Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 16 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
Галичина Л.Н., заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
члены Комиссии: |
Скобина Е.Ю. - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Бромберг М.В. - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 30-2011 по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") рекламы медицинских услуг, оказываемых медико-санитарной частью Закрытого акционерного общества "Кыштымский медеэлектролитный завод"" (далее также - ЗАО "КМЭЗ"), при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии:
законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Перспектива" - <_> действующей на основании Протокола Общего собрания участников ООО "Перспектива" от 23.05.2008 N 1, личность удостоверена по паспорту; <_> действующей на основании Протокола Общего собрания участников ООО "Перспектива" от 23.05.2008 N 1, личность удостоверена по паспорту;
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ЗАО "КМЭЗ" - <_> действующего на основании доверенности от 01.03.2011 N 19, личность удостоверена по паспорту,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жительницы г. Кыштыма о распространении в информационно-рекламном еженедельнике "Ваша Перспектива" рекламы медицинских с признаками нарушения законодательства о рекламе.
В ходе проведения проверки изложенных в заявлении фактов, Челябинским УФАС России установлено, что в информационно-рекламном еженедельнике "Ваша Перспектива" от 10 марта 2011 года N 8(134) распространяется реклама услуг, оказываемых Медико-санитарной частью ЗАО "КМЭЗ", в которой присутствуют следующие сведения: "Платные услуги УЗИ: щитовидной железы, молочных желез, лимфатических узлов, органов брюшной полости, почек, половых органов, обследование беременных с фотографией плода. Стоимость исследования одного органа от 190 руб.".
Данная реклама медицинских услуг не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов.
Согласно выходным данным газеты "Ваша Перспектива" ее издателем является ООО "Перспектива". Челябинским УФАС России у данной организации были запрошены объяснения по факту распространения указанной рекламы при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к применению медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов.
По мнению ООО "Перспектива", модуль ЗАО "КМЭЗ" не является рекламой, а носит информационный характер, направлен на информирование потребителей о том, что в медико-санитарной части ЗАО "КМЭЗ" можно платно пройти услуги УЗИ. ООО "Перспектива" считает, что присутствие в тексте сообщения предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов не является обязательным, поскольку ЗАО "КМЭЗ" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, противопоказаний для услуг по УЗИ не имеется, а направление на УЗИ выдают врачи-специалисты, которые оказывают пациента необходимые консультации. ЗАО "КМЭЗ", являющееся рекламодателем, считает, что объектом рекламирования является медико-санитарная часть ЗАО "КМЭЗ". Сведения "платные услуги УЗИ" указывают на вид деятельности, а все перечисленные виды ультразвукового исследования лишь конкретизируют сферу деятельности, в связи с чем не требуется указывать в рекламе предусмотренное законодательством предупреждение.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. При этом под объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная в информационно-рекламном еженедельнике "Ваша Перспектива", предназначена для неопределенного круга лиц - читателей газеты. Присутствие в тексте наименования "Медико-санитарная часть ЗАО "КМЭЗ", а также сведений об оказываемых им платных услуг по ультразвуковому исследованию, направлена на привлечение внимания к данному учреждению и оказываемым им услугам. Указание стоимости (стоимость исследования одного органа от 190 руб.) формирует и поддерживает интерес к данным услугам и способствует их продвижению на рынке.
Таким образом, указанная информация обладает всеми признаками рекламы и должна соответствовать требованиям названного Закона.
В силу части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста. Площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем 5 % рекламной площади.
Согласно отраслевому классификатору "Простые медицинские услуги" ОК ПМУ 91500.09.0001-2001, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 года N 113, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В рекламе Медико-санитарной части ЗАО "КМЭЗ" объектом рекламирования являются услуги ультразвукового исследования, в том числе ультразвуковое исследование щитовидной железы, молочных желез, лимфатических узлов органов брюшной полости, почек, половых органов, обследование беременных и др.
Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемуся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", работы (услуги) по ультразвуковой диагностике являются медицинскими услугами.
Отсутствие в указанной рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Частью 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы медицинских услуг является ЗАО "КМЭЗ" как лицо, оказывающее рекламируемые услуги.
В силу части 6 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Перспектива" как лицо, осуществившее распространение рекламы в издаваемой им информационно-рекламной газете "Ваша Преспектива".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ЗАО "КМЭЗ", распространенную ООО "Перспектива" в информационно-рекламной газете "Ваша Перспектива" от 10 марта 2011 года N 8(134) при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалиста, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "КМЭЗ", ООО "Перспектива" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Е.Ю. Скобина
М.В. Бромберг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016