебельного салона DARDI мы не учимся мы уже волшебники".
В соответствии с представленным видеоматериалом, рассматриваемая реклама выходила в следующее время: 03.01.2011 г. в 09:23:06 часов, 09:51:56 часов, 10:12:32 часов, 10:45:29 часов, 14:52:07 часов, 15:51:26 часов, 16:51:13 часов, 21:39:16 часов, 23:08:45 часов; 11.01.2011 г. в 07:50:57 часов, в 09:52:55 часов, в 10:54:16 часов, в 11:20:18 часов, в 14:05:44 часов, в 14:52:46 часов, в 15:42:46 часов, в 16:14:54 часов, в 16:34:42 часов, в 20:50:51 часов, в 22:07:16 часов; 13.01.2011 г. в 14:12:11 часов, 14:57:20 часов, 15:51:33 часов, 16:13:13 часов, 16:37:10 часов; 14.01.2011 г. в 07:44:01 часов, в 04:19:35 часов, в 10:54:06 часов, в 11:23:08 часов, в 14:08:22 часов, в 14:52:20 часов, в 15:49:49 часов, в 16:08:46 часов, в 16:32:48 часов, в 20:09:13 часов, в 20:50:25 часов.
Согласно п. 1) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение, распространяемое в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., адресовано неопределенному кругу лиц - потенциальным зрителям телеканала, направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - мебельному салону "DARDI", а также к предоставляемым подаркам при заказе в указанном салоне мебели, формирует и поддерживает интерес к данным объектам, следовательно, является рекламой мебельного салона "DARDI", а также услугам, оказываемым данным салоном.
Указанная реклама была размещена на основании договора N 0837713-10 на оказание рекламно-информационных услуг от 31.08.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и ИП (Заказчик). Согласно данного договора, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в размещении рекламно-информационного материала, предоставленных Заказчиком в эфир Телеканала, а Заказчик в свою очередь, обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в объеме и в сроки, указанные в Договоре.
На основании указанного договора рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП, как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы "Новый год время волшебства закажи кухню мягкую или корпусную мебель и получи новогодний подарок от мебельного салона DARDI мы не учимся мы уже волшебники" для последующего распространения в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска.
Рекламораспространителем данной рекламы является ООО "НР", которое непосредственно осуществило распространение рассматриваемой рекламы в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска.
Согласно пояснениям ИП, подарок в виде бутылки шампанского предоставлялся всем покупателям без исключения при заключении договора на изготовление мебели.
Согласно письма N АН/16754 Федеральной антимонопольной службы от 31.05.2010 г., мероприятие, по условиям которого подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадают под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 ФЗ "О рекламе", и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, в связи с тем, что в мебельном салоне "DARDI" подарки предоставляются всем покупателям, сделавшим заказ в данном салоне, то указанное мероприятие не подпадает под понятие стимулирующее, в связи с чем, требования ст. 9 ФЗ "О рекламе" не нарушаются.
Кроме того, при рассмотрении материалов дела, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости переквалифицирования действий ИП по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в связи с отсутствием в вышеуказанной рекламе части существенной информации о необходимости получения подарков, в частности указания в вышеуказанной рекламе информации о сроках проведения данного мероприятия, что может исказить смысл информации и ввести потребителей в заблуждение.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемое рекламное сообщение содержит следующий видеоряд: на синем фоне текст "новый год время волшебства кухни, мягкая, корпусная, офисная мебель DARDI т.52-92-15", с изображением дивана, платяного шкафа и Торгового центра "Коста Бланка" с указанием адреса, сайта и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Новый год время волшебства закажи кухню мягкую или корпусную мебель и получи новогодний подарок от мебельного салона DARDI мы не учимся мы уже волшебники".
Согласно информационного листа, содержащего условия проведения акции представленного ИП в материалы дела, а также устных пояснений данного лица установлено, что рассматриваемая акция по предоставлению подарков покупателям проводилась в период с 01.01.2011 г. по 31.01.2011 г.
В рекламе мебельного салона "DARDI" содержится информация о получении подарков при заказе мебели в мебельном салоне "DARDI", вместе с тем, отсутствует информация о сроках проведения данного мероприятия, что может исказить смысл информации и ввести потребителей в заблуждение.
Информация о сроках проведения данного мероприятия, является существенной и ее отсутствие искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рассматриваемой рекламы.
Следовательно, отсутствие в рекламе вышеуказанной информации, является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, ИП, определив объект рекламирования мебельного салона "DARDI" с отсутствием части существенной информации о сроках проведения акции по получению подарков при заказе мебели в мебельном салоне "DARDI", для последующего размещения в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска, нарушила требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе". v
Принимая во внимание то обстоятельство, что до рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства РФ о рекламе со стороны ИП представлены не были, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в соответствии с пп. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пп. 36-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.53, п. 3.55, пп. 3.55.1-3.55.6, п.3.56, пп.3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия решила:
1. Признать рекламу мебельного салона "DARDI", распространяемую в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., имеющей следующий видеоряд: на синем фоне текст "новый год время волшебства кухни, мягкая, корпусная, офисная мебель DARDI т.52-92-15", с изображением дивана, платяного шкафа и Торгового центра "Коста Бланка" с указанием адреса, сайта и телефона, дополненный голосовым сопровождением: "Новый год время волшебства закажи кухню мягкую или корпусную мебель и получи новогодний подарок от мебельного салона DARDI мы не учимся мы уже волшебники",
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ИП рекламодателем, нарушившим ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Производство по делу в отношении ООО "НР" прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Решение и предписание могут быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 16 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016