Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 16 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
Галичина Л.Н., заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
члены Комиссии: |
Скобина Е.Ю. - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Бромберг М.В. - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 28-2011 по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") рекламы медицинских услуг, оказываемых Обществом с ограниченной ответственностью "Стома" (далее также - ООО "Стома"), при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии:
законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Перспектива" - <_> действующей на основании Протокола Общего собрания участников ООО "Перспектива" от 23.05.2008 N 1, личность удостоверена по паспорту; <_> действующей на основании Протокола Общего собрания участников ООО "Перспектива" от 23.05.2008 N 1, личность удостоверена по паспорту;
законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Стома" - <_> действующей на основании Решения единственного участника ООО "Стома" о назначении <_> на должность <_> от 11.05.2006 N 3, Решения единственного участника ООО "Стома" о продлении полномочий <_> ООО "Стома" от 11.05.2011 N 6, личность удостоверена по паспорту,
УСТАНОВИЛА:
В информационно-рекламном еженедельнике "Ваша Перспектива" от 03 февраля 2011 года N 3(129) размещена реклама услуг, оказываемых стоматологическим салоном "Стома", в которой присутствуют следующие сведения: "Все виды стоматологических услуг: Безболезненное лечение и реставрация зубов (пломба от 500 руб.); все виды протезирования (металлокерамика от 2800 руб. за единицу); исправление прикуса с помощью брекет-систем; удаление зубов.".
Данная реклама медицинских услуг не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.
Аналогичная реклама также размещена в информационно-рекламных еженедельниках "Ваша Перспектива" от 10 февраля 2011 года N 4(130), от 17 февраля
2011 года N 5 (131), от 24 февраля 2011 года N 6 (132), от 3 марта 2011 года N 7(133), от 10 марта 2011 года N 8(134), от 17 марта 2011 года N 9 (135), от 24 марта 2011 года N 10(136), от 31 марта 2011 года N 11(137).
Согласно выходным данным газеты "Ваша Перспектива" ее издателем является ООО "Перспектива". Челябинским УФАС России у данной организации были запрошены объяснения по факту распространения указанной рекламы при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к применению медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов.
По мнению ООО "Перспектива", модуль ООО "Стома" не является рекламой, а носит информационный характер, так как содержит сведения о видах деятельности, оказываемых стоматологическим салоном "Стома", указание на конкретные медицинские услуги отсутствует, в связи с чем присутствие в тексте сообщения предусмотренного законодательством предупреждения не является обязательным.
ООО "Стома", являющееся рекламодателем, также считает, что размещенный в газете "Ваша Перспектива" модуль ООО "Стома" носит информационный характер, направлен на информирование потребителей о тех направлениях деятельности, которые оказывает ООО "Стома", при обращении клиента в стоматологию специалисты клиники в обязательном порядке дают консультацию, в том числе о возможных противопоказаниях, поэтому присутствие соответствующего предупреждения в тексте рекламы не считает обязательным.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная в информационно-рекламном еженедельнике "Ваша Перспектива", предназначена для неопределенного круга лиц - читателей газеты. Присутствие в тексте наименования "Стоматологический салон "Стома", а также сведений об оказываемых стоматологических услугах: лечении и реставрации зубов, протезировании, исправлении прикуса с помощью брекет-систем, удалении зубов, направлено на привлечение внимания к данному стоматологическому салону и оказываемым им стоматологическим услугам. Указание стоимости отдельных видов услуг (пломба от 500 руб., металлокерамика от 2800 руб. за единицу) формирует и поддерживает интерес к данным услугам и способствует их продвижению на рынке.
Таким образом, указанная информация обладает всеми признаками рекламы, содержащимися в статье 3 Федерального закона "О рекламе" и должна соответствовать требованиям названного Закона.
В силу части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста. Площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем 5 % рекламной площади.
Согласно отраслевому классификатору "Простые медицинские услуги" ОК ПМУ 91500.09.0001-2001, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 года N 113, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В рекламе стоматологического салона "Стома" объектом рекламирования являются стоматологические услуги по лечению, реставрации, протезированию, удалению зубов, исправлению прикуса.
Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемуся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", работы (услуги) по стоматологи являются медицинскими услугами.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) услуги, оказываемые стоматологическими подразделениями, в том числе: лечение зубов, зубопротезирование относятся к медицинским услугам.
Отсутствие в рекламе медицинских услуг, оказываемых ООО "Стома", предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающие услуги.
Частью 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы медицинских услуг является ООО "Стома" как лицо, оказывающее рекламируемые услуги и определившее объект рекламирования и содержание рекламы, путем заключения договора на размещение рекламы в газете "Ваша Перспектива" с ООО "Перспектива".
В силу части 6 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Перспектива" как лицо, осуществившее распространение рекламы путем издания информационно-рекламной газеты "Ваша Преспектива".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ООО "Стома", распространенную ООО "Перспектива" в информационно-рекламной газете "Ваша Перспектива" от 03 февраля 2011 года N 3(129), от 10 февраля 2011 года N 4(130), от 17 февраля 2011 года N 5 (131), от 24 февраля 2011 года N 6 (132), от 3 марта 2011 года N 7(133), от 10 марта 2011 года N 8(134), от 17 марта 2011 года N 9 (135), от 24 марта 2011 года N 10(136), от 31 марта 2011 года N 11(137), в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалиста, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Стома", ООО "Перспектива" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Е.Ю. Скобина
М.В. Бромберг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016